Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
статья по английскому языку на тему
Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания английского языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муллабаева Роза Ахатовна, учитель английского языка, МБОУ СОШ 177
г. Казани Ново-Савиновского района
Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. (2) В основе развития творческих способностей лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Ж.Ж.Руссо, А.Дистервега, И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского и других, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, прекрасно подчеркивают важность решения проблемы интереса в процессе преподавания английского языка, а также во внеклассной работе с ориентацией на личность учащегося.
Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания английского языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления.
А можно ли у школьников вызвать к занятиям настолько больший интерес, что они, встречая учителя, многократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник. Такие моменты, когда учитель сумел вызвать подлинный интерес учащихся к предмету, являются для него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности. Удивление, острый интерес учащихся, радость на их лицах можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе обучения иностранным языкам. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются обязательными и в тоже время в них могут заниматься все желающие.
Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе:
1. углублять и расширять знания и практические навыки учащихся;
2. развивать логическое мышление и смекалку;
3. выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию,
4. вырабатывать интерес к иностранным языкам;
5. вовлекать детей в занимательные занятия,
6. укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.
Обучение иностранному языку является более эффективным, если во внеклассном мероприятии задействованы не только знания и навыки учащихся, но средства обучения, находящиеся в кабинете иностранного языка и используемые на уроках. Кабинет является необходимым условием организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении иностранным языкам. Ведь от правильно оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо оснащенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по иностранному языку, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности. Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем создана иноязычная обстановка. При обучении это означает одновременно и умение коммуникативной направленности внеклассной работы, и более широкое применение мультимедийного проектора и интерактивной доски, лингафонного оборудования и наглядных пособий.
Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда ученик достигнет определенного уровня навыков в обучении, получит багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи в готовые изделия. В моей практической деятельности я обычно использую две формы внеклассной деятельности: индивидуальные, групповые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Моя индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые участвуют в конкурсах стихотворений американских и английских поэтов Р.Киплинга, Р.Л.Стивенсена, С.Д.Хэйлы, Д.Байрена на районных фестивалях знатоков английского языка, принимают ежегодное участие в городском конкурсе экскурсоводов «История одного дома или одной улицы», где ученики представили презентацию о Музей Казанского государственного медицинского университета, об исторических местах города Казани. Активно участвуют в дистанционных и очных олимпиадах «Урфоду», «Британский Бульдог», «Мир конкурсов», «Лингвистический форум Bridging Languages Cultures», «Осенний марафон».
Групповая форма внеклассной деятельности имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. В качестве примера я могу упомянуть театральную студию «Merry Go Round», которая в течении ряда лет активно действует. Как показала практика, театральные постановки явились важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, стал легко преодолимым, как только учащиеся попали в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказались вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превратил неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Так же для нас немаловажным явилось то, что совместная работа над спектаклем развила у участников умение слушать партнера, создала условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепило ответственность за успех общего дела. Театральная студия принимала участия в «Городских и районных фестивалях знатоков иностранных языков». Театральная группа состоит из 20 участников – артистов и 5 оформителей, ответственных за музыку.
Студия всегда занимает призовые места на фестивалях. Участники студии приготовили театральные постановки произведений известных зарубежных писателей и драматургов. «Белоснежка и семь гномов», «Том Сойер», «Питер Пен», «Снежная Королева».
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. В нашей школе Неделя английского языка проводится каждый год. Для развития творческих способностей эффективны нетрадиционные уроки, такие как урок домашнего чтения «Английская народная сказка «Ленивый Джек», «Ты пессимист или оптимист», урок – круглый стол, игровые формы урока, внеклассные мероприятия – «Лучший друг природы это я», «Мой любимый город», «Спорт помогает мне в учебе», мои ученики участвовали в дне науки с различными докладами, как на русском так и на английском языках. С исследовательскими работами «Англицизмы в русском и татарском языках» учащиеся приняли участие в научных конференциях. В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках английского языка и на внеклассных мероприятиях очевидны положительные результаты.
Внеклассное занятие является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Организовывая и проводя внеклассное занятие, необходимо постоянно помнить об индивидуальных особенностях психики ребенка, его темпераменте, а также возрастных особенностях. Формы внеклассного занятия могут быть самыми разными: конкурсы, олимпиады, вечера, праздники. Для младших школьников лучше всего проводить праздники с несложными инсценировками сказок, играми в стиле КВН, что и было предложено в практической части этой работы. Проведение внеклассного занятия повышает интерес к изучению ИЯ, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса. Игра в пьесе, исполнение песен, декламирование стихов, участие в конкурсах и играх, все это доставляет детям большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает участие и ту мотивацию, без которой не возможно изучения английского языка.
Литература
1.КульневичС.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Учитель.2005.
2.Российская педагогическая энциклопедия.- М.,1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, котор...
Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей личности на уроках иностранного языка могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Управление развитием детской одарённости в условиях школ...
«Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»
Происходящие сегодня изменения в нашем обществе, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции...
Статья "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности".
Формирование и развитие творческого потенциала учащихся...
Современные образовательные технологии как средство развития УУД обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
В стате описан мой подход и методы, применяемые при организации образовательного процесса...