Проектная деятельность. Практическое применения английского языка
проект по английскому языку
Холчук Азияна Александровна
ГБОУ Аграрная школа-интернат РТ
Метод проектов как средство реализации практико-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам»
Аннотация
В статье рассматривается метод проектов как один из современных и ведущих методов практико-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Представлены конкретные примеры использования различных типов проектов, которые позволяют развивать коммуникативную компетенцию учащихся, совершенствовать культуру общения, навыки конструктивного взаимодействия и приводят учащихся к практическому владению языком.
Ключевые слова
Метод проектов, развитие коммуникативной компетенции, практическое применение иностранного языка.
Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования.
Перемены, происходящие в мире, влекут за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому. В настоящее время знание английского языка – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, мобильные люди, способные к сотрудничеству и конструктивному общению.
Новое время предъявляет новые требования к системе российского образования. Вместе с тем возрастают и требования к уровню подготовки выпускников. На едином государственном экзамене по английскому языку проверяются не столько знания учащегося, сколько владение языком как средством общения: умение логично и связанно выразить мысли в письменной и устной форме, отобразить социокультурные реалии и особенности изучаемого языка.
Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка тренировочными упражнениями, речевыми разминками, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.
Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию, следует выделить следующие: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова, игровые технологии С.А.Шмакова, М.Ф.Стронина, проблемное обучение И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.В.Сафонова, информационно-коммуникационные технологии Е.П.Велихова, Б.С.Гершунского, Е.С.Полат, метод проектов Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, С.С. Татарченковой.
Применение метода проектов при обучении иностранным языкам позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных идей, восприятия и понимания точки зрения других людей. Кроме того, метод проектов решает ряд важных задач:
- занятия ориентированы на практические действия учащихся, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
- осуществляется самостоятельная познавательная работа в рамках заданной темы;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;
- осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта, строятся речевые коммуникации;
- повышается ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;
- работая над проектом, учащиеся учатся документально оформлять результаты своего труда (написать статью, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку);
- ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения;
- развивается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.
Метод проектов превращает уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Ведущими приёмами работы являются изучение, сравнение и анализ данных; опрос и анкетирование одноклассников, родителей, учителей; переписка учащихся с тинэйджерами Великобритании; работа с различными источниками информации.
Защита проектов осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Форма презентации может быть различной: репортаж, сообщения, ролевая игра, викторина, дискуссия.
В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта и особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Например: в ходе реализации проекта «Если бы я был гидом…» по теме «Достопримечательности Лондона» в 6 классе ребята составили карту Лондона, расставили на ней достопримечательности и распределили обязанности по подготовке о них более подробной информации на английском языке. На уроке каждый ученик поделился информацией со своими одноклассниками, после чего все вместе решили составить компьютерную презентацию с навигацией по слайдам. Наиболее активные ребята выступили в качестве гидов с этим проектом в других классах. Результатом реализации проекта «Моё первое собеседование» по теме «Профессии» в 9 классе стало развитие навыков делового общения.
Наиболее часто с учениками реализуем информационные проекты. Например: проекты «Наши увлечения» по теме «Досуг и увлечения» в 6 классе; «Английская школа» по теме «Школьное образование» в 7 классе направлены на сбор информации об интересуемом объекте, явлении, ее анализе и обобщении фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Среди практико-ориентированных наиболее яркими и содержательными являются проекты «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология» в 7 классе и «Добро пожаловать в Овгорт!» в рамках темы «Родная страна. Родной город или посёлок» в 8 классе.
Для реализации проекта «Мой родной посёлок» привлекались все учащиеся класса, были предложены задания каждому ученику с учетом уровня его языковой подготовки. Так, учащиеся средних учебных способностей собирали материал о родном посёлке, составляли глоссарий, делали наброски для компьютерной презентации, а учащиеся с высокой языковой подготовкой составляли текст видео презентации на английском языке. Конечно, работа над этим проектом заключалась и в коллективном обсуждении проблемных вопросов, написании эссе о малой родине и других заданий, обязательных для всех учащихся группы. Результатом работы над проектом стало оформление видео фильма, её публичная презентация и участие в муниципальном конкурсе «Видеогид по Шурышкарскому району».
Коллективные проекты интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов: географии, биологии, информатики, истории, русского языка и литературы.
Однако преимуществом индивидуальных и парных проектов является возможность работать с одарёнными детьми, применять дифференцированный подход в обучении.
В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты. В ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.
Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и навыки конструктивного взаимодействия в общении в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию.
Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка, и развивается коммуникативная компетенция.
Данный опыт был представлен на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Это участие в педагогических советах, мастер-классах, конференциях, фестивалях, конкурсах. Предложенный опыт технологичен, может успешно применяться педагогами других образовательных учреждений в своей деятельности.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001.
- Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008.
- Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343. – 0,25 п.л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Холчук Азияна Александровна
ГБОУ Аграрная школа-интернат РТ
Метод проектов как средство реализации практико-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам»
Аннотация
В статье рассматривается метод проектов как один из современных и ведущих методов практико-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Представлены конкретные примеры использования различных типов проектов, которые позволяют развивать коммуникативную компетенцию учащихся, совершенствовать культуру общения, навыки конструктивного взаимодействия и приводят учащихся к практическому владению языком.
Ключевые слова
Метод проектов, развитие коммуникативной компетенции, практическое применение иностранного языка.
Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования.
Перемены, происходящие в мире, влекут за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому. В настоящее время знание английского языка – это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Развивающемуся российскому обществу нужны современно образованные, мобильные люди, способные к сотрудничеству и конструктивному общению.
Новое время предъявляет новые требования к системе российского образования. Вместе с тем возрастают и требования к уровню подготовки выпускников. На едином государственном экзамене по английскому языку проверяются не столько знания учащегося, сколько владение языком как средством общения: умение логично и связанно выразить мысли в письменной и устной форме, отобразить социокультурные реалии и особенности изучаемого языка.
Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка тренировочными упражнениями, речевыми разминками, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.
Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию, следует выделить следующие: технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова, игровые технологии С.А.Шмакова, М.Ф.Стронина, проблемное обучение И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, В.В.Сафонова, информационно-коммуникационные технологии Е.П.Велихова, Б.С.Гершунского, Е.С.Полат, метод проектов Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, С.С. Татарченковой.
Применение метода проектов при обучении иностранным языкам позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных идей, восприятия и понимания точки зрения других людей. Кроме того, метод проектов решает ряд важных задач:
- занятия ориентированы на практические действия учащихся, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;
- осуществляется самостоятельная познавательная работа в рамках заданной темы;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;
- осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта, строятся речевые коммуникации;
- повышается ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;
- работая над проектом, учащиеся учатся документально оформлять результаты своего труда (написать статью, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку);
- ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения;
- развивается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.
Метод проектов превращает уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Ведущими приёмами работы являются изучение, сравнение и анализ данных; опрос и анкетирование одноклассников, родителей, учителей; переписка учащихся с тинэйджерами Великобритании; работа с различными источниками информации.
Защита проектов осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Форма презентации может быть различной: репортаж, сообщения, ролевая игра, викторина, дискуссия.
В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта и особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Например: в ходе реализации проекта «Если бы я был гидом…» по теме «Достопримечательности Лондона» в 6 классе ребята составили карту Лондона, расставили на ней достопримечательности и распределили обязанности по подготовке о них более подробной информации на английском языке. На уроке каждый ученик поделился информацией со своими одноклассниками, после чего все вместе решили составить компьютерную презентацию с навигацией по слайдам. Наиболее активные ребята выступили в качестве гидов с этим проектом в других классах. Результатом реализации проекта «Моё первое собеседование» по теме «Профессии» в 9 классе стало развитие навыков делового общения.
Наиболее часто с учениками реализуем информационные проекты. Например: проекты «Наши увлечения» по теме «Досуг и увлечения» в 6 классе; «Английская школа» по теме «Школьное образование» в 7 классе направлены на сбор информации об интересуемом объекте, явлении, ее анализе и обобщении фактов. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Среди практико-ориентированных наиболее яркими и содержательными являются проекты «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме «Экология» в 7 классе и «Добро пожаловать в Овгорт!» в рамках темы «Родная страна. Родной город или посёлок» в 8 классе.
Для реализации проекта «Мой родной посёлок» привлекались все учащиеся класса, были предложены задания каждому ученику с учетом уровня его языковой подготовки. Так, учащиеся средних учебных способностей собирали материал о родном посёлке, составляли глоссарий, делали наброски для компьютерной презентации, а учащиеся с высокой языковой подготовкой составляли текст видео презентации на английском языке. Конечно, работа над этим проектом заключалась и в коллективном обсуждении проблемных вопросов, написании эссе о малой родине и других заданий, обязательных для всех учащихся группы. Результатом работы над проектом стало оформление видео фильма, её публичная презентация и участие в муниципальном конкурсе «Видеогид по Шурышкарскому району».
Коллективные проекты интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся, что является оптимальным условием формирования навыков устной коммуникации и социального взаимодействия. Коллективные проекты на английском языке требуют больших усилий не только от учащихся, но и от учителя английского языка, а также предполагают привлечение в качестве консультантов учителей других предметов: географии, биологии, информатики, истории, русского языка и литературы.
Однако преимуществом индивидуальных и парных проектов является возможность работать с одарёнными детьми, применять дифференцированный подход в обучении.
В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты. В ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.
Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и навыки конструктивного взаимодействия в общении в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию.
Немаловажным показателем являются эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению английского языка, и развивается коммуникативная компетенция.
Данный опыт был представлен на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Это участие в педагогических советах, мастер-классах, конференциях, фестивалях, конкурсах. Предложенный опыт технологичен, может успешно применяться педагогами других образовательных учреждений в своей деятельности.
Литература:
- Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. / сост.В.Н. Симкин. М.: Дрофа, 2001.
- Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008.
- Палаева Л.И. Подготовительный этап для организации проектной деятельности учащихся на среднем этапе общеобразовательной школы // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004. – с.339-343. – 0,25 п.л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Проектная деятельность учащихся по английскому языку в 2013 - 2014 учебном году под руководством учителя английского языка ГБОУ СОШ № 1924 г. Москвы РОГОНОВОЙ А.В.
Проектная деятельность учащихся по английскому языку....
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения
Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» .
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность на уроках английского языка» . 5 класс ФГОС. По УМК авт.-сост. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. Количес...
Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».
Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы "Праздники в англоговорящих странах" автор...
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык)) Тема: «Анализ практического применения английского языка в жизни людей через названия магазинов»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» по направлению: социально-гуманитарные науки(иностранный язык( английский язык))Тема: «Анализ практического применения английско...