Проектная деятельность
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Как организовать проектную деятельность на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках английского языка.

Специфика образовательной сферы не только определяется социально-экономическим и политическим контекстом, в котором данная сфера функционирует, но и зависима от философской концепции, принятой в обществе. Господствующая в обществе парадигма отношений “государство – личность” определяет отношение к личности в образовательной сфере в целом.

Как известно, долгое время личность в нашем обществе, а следовательно, и в образовании, выполняла роль средства достижения “высших целей” и рассматривалось как то, “...что нужно активизировать”, направить на выполнение планов и программ.

Исторически сложился образовательный механизм, ориентированный на передачу и закрепление определённого объёма общей и специальной информации, обладание которой и обеспечивало тот или иной социально-профессиональный статус личности.

В настоящее время исходным во взаимоотношениях государством и личностью является понимание последней, как субъекта истории, активного деятеля, что обуславливает внедрение новой философии образования, требующей в свою очередь введения новых образовательных технологий. Воспитание и образование должны быть организованы “как гуманитарный, человекообразующий процесс, потому что все свои проблемы государство и общество могут решить только через воспитанного (социализированного, культурного человека)”

Внедрение современных технологий обучения позволяет ещё в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

В последнее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве. Стержнем всех подходов к обучению является ориентация на обучающегося, на совместную деятельность, на сотрудничество субъектов образовательного процесса – обучающихся и педагогов.

Цели данного метода следующие: совершенствование знаний, умений и навыков учащихся, используя компьютерные технологии как средство интенсификации и оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся; развитие навыков самостоятельной работы и творческого потенциала учащихся.

Задачи: отрабатывать грамматический и лексический учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, игр, таблиц и схем (графический редактор Paint и другие приложения); учить выполнять проектные работы (Microsoft Power Point; научить писать и правильно оформлять письма другу (текстовый процессор Microsoft Word); учить красиво и грамотно оформлять тексты на английском языке для кабинета английского языка (текстовый процессор Microsoft Word); учить работать самостоятельно и в коллективе; расширять знания учащихся по темам за счет использования ПК.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки учеников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, самостоятельно приобретая необходимые знания.

Для успешной адаптации во взрослой жизни сегодняшний выпускник должен

  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным, уметь работать сообща.

Одной из общепризнанных ценностей современной культуры является творческое мышление. Его развитие - основная задача современной школы. В проектной работе на уроках английского языка учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность, опираясь при этом на уже имеющиеся возможности, способности к творческому мышлению. В ходе выполнения ряда проектных тем, представляется возможность реализации межпредметных связей на уроках английского языка, истории, литературы, психологии и информатики.

Проекты предполагают активизацию учащихся:

они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

В основном большинство проектов выполняются моими учениками в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала. Примером таких работ могут служить проекты, которые мы делали с учащимися 5-9-х классов. Это была коллективная работа. Учащиеся 8 класса , закончили изучение темы “Какие бывают свадьбы” по учебнику New opportunities проектной работой “Свадебные традиции разных стран”. Защиту проектов мы провели в форме круглого стола.

Я считаю, что при оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

Для того, чтобы выучить иностранный язык недостаточно понимания одних грамматических правил. На мой взгляд, нужно понять и принять культуру народа, язык которого ты изучаешь. А для этого как нельзя лучше подходит проектный метод. Необходимо отметить, что метод проектов отлично сочетает в себе труд, отдых и творчество. Метод проектов является мощным стимулом к учебе и здоровье сберегающим методом.

Для того, чтобы результаты работы были интересными, яркими необходимо искать новые, неожиданные темы для проектов, которые заинтересуют ребят. На мой взгляд, самая главная составляющая успеха - увлеченность. Безусловно, хорошее знание языка является необходимым условием работы над проектом, но, поверьте не решающим. В своей работе, особенно в последнее время, я придерживаюсь утверждения: «Есть желание – есть тысяча возможностей, нет желания – есть тысяча причин».

Популярность проектной технологии как среди учащихся, так и среди преподавателей иностранных языков и ее перспективность объясняется, прежде всего тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания.

Проектная деятельность обладает как достоинствами, так и недостатками.

Достоинства метода проектов

-отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненной ситуации);

-развитие навыков самообразования и самоконтроля;

-развитие навыков групповой деятельности;

-повышение информационной культуры – развитие навыков поиска, сбора, обработки и представления информации, в том числе и с использованием ИКТ;

-создание комфортной среды обучения за счет того, что каждый ребенок может проявить себя – не в иностранном языке, так в рисовании;

-повышение мотивации;

-развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способностей учащихся к самооценке;

-интеграция различных предметов.

Недостатки метода проектов

-проблема субъективной оценки творческой работы;

-переоценка своих возможностей и попадание в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в определенные сроки;

-психологические коммуникативные проблемы: деление группы на “работяг” и “балласт”;

-технические накладки, которые могут повлиять как на процесс работы, так и на конечный результат.

Несмотря на некоторые недостатки, проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в актуальный в настоящее время так называемый компетентностный подход к обучению, который включает в себя развитие у учащихся трех компонентов:

-умение работать с различными источниками информации;

-умение работать в группе;

-умение работать самостоятельно.


Практика использования проектной технологии показывает, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе" (Полат Е.С., 1999).

Большинство концепций подчёркивает необходимость создания с помощью определённых психолого-педагогических средств условий для развития и саморазвития не только обучающегося, но и для учителя. От того насколько учитель гибок, толерантен, способен к анализу своей деятельности, понимает ли он современные педагогические теории и способен ли проектировать свою деятельность и деятельность своих обучающихся, выстраивать взаимоотношения с каждым конкретным учеником зависит качество образования и воспитания школьников.

Наиболее эффективным методом проектирования и создания воспитательного пространства в рамках предмета “Иностранный язык” является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманитарными методами и средствами самой культуры. Каждый урок иностранного языка – это перекрёсток культур. Изучение культуры как мироощущения и миропонимания человека средствами предмета может осуществляться в процессе ведения интегрированных уроков с учётом межпредметных связей, что вполне реально при изучении географического положения, истории, литературы, искусства поэзии стран изучаемого языка.

Самостоятельность обучающегося при изучении иностранного языка, например в поиске необходимой информации, обобщении, обсуждении, превращает обучение в источник качественных преобразований личности, умственного развития, формирования волевых качеств, психологической готовности к преодолению трудностей, к творческому труду. Самостоятельная работа – это также превращение полученных знаний в собственные убеждения.

Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе деятельности результаты своего труда.

Говоря о методе проектов, я имею ввиду способ достижения конкретной методической (дидактической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления". Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, "то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Доктор педагогических наук, известная в области современных технологий обучения Е.С. Полат определяет метод проектов как “ определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата”.[4]

Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него.

4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

В трудах автора можно увидеть следующие типы проектов:

По доминирующему методу в проекте:

Исследовательские

Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, методы обработки результатов.

Творческие

Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. (Сочинения, видеофильмы, стенные газеты и т.д.)

Ролево-игровые

В этих проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут “вырисовываться” ближе к концу работы. (Литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения и т.д.)

Практико-ориентировочные

Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы участников. Проект требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности участников, определяющий функции каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Результатом таких проектов могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий и т.д.

По предметно-содержательному аспекту:

Монопроекты

Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют чёткой структуры, лучше с поурочным планированием, с чётким определением конкретных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых участниками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую участники выбирают сами.

Межпредметные проекты

Выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и

Решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. такие проекты требуют чёткой организации всех учителей-предметников, хорошо проработанных форм промежуточного контроля и итоговой презентации.

По характеру координации проекты могут быть:

С открытой координацией

В таких проектах педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.

Со скрытой координацией

Учитель не вмешивается в работу над проектом, но изучая дневники и отчёты учеников, беседуя с участниками, он внимательно наблюдает за процессом и может выступать в роли советчика и помощника.

По характеристике контактов проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города).

Международные

Можно отметить ряд особенностей использования метода проектов при обучении иностранному языку:

Во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов;

Во-вторых, это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;

В-третьих, работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы обучающегося с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставит проблему, наметить способы её решения, подобрать необходимый материал, обсудить его с членами группы, как лучше представить его.

Испанские исследователи Рибе и Видал выделяют три этапа совместной деятельности учителя и обучающихся при работе над проектом:

Первый этап.

Предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта.

На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.

Этот этап призван заинтересовать каждого обучающегося в выполнении проекта. Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены либо в рамках учебника, либо они могут касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания обучающихся. Тема может быть предложена и самими обучающимися.

Второй этап.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между обучающимися и учителем и хорошие отношения между самими обучающимися в паре или группе. Работа над проектом должна стимулировать обучающихся практически использовать иностранный язык.

Третий этап. 

Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Презентация является конечно самым главным и интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого участника. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение.

Работа над проектом – это в первую очередь самостоятельная работа обучающегося по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Использование метода проектов позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов , явлений, событий окружающей действительности на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.

В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.

Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Можно сделать вывод, метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета “Иностранный язык”. Кроме того. реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета,, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступления с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Таким образом, проектная технология в области изучения иностранных языков основана на создании учащимся личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации образовательной или социально культурной деятельности и направлена на него. В силу этого проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность.

В своей практике я использую работу чаще над творческими проектами, как индивидуальными, так и в группах.

Учитель: Михайленко Марианна Георгиевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...