Рабочая программа для 6-го класса по УМК Комаровой
рабочая программа по английскому языку (6 класс)
Рабочая программа для 6-го класса по УМК Комаровой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_6_klass.xls | 39 КБ |
rabochaya_programma_kursa_6_klass.docx | 76.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5 и 9 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, примерных программ по иностранному языку, требованиями к результатам основного общего образования. В ней также учитываются основные положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования и соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием, и новейшие достижения в областях филологии, педагогики, психологии и методики преподавания иностранного языка, в том числе современные подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:
- личностно-ориентированный подход как дидактическую основу обучения;
- коммуникативно-когнитивный подход как психолингвистическую основу обучения иностранным языкам;
- компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.
Программа также ориентирована на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира эпохи глобализации и учитывает важную роль английского языка в межнациональном общении.
Обучение по курсу «Английский язык» формирует у учащихся представление о многообразии мира, воспитывает такие качества личности, как открытость, толерантность, готовность к диалогу с представителями других социокультурных сообществ. Обсуждение жизненных ситуаций во время обучения, приобщение российских учащихся к интересам и проблемам англоговорящих ровесников способствует приобретению ими целевой и нравственной ориентации в современном обществе и вносит вклад в становление их личности.
Обучение английскому языку по данному курсу призвано:
- стимулировать познавательную активность учащихся, формировать у них потребность в самостоятельном приобретении знаний и способность к самостоятельному обучению в течение жизни;
- способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, развитию их творческих способностей;
- развивать у учащихся способность к социальному взаимодействию, предполагающему сотрудничество и совместное решение проблем различного характера;
- стимулировать учащихся к изучению английского языка и культуры англоязычных стран, формируя при этом позитивное отношение к народам и культуре стран изучаемого языка;
— развивать межкультурную компетенцию учащихся.
Данная программа может быть использована в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
Основная школа — вторая ступень общего образования. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире. У школьников сформированы элементарные коммуникативные умения на английском языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения английского языка как учебного предмета. У них накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.
На данном этапе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений.
Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников. Выделяются два возрастных этапа: 5—7 и 8—9 классы. Это обусловлено тем, что в школьные годы дети динамично развиваются психически и физически. На этом этапе обучения круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и склонностей. К 8—9 классам большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и обобщению накапливаемых знаний, проявляют избирательный интерес к некоторым областям знаний.
Обучение английскому языку носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.
Планируется, что учащиеся достигают в основной школе общеевропейский допороговый уровень иноязычной коммуникативной компетенции (уровень А2 в терминах Совета Европы). Данный уровень позволит учащимся основной школы использовать английский язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования.
Изучение английского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;
- социокультурная / межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
2. Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
- формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и овладение ими как средствами общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлению иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Требования к результатам обучения
1. Личностные результаты:
— формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в из? чении иностранных языков;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудол бие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентично личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражда ном своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценно свою гражданскую позицию.
2. Метапредметные результаты:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выпс разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и вь ние нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста пс ловку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанав. логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе код кативной деятельности на иностранном языке.
3. Предметные результаты:
3.1. В коммуникативной сфере: Речевая компетенция Говорение:
- начинать, вести / поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу; отвечать на предложение собеседника согласием / отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своем городе / селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события / явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Аудирование:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение / рассказ, интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую / нужную / необходимую информацию.
Чтение:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой / нужной / интересующей информации. Письмо:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция
— применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
— правильное членение предложений на смысловые группы;
— распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц: слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета;
— знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
— знание основных различий систем иностранного и русского / родного языков. Социокультурная компетенция
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
— знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
— понимание роли владения иностранными языками в современном мире. Компенсаторная компетенция
— умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
3.2. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу / аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
— готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
— умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычными и толковым словарями, мультимедийными средствами);
— владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
3.3. В ценностно-ориентационной сфере:
— представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли в этом мире родного и иностранных языков как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
Основное содержание обучения
Базисный план отводит 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) на обязательное изучение английского языка. Вторая цифра в разделе «Предметное содержание» предназначена для школ с большим, чем в БУП количеством часов. Выделенные курсивом виды деятельности учащихся предназначены для школ с большим, чем в БУП, количеством часов.
Содержание курса | Основные виды деятельности учащихся | ||
/. Предметное содержание | |||
1. Межличностные взаимоотношения и черты характера человека (60 часов / 65 часов). 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, 3. Здоровый образ жизни: режим труда 4. Школьное образование, школьная | |||
5. Мир профессии. Проблемы выбора 6. Вселенная и человек. Природа: фло- 7. Средства массовой информации и 8. Страна / страны изучаемого языка |
2. Виды речевой деятельности / Коммуникативные умения | |
Говорение Диалогическая речь Объем диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5—3 мин (9 класс) | |
Диалог этикетного характера | Начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Начинать, вести и заканчивать разговор по телефону. Поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них. Выражать благодарность. Вежливо переспрашивать. Выражать согласие / отказ |
Диалог-расспрос | Сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов. |
Самостоятельно запрашивать информацию. Выражать свое мнение / отношение. Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. Брать / давать интервью | |
Диалог — побуждение к действию | Обращаться с просьбой. Соглашаться / не соглашаться выполнить просьбу. Давать советы. Принимать / не принимать советы партнера. Приглашать к действию / взаимодействию. Соглашаться / не соглашаться на предложение партнера, объяснять причину своего решения |
Диалог — обмен мнениями | Выслушивать сообщения / мнения партнера. Выражать согласие / несогласие с мнением партнера. Выражать свою точку зрения и обосновывать ее. Выражать сомнение. Выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (восхищение, удивление, радость, огорчение и др.) |
Комбинированный диалог | Сообщать информацию и выражать свое мнение. Расспрашивать и давать оценку. Просить о чем-либо и аргументировать свою просьбу |
Полилог / свободная беседа | Выслушивать сообщения /мнения партнера. Выражать согласие/несогласие с мнением партнера. Выражать свою точку зрения и обосновывать ее. Использовать заданный алгоритм ведения дискуссии |
Монологическая речь Объем монологического высказывания — от 8—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога — 1,5—2 мин (9 класс) | |
Высказывание о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или прослушанный текст, вербальную ситуацию или зрительную наглядность | Высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), с опорой на ключевые слова, вопросы, план и без опоры. Кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему / в связи с ситуацией общения, используя аргументацию и выражение своего отношения к предмету речи. Делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного. Передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст / ключевые слова / план. |
Выражать и аргументировать свое отношение к услышанному / прочитанному. | |
Кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Сочетать в своем высказывании различные типы речи. Комментировать факты из прослушанного/прочитанного текста. Делать презентацию по результатам выполнения проектной работы | |
Аудирование Жанры текстов: прагматические, публицистические. Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными явлениями и некоторое количество незнакомых языковых явлений. |
Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 мин | |||||
При непосредственном общении | Понимать в целом речь учителя по ведению урока. Распознавать на слух и полностью речь учащихся в ходе общения с ними. Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, учащихся, построенное на знакомом материале и/или содержащее | ||||
некоторые незнакомые слова. Использовать контекстуальную или языковую догадку. Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей. Вербально или невербально реагировать на услышанное | |||||
При опосредованном общении (на основе аудиотекста) | Понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в рамках тем, отобранных для основной школы. Прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения. Выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте. Отделять главные факты, опуская второстепенные. Выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку/контекст. Игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания основного содержания | ||||
Чтение Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявления, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориента- | |||||
цией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения — 600—700 слов | |||||
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста для чтения — около 350 слов. Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения — около 500 слов. Умение использовать двуязычный словарь независимо от вида чтения | |||||
Чтение и понимание аутентичных текстов разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание в зависимости от коммуникативной задачи | Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Выразительно читать вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал | ||||
С пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) | Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей. Прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста. Определять тему/основную мысль. Выделять главные факты из текста, опуская второстепенные. Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста. Разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части. Озаглавливать текст, его отдельные части. Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту. Игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста | ||||
С полным пониманием содержания (изучающее чтение) | Читать несложные аутентичные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки: анализировать структуру и смысл отельных частей текста с учетом различий в структурах родного и изучаемого языков; переводить отдельные фрагменты текста. Озаглавливать текст, его отдельные части. Устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста. Оценивать полученную информацию. Выражать свое мнение о прочитанном. Комментировать некоторые факты / события текста, выражая свое мнение о прочитанном | ||||
С выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое /поисковое чтение) | Выбирать необходимую / интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов. Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника. Пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником. Оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения поставленной коммуникативной задачи | ||||
Письменная речь | |||||
Выписки из текстов, короткие поздравления с выражением пожеланий | Владеть основными правилами орфографии, написанием наиболее употребительных слов | ||||
Заполнение бланков и несложных анкет в форме, принятой в странах английского языка. Личное письмо с опорой на образец | Делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях. Заполнять формуляры, бланки, анкету, сообщая о себе основные сведения: указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес. Писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объем 30—40 слов, включая адрес). Писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо; рассказывать о различных событиях, делиться впечатлениями, высказывая свое мнение). Объем личного письма — около 100—110 слов, включая адрес. Составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. Писать небольшое сочинение на известную тему с опорой /без опоры на образец | ||||
Графика и орфография | |||||
Правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-граммати-ческого материала | Соотносить графический образ слова с его звуковым образом. Сравнивать и анализировать буквосочетания и транскрипцию. Вставлять пропущенные слова. Применять основные правила чтения и орфографии | ||||
Фонетическая сторона речи | |||||
Навыки адекватного произношения и различия на слух всех звуков английского языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу | Различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка. Соблюдать нормы произношения звуков английского языка в чтении вслух и устной речи. Соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе. Различать коммуникативный тип предложения по его интонации. Корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение, общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы). Воспроизводить слова по транскрипции. Оперировать полученными фонетическими сведениями из словаря в чтении и говорении | ||||
Лексическая сторона речи | |||||
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). ЛЕ включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран родного и изучаемого языка | Узнавать в письменном и устном тексте, воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики основной школы в соответствии с коммуникативной задачей. Использовать в речи простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише в соответствии с коммуникативной задачей. Употреблять слова, словосочетания, синонимы, антонимы, адекватно ситуации общения | ||||
Основные способы словообразования: 1) аффиксация: | Узнавать простые словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы) | ||||
глаголов dis-,mis-,re-,-ize/ise; существительных -sion/-tion, -ance/ence, -ment, -ity, -ness, -ship,-ist,-ing; прилагательных un, im-/in-, inter-, -y, ly, -ful, -ian/-an, -ing, -ous, -able/ -ible, -less, - ive; наречий -lу; числительных – teen, -ty, -th; 2) словосложение: существительное + существительное; прилагательное + прилагательное; местоимение + существительное; 3) конверсия: образование существительных от неопределенной формы глагола (to stay - stay; образование прилагательных от существительных (cold – cold weather). Распознавание и использование интернациональных слов (doctor). Представление о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности, лексической сочетаемости | Распознавать принадлежность слова к определенной части речи по суффиксам и префиксам. Выбирать нужное значение многозначного слова. Опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные слова, слова, образованные путем словосложения) | ||||
Грамматическая сторона речи | |||||
Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным Тhere+be | Воспроизводить основные коммуникативные типы предложений на основе моделей / речевых образцов. Соблюдать порядок слов в предложении. Различать нераспространенные и распространенные предложения. Использовать в речи простые предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемыми; безлич- | ||||
ные предложения; конструкции there is / there are | |||||
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or | Употреблять в речи сложносочиненные предложения с союзами and, but, or | ||||
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s, why, than, so, for, since, during, where, if, unless, so that | Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях сложноподчиненные предложения следующих типов: определительные (who, what, which, that); времени (when, for, since, during); места (where); причины (why, because, that’s, why); цели ( so that) условия (if, unless); результата (so); сравнения (than) | ||||
Сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever | Понимать при чтении сложноподчиненные предложения различных типов с союзами whoever, whatever, however, whenever | ||||
Условные предложения реального (Conditional I) и нереального характера (Соnditional II) | Различать условные предложения реального и нереального типа. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях условные предложения реального и нереального типа | ||||
Условные предложения нереального характера (Conditional III) | Понимать при чтении условные предложения нереального типа и употреблять их в устных и письменных высказываниях | ||||
Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в present, future, past, simple, present continuous) | Различать типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы). Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях все типы вопросительных предложений в present, future, past, simple, present continuous | ||||
Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме | Выражать побуждение с помощью повелительного наклонения | ||||
Предложения с конструкциями as...аs, пot so…as, either…or, neither…nor | Понимать при чтении и на слух конструкции as...аs, пot so…as, either…or, neither…nor и использовать их в рецептивной и продуктивной формах речи | ||||
Конструкции с глаголами to be going to (для выражения будущего действия); to love / hate doing something; Stop talking | Понимать при чтении и на слух конструкции с глаголами на ing: to be doing, to love / hate doing something; Stop talking и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях | ||||
Конструкции It makes me…to do something; to look / fee / be happy | Понимать при чтении и на слух конструкции It makes me…to do something; to look / fee / be happy и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях | ||||
Конструкции Ье / get used to something; be / get used to doing something | Понимать при чтении и на слух конструкции Ье / get used to something; be / get used to doing something и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях | ||||
Конструкции с инфинитивом (сложное дополнение и сложное подлежащее) типа I saw him ride / riding his bike | Понимать при чтении и на слух конструкции с инфинитивом (сложное дополнение и сложное подлежащее) и употреблять их в устных высказываниях и письменных произведениях | ||||
Правильные и неправильные глаголы с формами действительного залога в изъявительном наклонении (present, pest, future simple; present, past perfect; present, past, future continuous; present perfect continuous; future-in-the past) | Понимать при чтении и на слух известные глаголы в изъявительном наклонении в действительном залоге в present, pest, future simple; present, past perfect; present, past, future continuous; present perfect continuous; future-in-the past. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях глаголы в present, pest, future simple; present, past perfect; present, past, future continuous; present perfect continuous; future-in-the past, обслуживающие ситуации общения, отобранные для основной школы | ||||
Глаголы в видовременных формах страдательного залога (present, past, future simple passive) | Понимать при чтении и на слух известные глаголы в страдательном залоге present, past, future simple passive Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях глаголы в страдательном залоге: (present, past, future simple passive | ||||
Глаголы в видовременных формах страдательного залога (past perfect passive) | Понимать при чтении глагольные формы в видовременных формах страдательного залога: past perfect passive. | ||||
Модальные глаголы и их эквиваленты (сап/ could/be able to, may/might, must/ have to, shall/should, would, need) | Выражать свое отношение к действию, описываемому при помощи модальных глаголов и их эквивалентов сап/ could/be able to, may/might, must/ have to, shall/should, would, need | ||||
Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени | Узнавать при чтении и на слух косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени | ||||
Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого | Узнавать при чтении и на слух согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Применять правило согласования времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого | ||||
Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций | Распознавать по формальным признакам при чтении и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия настоящего времени, отглагольного существительного) без различия их функций. Различать причастия настоящего и прошедшего времени. Образовывать причастия настоящего и прошедшего времени при помощи соответствующих правил и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи | ||||
Наиболее употребительные фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для данного этапа обучения | Узнавать при чтении и на слух наиболее употребительные фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для данного этапа обучения. Употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях фразовые глаголы, обслуживающие ситуации общения, отобранные для данного этапа обучения | ||||
Определенный, неопределенный и нулевой артикли (употребляемые в том числе с географическими названиями) | Различать существительные с определенным / неопределенным / нулевым артиклем и правильно их употреблять в устных и письменных высказываниях | ||||
Неисчисляемые и исчисляемые существительные, существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (а Ьburning meat, a written letter). Существительные в функции прилагательного (art gallery) | Различать неисчисляемые существительные и правильно употреблять их в речи. Употреблять в рецептивной и продуктивной речи словосочетания «причастие настоящего времени + существительное», «причастие прошедшего времени + существительное». Использовать в устных высказываниях и письменных произведениях существительные в функции прилагательного | ||||
Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу | Различать степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилам. Образовывать степени сравнения прилагательных и наречий и употреблять их в рецептивной и продуктивной речи | ||||
Личные местоимения в именительном (his) и объектном падежах {те), а также в абсолютной форме (тine). Неопределенные местоимения (sоте, апу) | Узнавать на слух / при чтении и употреблять в устных высказываниях и письменных произведениях личные местоимения в именительном (his) и объектном падежах (те), а также в абсолютной форме (minе); неопределенные местоимения (sоте, апу) | ||||
Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные (somebody, everything) | Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные ( somebody, everything) | ||||
Наречия, оканчивающиеся на -1у (еarly), а также совпадающие с прилагательными (fast, high) | Узнавать в рецептивной и употреблять в продуктивной речи некоторые наречия времени и образа действия | ||||
Устойчивые словоформы в функции наречий типа sometimes, at last, at least и пр. | Понимать при чтении и на слух устойчивые словоформы в функции наречий типа sometimes, at last, at least и пр.. и употреблять их в устных и письменных высказываниях | ||||
Числительные для обозначения дат и больших чисел | Различать при чтении и на слух числительные для обозначения дат и больших чисел и употреблять их в устных и письменных высказываниях | ||||
Предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые в страдательном залоге (by, whith) | Различать при чтении и на слух числительные для обозначения дат и больших чисел и употреблять их в устных и письменных высказываниях. Различать при чтении и на слух предлоги места, времени, направления, предлоги страдательного залога и употреблять их в устных и письменных высказываниях |
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями стран изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка, об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), о некоторых произведениях художественной литературы на изученном иностранном языке;
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, распространенную оценочную лексику);
- умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры в собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Обшеучебные умения и универсальные способы деятельности
- работать с информацией (создание, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц);
- работать с прослушанным / прочитанным текстом (извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации);
- работать с разными источниками на английском языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- использовать выборочный перевод;
- пользоваться двуязычным и толковым словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Описание учебно-методического комплекта «Английский язык»
Учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык. 5—9 классы» в составе учебников «Английский язык. 5 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 6 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 7 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 8 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан), «Английский язык. 9 класс» (Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан) входит в систему учебников средней школы «Инновационная школа» и предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.
Отличительные характеристики УМК
- задания, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения;
- осуществление межпредметных связей как фактор оптимизации процесса обучения английскому языку;
- обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка.
Структура и содержание УМК
УМК состоит из следующих компонентов:
- Программа курса
- Рабочая программа
- Учебник с аудиодиском
- Рабочая тетрадь
- Книга для учителя
Предусмотренный авторами коммуникативно-деятельностный подход обеспечивает решение вопросов:
- отбора лингвистического и литературного материала;
- выбора способа подачи этого материала учащимся (наблюдение, сопоставление, сравнение, обобщение языковых явлений);
- определения роли данного материала в формировании лингвистического мышления, читательских умений и коммуникативно-речевых навыков учащихся (развитие надпредметных и узкопредметных умений и навыков учащихся средствами предмета);
- развития нравственных и ценностных убеждений учащихся.
Настоящий УМК разработан с опорой на следующие дидактические принципы:
- научность, что предполагает научно-обоснованный подход к отбору учебного материала и разрабатываемым заданиям и упражнениям;
- деятельностный подход к организации обучения, предполагающий практическую деятельность, наблюдение, включенность учащихся в игровые ситуации, диалоги в коммуникативно-речевых ситуациях, постепенное возрастание самостоятельности;
- познавательная активность: рабочие материалы содержат задания поискового и исследовательского характера;
- вариативность: учитель имеет возможность определить для учащихся уровень освоения знаний (необходимый или расширенный);
- наглядность: достаточное количество визуальных основ в виде рисунков, схем, таблиц;
- обучение с опорой на имеющуюся у учащихся зону ближайшего развития (соответствие идеям Л.С. Выготского);
- поэтапное формирование умственных действий (соответствие идеям П.Я. Гальперина).
Обучение по разработанному УМК характеризуется спецификой содержательного и деятельностного компонентов.
Содержательный компонент обеспечивает возможность развития всех аспектов и видов речевой деятельности. Содержательный аспект представлен материалом, способствующим обучению учащихся работе с информацией различного типа, что является необходимым условием современного образования. Названный аспект обеспечивает системность и преемственность в изучении языка. Тексты разных стилей и жанров и внетекстовые компоненты (вопросы, задания, памятки, таблицы; иллюстративный материал; аппарат ориентировки-примечания, оглавление, указатели и др.) обеспечивают взаимное функционирование частей целого.
Деятельностный подход обусловливает коммуникативно-познавательную направленность курса, что обеспечивает реализацию основной функции языка — быть средством общения; формирование умений ориентироваться в ситуации общения, адекватно воспринимать речь, правильно строить свое высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от речевой ситуации. Деятельностный аспект способствует развитию субъ-ектности учащихся — их способностей к самопознанию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения ими нового социального опыта и возрастания значимости для них процесса и результата обучения и развития. Данный аспект обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
УМК позволяет учителю эффективно реализовать обучающий, развивающий и воспитательный потенциал каждого урока, помогает организовать эффективную работу на уроке и дома, способствует созданию интеллектуальной и эмоциональной среды, необходимой для успешного овладения языком.
Календарно-тематическое планирование
Предлагаемое календарно-тематическое планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от реальной образовательной ситуации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов | Тема уроков |
1 | Лексика по темам: "Приветствие", "Цвета", "Время", "Школа". |
2 | Указательные местоимения, речевые клише классного обихода |
3 | Лексика по теме "Языки, страны и национальности" |
4 | Языки мира. |
5 | Корни английского языка. РК. Ненецкий язык. |
6 | Употребление в речи глагола to be в настоящем простом времени. |
7 | Прилагательные. Антонимы. |
8 | Многоязычная Британия. |
9 | Глагол to be в настоящем простом времени. Вопросительные предложения. |
10 | Планирование и написание сочинения о себе. |
11 | РК. Я и мои интересы |
12 | Построение диалогов. Личная информация. |
13 | Повторение и обобщение пройденного материала по теме "Давайте общаться" |
14 | РК. Введение и закрепление лексики по теме "Семья" |
15 | Чтение текста "Семья Боймер" |
16 | Семейные увлечения "Искусство" |
17 | Have got в утвердительных и отрицательных предложениях. |
18 | Лексика по теме "Внешность человека" |
19 | Национальный американский фестиваль "Красная земля" |
20 | Have got в вопросительных предложениях |
21 | Написание сочинения-описания |
22 | Диалоги по теме "Семья" |
23 | Контрольная работа по теме "Внешность человека" |
24 | Введение и закрепление лексики по теме "Досуг" |
25 | Чтение текста "Свободное время с пользой" |
26 | Чтение текста "Компьютерные технологии" |
27 | Настоящее простое время в утвердительной и отрицательной форме |
28 | Лексика по теме "Распорядок дня". РК. Мой режим дня. |
29 | Чтение текста "Ирландские юные музыканты" |
30 | Настоящее простое время в вопросах и кратких ответах. Наречия частотности. Беседа о распорядке дня. |
31 | Написание неформального электронного письма |
32 | Повелительное наклонение в диалогической речи |
33 | Повторение лексики и грамматики по теме "Досуг" |
34 | Проект "Досуг с пользой" |
35 | РК. Свободное время школьников НАО |
36 | Лексика по теме "Школьные предметы" |
37 | Чтение текста "Аллея звезд" Голливуд. |
38 | Чтение текста "Математика" |
39 | Объектные местоимения |
40 | Беседа о любимых и нелюбимых занятиях |
41 | Лексика для описания умений и навыков |
42 | Школы в Шотландии |
43 | Порядок слов в специальных вопросах |
44 | Беседа по теме "Уроки английского языка" |
45 | Написание опросников (анкеты) по теме "Школьные предметы" |
46 | Диалоги, обсуждение планов, идей. РК. |
47 | Повторение лексики и грамматики по теме "Школьные предметы" |
48 | Введение и закрепление лексики по теме "Дикая природа" |
49 | Чтение текста "Опасные животные" |
50 | Чтение текста "Наука" |
51 | Употребление в речи настоящего простого времени |
52 | Лексика для описания образа действия. |
53 | Диалогическая и монологическая речь: беседы о фобиях |
54 | Животные Австралии |
55 | Написание веб-проекта. РК. Животные НАО |
56 | Настоящее длительное время и настоящее простое время |
57 | Диалоги, обсуждение планов на будущее |
58 | Контрольная работа по теме "Животный мир" |
59 | Введение и закрепление лексики по теме "Достопримечательности города" |
60 | Текст "Добро пожаловать в Лондон" |
61 | Чтение текста "Урбанизация" |
62 | Употребление в речи конструкции thereis / there are, предлогов места |
63 | Лексика "Рацион питания" |
64 | Беседа по прочитанному тексту "Летнее шоу" (Англия) |
65 | Исчисляемые и неисчисляемые существительные с артиклями a/ an и местоимением any в конструкции Is there/ Are there? |
66 | Планирование и написание туристического путеводителя |
67 | Диалоги: Покупка, заказ еды в столовой/кафе |
68 | Составление меню |
69 | Повторение лексики и грамматики циклов 4-6 |
70 | Защита проектов "Нарьян-Мар. Прошлое. Настоящее, будущее". РК |
71 | Введение и закрепление лексики по теме "Профессии". Однокоренные слова. Даты и года |
72 | Чтение текста "Древний мир" |
73 | Чтение текста "Наскальные рисунки" |
74 | Глагол to be в прошедшем простом времени, конструкции there was / there were |
75 | Неправильные глаголы |
76 | Замки и драконы (Шотландия) |
77 | Рассказы о поездке |
78 | Написание биографии |
79 | Биографии знаменитых людей |
80 | Повторение и обобщение материала по теме "Удивительный древний мир" |
81 | Введение и закрепление лексики по теме: "Спорт" |
82 | Чтение текста "Олимпийские виды спорта" |
83 | Беседы по теме "Уроки физкультуры" |
84 | Употребление в речи правильных и неправильных глаголов в прошедшем простом времени |
85 | Введение и закрепление лексики для описания внешности спортсмена |
86 | Спорт в Новой Зеландии |
87 | Общие вопросы в прошедшем простом времени |
88 | Написание опросного листа "Ваше отношение к спорту" |
89 | Беседы о прошедших выходных |
90 | РК. Развитие спорта в НАО. |
91 | Повторение и обобщение материала по теме "Спорт" |
92 | Лексика по теме "Каникулы. Погода" |
93 | Чтение текста "Летние лагеря" |
94 | Беседы по теме "Где мы живем" |
95 | Лексика для описания местности |
96 | Текст "Добро пожаловать в Канаду" |
97 | Модальные глаголы must/ mustn't |
98 | Письмо другу "Планы на лето" |
99 | Беседа о стоимости и количестве товара |
100 | беседа по теме "Северное лето" |
101 | Годовая контрольная работа за курс 6 класса |
102 | Работа над ошибками. Викторина по темам курса 6 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 2-4 классов к учебно методическому комплекту Ю.А. Комаровой
Данная рабочая образовательная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на ...
Рабочая программа по английскому языку к учебнику Ларионовой, Комаровой для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебным предметам Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и прог...
Рабочая программа "Английский язык. 5 класс" (102 часа) УМК Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер Изд-во "Русское слово" MacMillan 2012
Эта рабочая программа может быть использована при работе с УМК "Английский язык 5 класс" Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер из расчета 102 часа (3 часа в неделю)....
2015-2020 уч.г. Рабочая программа для 5-9 классов к УМК «Английский язык» (авт. Ю.А.Комарова и др.)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями закона РФ "Об образовании в РОссийской Федерации", на основе ФГОС основного общего образования, "Примерны...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по учебнику "Английский язык" Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой 7 класс
Календарно-тематическое планирование разработано для обучающихся 7 классов, расчитано на три часа в неделю (102 урока). Планирование и рабочая программа составлены по учебнику "Англий...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...