Инструменты и средства ИКТ для организации коллективной учебной деятельности обучающихся
статья по английскому языку

Новохацкая Марина Николаевна

Статья на тему: Инструменты и средства ИКТ для организации коллективной учебной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrumenty_i_sredstva_ikt.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Инструменты и средства ИКТ для организации коллективной учебной деятельности обучающихся

        Введение и реализация ФГОС НОО II поколения открывает новый взгляд на решение основных вопросов педагогики «чему» и «как» учить детей в современном мире. XXI век— век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Использование ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • сделать учебный процесс более эффективным;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, т.е. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
  • облегчить деятельность педагога и создать эффективную обратную связь.

Методики обучения на основе ИКТ обладают необходимым потенциалом для достижения качественно новых образовательных результатов. Обращение к ИКТ существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебной информации можно отнести информационно-справочные системы, электронные учебники и словари, энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы, как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети, или Интернет. Среду, складывающуюся на основе средств ИКТ, называют информационно-коммуникационной образовательной средой. Прежде всего, необходимо отметить влияние информационно-коммуникационной образовательной среды на мотивационную сферу и создание условий для готовности учащихся к обучению. Она оказывает влияние на организацию учебной деятельности. Знания не передаются в «готовом» виде, а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучающихся. Благодаря этому обеспечивается возможность «погружения» обучающихся в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская и проектная деятельность, осуществляется общение на иностранном языке.  Инструменты и средства ИКТ можно использовать не только для организации индивидуальной работы обучающихся, но и коллективной.

Возможности использования программы Word: сейчас умением работать с этой программой никого не удивишь. Но при этом у программы есть ряд преимуществ: простота использования, быстрота редактирования, нет необходимости доступа в Интернет. Для вовлечения в работу всего класса можно предложить следующее задание, которое можно выполнять в классе, где есть только один компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор. Учащимся предъявляется текст, в котром полностью отсутствуют глаголы. Учащиеся высказывают свои предположения и учитель сразу может редактировать текст на компьютере. Задания такого типа позволяют вовлечь весь класс в обсуждение.

Развитие диалогической речи через создание презентаций в Power Point. Занятия проходят в компьютерном классе. Учитель делит обучающихся на малые группы, учащиеся садятся за компьютеры, им предлагается выбрать иллюстрацию из предложенных учителем, придумать диалоги, создать 2 слайда по аналогии с показанными ранее учителем: первый слайд - только выноски, второй- фотография с выносками с прямой речью. В конце урока учащиеся по очереди показывают свои слайды с диалогами всему классу, остальные учащиеся по первому слайду должны догадаться о том, какой ситуации соответствует диалог, по второму слайду осуществляется  проверка. Поисковая система Ask  (www.ask.com) позволяет организовать работу в группах (например, урок Quiz), на котором обучающиеся учатся создавать тексты, осуществлять поиск информации, исследуют возможности поисковых систем, расширяют знания в области истории и географии, развивают умения эффективно сотрудничать в группе.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, сайта, буклета, видеоролика,… Оценивается работа по заранее заданным критериям.

Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения :

  • осуществляется поиск информации в различных источниках, ее классификация и обработка;
  • теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.)
  • защита требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.
  • работа преимущественно осуществляется в группе, и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

        Таким образом, коллективная работа обучающихся на уроке с применением ИКТ является мощным мотивирующим фактором, вызывает интерес к обучению и познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

Организация социально-значимой деятельности обучающихся, как средство самореализации личности.

В настоящее время  в системе образования происходят изменения, регламентированные требованиями современного общества. Главным  среди них является:  умение делать осознанный выбор ...

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...

Презентация выступления на тему: "Экологические проекты как средство организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся".

Метод экологического проекта основывается на использование нескольких компонентов: интеллектуального, личностного, внутренней готовности субъекта воплотить свои взгляды в реальные дела....

Электронные учебные пособия как средство активизации учебной деятельности обучающихся

В рамках данной работы было создано электронное учебное пособие «Компьютерная графика», включающее в себя теоретический материал, в котором имеются наглядные иллюстрации, ссылки на видеоматериал по ...

Статья "Использование проектной методики на уроке иностранного языка как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности обучающихся"

Основной  целью   введения метода проектов в школу  является развитие интереса к предмету и приобретение  исследовательского  опыта, развитие умения  творчески оформ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....