Статья на тему «Организация внеурочной деятельности по английскому языку для детей с ОВЗ »
статья по английскому языку (6 класс)
Статья раскрывает актуальные вопросы связанные с обучением детей с ОВЗ и адаптации их в обществе как современную проблему и берет за основу внеурочную деятельность как решение образовательных задач урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Организация внеурочной деятельности по английскому языку для детей с ОВЗ ».
За последнее десятилетие стал наблюдаться рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако вместе с этим и начала развиваться система инклюзивного образования.
В настоящее время процесс инклюзивного образования начал стремительно развиваться, но проблема образовательных учреждений занимающихся инклюзивной практикой – это создание специальных условий для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья и организации внеурочной деятельности является предметом особого контроля со стороны государства и общества.
Изучение английского языка предполагает овладение фонетическим, грамматическим и лексическим материалом. На современном этапе развития системы образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, занимающей важное место в процессе обучения и повышении его эффективности.
«Внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока» [1, с. 11].
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Педагогическая целесообразность внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития личности.
Задачами внеурочной деятельности являются:
обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
оптимизация учебной нагрузки учащихся;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
улучшение условий для всестороннего развития учащихся;
Формы проведения занятий:
Групповая
Индивидуальная
Массовая
Виды деятельности:
Игровая
Изобразительная
Постановка драматических сценок
Прослушивание песен и стихов
Разучивание песен и стихов
Проектная деятельность
Личностные результаты
Уважение к культуре другой страны
Гражданственность
Ценностные установки
Самостоятельность
Предметные результаты:
Лексико-грамматические навыки
Навыки аудирования
Навыки чтения
Лексико-грамматические навыки
Метапредметные результаты:
Коммуникативные компетенции
Навыки поиска и обработки информации
Успешная социализация обучающихся
Внедрение внеурочной деятельности позволяет в нетрадиционной форме решать образовательные задачи урока, устранять проблемы в усвоении материала и эффективно его закреплять. Данная деятельность может быть организована в таких формах, как «художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений» [4, с. 25].
Федеральные образовательные стандарты обращают особое внимание на эффективное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности учеников, когда в условиях слаженной и последовательной работы учителей и самих учеников результатом становится конкурентно способная личность. Помимо пяти основных направлений происходит реализация внеурочной деятельности и по отдельным предметам образовательной программы, одним из которых является английский язык. При изучении английского языка внеурочная деятельность предполагает изучение разных сфер деятельности, связанных с применением речевых средств и межличностной коммуникацией, что обуславливает метапредметный характер английского языка. Кроме того, рассматриваемая внеурочная деятельность носит прикладной характер – направленность на получение готового итогового продукта учебной деятельности. При изучении английского языка таким продуктом является проект, получаемый в результате осуществления проектной деятельности.
Организация проектной деятельности как начальной, так и в средней школе позволяет эффективно и наиболее полно развивать коммуникативную, языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции. Так же, происходит формирование и развитие личности ребенка, его речевых навыков, внимания и памяти.
Проектная деятельность по иностранному языку имеет большое разнообразие форм организации – презентации, сообщения, рефераты, написание стихов и многое другое. Наиболее подходящая и эффективная форма выбирается учителем в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, различий в уровне их подготовки. Данные факторы влияют и на появление определенных сложностей при работе над проектами.
При организации внеурочной деятельности необходимо определить степень сложности заданий, адекватные временные рамки для их выполнения, обеспечить вовлечение всех учащихся в работу, повышение интереса к предмету с помощью применения разнообразных методик и средств обучения. Для учителя важно грамотно подать материал (грамматический, лексический, фонетический и т.д.), создать благоприятную для учащихся атмосферу, организовать постепенное освоение новых языковых форм.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей в силу сложных для понимания учащимися грамматических терминов, правил и большого количества исключений из этих правил. Однако, скучные, порой сложные грамматические правила напрямую связаны с красивой и, главное, с правильной речью. Таким образом, знание грамматических правил является прочной основой для изучения английского языка. Необходимость тренировки и совершенствования языковой компетенции (лексические и грамматические языковые средства) обучающихся с ОВЗ.
На уроках английского языка не всегда удается использовать все приемы педагогической деятельности учителя. Это обусловлено нехваткой времени, медленной работой учеников, недопониманием учебного материала. Так зачастую дети с ОВЗ не в состоянии полностью усвоить учебный материал данный учителем на уроке.
В результате использования данной деятельности учащиеся создают плакаты, коллажи, макеты и др. Такая работа с большим интересом выполняется учениками, наблюдается повышение мотивации учащихся к учению, интереса к изучаемому языку и культуре другой страны, эффективности образовательного процесса в целом. Учащиеся могут выполнять работу индивидуально или в группах, что позволяет организовать эффективную работу каждого ученика в зависимости от его психологических особенностей.
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. В школах часто используют массовые формы внеклассных мероприятий (предметные недели, конкуры, викторины и т.д.).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что внеурочная деятельность по английскому языку помогает создать творческую атмосферу, положительно воздействует на взаимоотношения учителя и учащихся. В результате обучения создается ситуация успеха для каждого учащегося. Обучающиеся имеют возможность выступить в разных социальных ролях, улучшить навыки работы в команде, достичь значимых результатов. Так же, происходит формирование коммуникативной компетентности учащихся, их подготовка к жизни вне школы с успешной адаптацией.
Список литературы
- Беткер Л.М., Еременко М.И., Лопаткина Н.В., Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Ханты-Мансийск 2016г.
2. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
4. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. – Липецк: ЛИРО, 2012. – 94 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности по английскому языку с мотивированными обучающимися
О внеурочной деятельности с мотивированными обучающимися...
Статья на тему организация внеурочной деятельности
В работах отражается работа с детьми с ОВЗ на уроках внеурочной детяельности и на уроках ЛФК....
"Организация внеурочной деятельности по английскому языку в основной школе"
В текущем 2014-2015 учебном году апробирую программу по внеурочной деятельности для 5 классов "Cartoon English" (Английский через мультфильмы). В основе занятий лежит системно-деятельностный подход. Д...
Организация внеурочной деятельности по английскому языку посредством исследовательской деятельности с учётом диалога культур
В данной статье предложено научное исследование, выполненное совместно с учиницей 8 класса. Проведённое исследование построено на базе сопоставительных исследований английской, русской и хакасско...
Организация внеурочной деятельности по английскому языку
Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной деятельности по английскому языку»...
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературе детей с ОВЗ и детей-инвалидов...
Многообразие форм организации внеурочной деятельности по английскому языку
В статье представлен перечень используемых форм работы в нашей гимназии....