адаптационная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ
рабочая программа по английскому языку (5 класс)

Кольцова Татьяна Алексеевна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Кольцовой Татьяны Алексеевны

учителя английского языка МБОУ СОШ №60 города Брянска

 

Тема: «Адаптированная образовательная программа по английскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

по программе повышения квалификации педагогов,

учителей предметников, классных руководителей образовательных

организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

 

 

 

 

 

 

2015г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Кольцовой Татьяны Алексеевны

учителя английского языка МБОУ СОШ №60 города Брянска

Тема: «Адаптированная образовательная программа по английскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья»

по программе повышения квалификации педагогов,

учителей предметников, классных руководителей образовательных

организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

2015г.

Введение
      Лица с недостатками в физическом развитии во всем мире являются самой уязвимой группой населения.  Они ограничены в доступе к участию в общественной и политической жизни, к удовлетворению социально-культурных потребностей и в частности к услугам образования .  
   Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.        
 В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено:  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим,  для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях  должны разрабатываться соответствующие адаптированные  общеобразовательные программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

      Адаптированная образовательная  программа для детей с ограниченными возможностями  здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.       Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями  здоровья осуществляется на основе адаптированной  общеобразовательной  программы начального общего и основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Цели реализации  адаптированной образовательной программы:

1.Коррекционная  (преодоление отставаний, неуспеваемости, отклонений, нарушений, дефектов).

2.Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях – «ситуация успеха»).

3.Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).

   Задачи:

          - формирование учебных  умений  и навыков;

          - овладение знаниями основ наук;

          - активизация интереса к художественному и техническому творчеству,  приобщение к культурным ценностям человечества;

    - индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья,   индивидуально-типологические особенности. 
   Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.


Психолого-педагогическая характеристика  обучающегося  с задержкой

психического развития.

       Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.   Обучающийся  характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, имеет место неравномерное становление познавательной деятельности. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но  избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

     Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой   психического развития:

         - наглядно-действенный характер содержания образования;

         -упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

        - специальное обучение   «переносу»   сформированных знаний и  умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

        - необходимость постоянной актуализации знаний, умений   и   одобряемых обществом норм поведения;

       - обеспечение      особой     пространственной          и  временной   организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и    нейродинамики   психических   процессов   обучающихся  с задержкой психического развития;

      - использование            преимущественно    позитивных    средств   стимуляции деятельности и поведения;

     - стимуляция     познавательной    активности,      формирование потребности в познании окружающего мира  и  во  взаимодействии с ним;

     - специальная  психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной    саморегуляции     в    условиях    познавательной деятельности и поведения;

     - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности   к    самостоятельной       организации собственной деятельности и осознанию     возникающих    трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

     - специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

     - специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Пояснительная записка

В 5 «А» классе обучается 14 человек (подгруппа). Один из учащихся – ребенок с особыми образовательными потребностями. Практически все дети этого класса из полных благополучных семей. Семакина Виктория  – ученица с задержкой психического развития, ей предписано обучение по программе для детей с ЗПР.

В классе достаточно высокая успеваемость по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива.

В классе преобладает добрый общий тон, доброжелательность во взаимоотношениях. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса, здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.

По натуре  Семакина Виктория - девочка, послушная, очень общительная, не агрессивная. Иногда бывает вспыльчивой, не усидчивой, может бегать по классу. Наблюдаются небольшие недостатки памяти, также наблюдается отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Испытываемые ею  трудности усугубляются ослабленным состоянием НС. Быстро утомляется, работоспособность падает, а иногда просто перестает выполнять начатую деятельность. Особенности функционирования НС: стабильна в проявлении настроения, возбуждение и торможение уравновешены. Отмечается слабость развития отдельных психических процессов. Концентрация и распределение внимания снижены, узок объем. Преобладает зрительная память. Темп запоминания медленный, воспроизведение неполное. При организующей помощи доступно использование приемов логического запоминания. Охотно и достаточно продуктивно использует помощь.

Учащиеся  с диагнозом ЗПР характеризуются нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций. Такие дети имеют дефектную первооснову для развития интеллекта и эмоционально-волевой сферы.  Обучаемость у них значительно снижена. На первое место должна быть  поставлена задача развития мышления, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему английский   язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а средством решения этой задачи. При изучении английского  языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала,  синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложнопостроенную речь им не освоить, так как  степень обученности  иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития. Для них характерно возникновение проблем при аудировании устной речи, особенно связных текстов, диалогической речи, так как они испытывают «трудности в звуковом анализе и фонематическом слухе».  Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки.  Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием.  Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения. В основе обучения детей с ЗПР лежит обучение чтению, в общеобразовательной же школе обучение базируется на устной основе. Основная цель изучения иностранных языков в таких классах - развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:

  • память
  • речь
  • восприятие
  • мышление
  • кругозор

Сложные конструкции и клише  учащимися не смогут  усвоить, так как у них очень низкий уровень развития родного языка.  Такую работу, возможно, проводить лишь с целью ознакомления. Данная программа реализуется на основании следующих документов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273  
  2.  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089)
  3. Примерная программа основного общего образования на  базовом  уровне по английскому языку от 7 июля 2011 г.
  4. Апальков В. Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе» 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/В.Г.Апальков.-М.: Просвящение,2012
  5. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2009
  6. Рекомендации НИИ дефектологии РАО по распределению учебного материала для учащегося с ЗПР (согласовано с министерством образования РСФСР, опубликовано – журнал дефектологии №4, 1993).

  На первое полугодие отведено 48 часов, на второе полугодие - 54 часа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5 классе.

Образовательное учреждение  осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности.

Для реализации индивидуальных потребностей учащихся образовательное учреждение может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социо-, меж-, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время.

Методы обучения:

- грамматико-переводной;

- дискуссионный;

- эмоционально-смысловой;

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- активизации;

-ролевых игр

Формы организации процесса обучения:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная;

- парная;

- коллективная

Актуальность и новизна программы

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.

Данная программа, адаптированная для интегрированного класса дает, в результате возможность для социальной адаптации детей с ЗПР.

Цели и задачи курса

В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:

 Развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5–7 и 8–9 классах; формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развитие и воспитание у школьников понимания важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.

- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;

- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;

- создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

-формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

-формирование и развитие языковых навыков;

-формирование и развитие социокультурных умений и навыков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • Формирование мотивации в изучении английского языка и стремление к самосовершенствованию;
  • Осознание возможности самореализации средствами английского языка;
  • Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
  • Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющих участвовать в межкультурном общении на ИЯ в социально-бытовой, социокультурной и учебно-профессиональной сферах;
  • Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
  • Развитие общекультурных умений собирать, систематизировать обрабатывать различные виды культуроведческой информации, интерпретировать и использовать ее при решении коммуникативно-познавательных задач;
  • Обучение основам этики дискуссионного общения на ИЯ при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей в англоязычных странах, России и других европейских странах;
  • Развитии личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала английского языка.

Метапредметными результатами являются:

  • Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
  • Развитие смыслового чтения, включая умения употреблять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметными результатами являются:

  • Речевая компетенция

Развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).

  • Языковая компетенция

Овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, rpамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения.

  •  Социокультурная / межкультурная компетенция

Приобщение к культуpe, традициям, реалиям стран изучаемого языка. Формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.

  •  Компенсаmoрноя компетенция

Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации.

  • Учебно-nознаваmельная компетенция

Дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности. Ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Предметное содержание речи

1. Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки.

3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками.

5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

В 5 классе с детьми с ЗПР подробно изучаются следующие темы:

1. Взаимоотношения в семье, со сверстниками. . Внешность и черты характера человека.

2. Здоровый образ жизни.

3. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки.

4.  Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.

5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

6. Транспорт.

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Остальные темы курса, этими детьми изучаются обзорно, а высвободившиеся часы перераспределяются для закрепления базовых умений.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

•Чтение

Нормативные дети

Уметь:

- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Возможно использование двуязычного словаря.

       

Дети с ЗПР

Ввиду того, что обучение иностранному языку базируется на обучении чтению, в V классе (на начальном этапе) устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится изучение букв с тем, чтобы дети имели зрительные опоры. В дальнейшем идет опережающее, сравнительно с общеобразовательной программой, обучение чтению. Построение на этом принципе адаптированной программы обусловливается тем, что дети с ЗПР не в состоянии усваивать иностранный язык только на слух (в массовой школе в течение первых девяти недель работа идет только устно).

На начальном этапе устный вводный курс сокращается, параллельно вводится изучение букв со зрительной опорой.  Обучение чтению идет с опережением. Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения, с учетом лексики и грамматического материала, интереса детей данного возраста.  Необходимо обучать применять  речевые образцы не только с глаголом  to be, но и со смысловыми глаголами. Тексты для чтения желательно соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.

       Особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста (возможные темы: «Любимые игрушки», «Животные — наши друзья» и т. п.). В лексический минимум можно не включать такие малоупотребительные слова, как stоnе, tie, а расширить интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.

•Аудирование

Нормативные дети:

Уметь:

- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

- выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Время звучания текстов до 2 минут.

Дети с ЗПР:

Аудирование текстов рекомендуется значительно сократить, либо давать их сильным группам учащихся

•Говорение

Нормативные дети:

1. Диалогическая речь:

Уметь вести:

-диалоги этикетного характера,

-диалог-расспрос,

-диалог-побуждение к действию,

-диалог-обмен мнениями,

-комбинированные диалоги.

Объем диалога – до3 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 1,5минут.

2. Монологическая речь

Уметь пользоваться:

-основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.

Объем монологического высказывания – до 8. Продолжительность монолога – 1,5 минуты.

Дети с ЗПР:

При обучении детей с ЗПР в диалогической и монологической речи целесообразно использовать доступные для понимания речевые модели, обиходные ситуации, а также чтение по ролям. Драматизация-это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.

•Письменная речь

Нормативные дети:

Уметь:

– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 20 слов, включая адрес);

– заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес)

- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объём личного письма –около 20-40 слов, включая адрес;

– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Дети с ЗПР:

Письменные работы  сокращены, так как базируются на грамматическом материале. Объем письменных упражнений, которые основаны на трудно усваиваемых детьми грамматических явлениях, сокращается, а оставшиеся необходимо тщательно разбирать или выполнять в классе.

Языковые средства и навыки пользования ими

•Лексическая сторона речи

Нормативные дети:

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 350 единиц.

Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Основные способы словообразования:

  1. аффиксация:

- глаголов-re- (rewrite);

- существительных  -ness(kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);

- прилагательных un- (unpleasant), -y (buzy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving); -ous (dangerous);

- наречий -ly (usually);

- числительных -teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);

    2) словосложение:

- существительное + существительное (peacemaker);

    3) конверсия:

- образование существительных от неопределенной формы глагола (to play – play);

Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Дети с ЗПР:

Овладение не 350, а 300 лексическими единицами. Суффиксы числительных teen, ty, th.

•Грамматическая сторона речи

Нормативные дети:

Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.

- Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year); предложения с начальным ‘It’ и с начальным ‘There + to be’ (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park).

- Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or.

- Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so.

- Условные предложения реального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II – If I were rich, I would help the endangered animals; Conditional III – If she had asked me, I would have helped her).

- Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect; Present Continuous).

- Побудительные предложения в утвердительной (Be careful) и отрицательной (Don’t worry) форме.

- Конструкция to be going to (для выражения будущего действия).

- Конструкции It takes me ... to do something; to look/feel/be happy.

- Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something.

- Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want you to meet me at the station tomorrow. She seems to be a good friend.

- Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past).

- Глаголы в видо-временных формах страдательного залога (Present, Past, Future Simple Passive; Past Perfect Passive).

- Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/have to, shall/should, would, need).

- Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения.

- Определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе c географическими названиями).

- Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter). Существительные в функции прилагательного (art gallery).

- Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу (little – less – least).

- Личные местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine). Неопределенные местоимения (some, any). Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные (somebody, anything, nobody, everything, etc.).

- Наречия, оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными (fast, high).

-Числительные для обозначения дат и больших чисел.

Дети с ЗПР:

  Объём грамматического материала сокращен.  Косвенные общие, альтернативные и специальные вопросы исключены из изучения.

   Употребление артиклей дается в ознакомительном плане из-за его малой практической значимости.

Изучаются структуры с глаголами To be,  to have; с оборотами there is (are); структуры с глаголами в Present Continious,  Present Indefinite; модальными глаголами can may must; с глаголами в повелительном наклонении; выражение единственного и множественного числа существительных; притяжательная форма существительных; употребление количественных и порядковых числительных; личных, притяжательных, указательных местоимений; употребление прилагательных.

   Исключается грамматический материал:  структуры с оборотом  to be going to, с инфинитивом типа I want you to help me, употребление числительных свыше 100, наречий, неопределенных местоимений  some, any, no и их производных. Высвобожденное время  тратится на детальную проработку упражнений по чтению. Внимание следует уделить переводу,  при этом дети осознают смысл прочитанного, у них исчезает страх перед незнакомым текстом.

Контроль и оценка деятельности учащихся

Нормативные дети:

Контроль и оценка деятельности учащихся осуществляется с помощью контрольных заданий (тестов) после каждого раздела учебника и контрольных работ по различным видам речевой деятельности в конце раздела (чтение, аудирование, говорение).

Характер тестов для проверки лексико-грамматических навыков и речевых умений доступен для учащихся и построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания тестов и контрольных работ имеют цель показать учащимся реальный уровень их достижений и обеспечить необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения английского языка.

Оценивание выполнения контрольных заданий осуществляется по следующей схеме: оценка «3» ставится за выполнение 60%, оценка «4» (хорошо) за 75% выполнения работы, оценка «5» (отлично), предполагает выполнение 90%-100% работы.

Дети с ЗПР:

Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. В тестировании и контрольных срезах знаний классы коррекции и ЗПР не принимают участие. Ошибки -  желательно не исправлять.

 Оценка – выставляется  с позитивным уклоном.  Необходимо поддерживать интерес к иностранному языку.

Ниже предлагается тематическое планирование по учебникам серии «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.Е. Ваулиной, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс для 5 класса, которое реализует данную рабочую программу.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (102 часа)

№ урока

Тема

 Количество часов

Прогнозируемые результаты

Виды деятельности

Нормативные дети

Дети с ОВЗ

Нормативные дети

Дети с ОВЗ

Нормативные дети

Дети с ОВЗ

1

2

3

4

5

6

7-8

9

10

11

12

13

14

15-16

17-18

19

20

21

22

23

24

25

26-27

28

29

30

31

32

33

34-35

36-37

38

39

40

41

42

43

44-45

46-47

48

49

50

51

52

53

54-55

56-57

58

59

60

61

62

63

64-65

66-67

68

69

70

71

72

73

74-75

76-77

78

79

80

81

82

83

84

85-86

87

88

89

90

91

92

93-94

95-96

97

98

99

100

101

102

Вводный модуль (Starter)

Introductory lesson

The English            

alphabet

Numbers

Names. Colours

Common verbs.

Classroom

Objects

Consolidation

Модуль 1.

School days

School

First Day!

Favourite subject

Culture corner:

Schools in

England

Spotlight on

Russia:

School life

Greetings

Consolidation

Progress Check

Модуль 2.

That’s me

I’m from

My things

My collection

Culture corner

UK souvenirs

Spotlight on Russia: Our country

Buying a souvenir

Consolidation

Progress Check

Модуль 3. My home, my castle

At home

Move in!

My bedroom

Culture corner: A typical English house

Spotlight on Russia:

Homes

Viewing a house

Consolidation

Progress check

Модуль 4. Family ties

My family

Who’s who?

Famous people

Culture corner: American TV Families

Spotlight on Russia: Hobbies

Identifying and describing people

Consolidation

Progress Check

Модуль 5. World animals

Amazing creatures

At the zoo

My pet

Culture corner: Furry Friends

Spotlight on Russia: Animals

A visit to the vet

Consolidation

Progress Check

Модуль 6. Round the clock

Wake up!

At work

Weekends

Culture corner: Landmarks

Spotlight on Russia: Fame

Making suggestions

Consolidation

Progress Check

Модуль 7. In all weathers

Year after year

Dress right

It’s fun

Culture corner: The Alaskan Climate

Spotlight on Russia: Seasons

Shopping for clothes

Consolidation

Progress Check

Модуль 8. Special days

Celebrations

Master chef

It’s my birthday!

Culture corner: Thanksgiving

Spotlight on Russia: Festivals

Ordering food

Consolidation

Progress Check

Модуль 9. Modern living

Going shopping

It was great!

Don’t miss it!

Culture corner: Busy spots in London

Spotlight on Russia: Museums

Asking for/Giving directions

Consolidation

Progress Check

Модуль 10. Holidays

Travel and leisure

Summer fun

Just a note

Culture corner: All aboard!

Spotlight on Russia: See you at Summer Camp!

Renting (a bike/a car)

Consolidation

Progress Check

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1(+1повторение)

1

1

1

1

1

1

1(+1закрепление)

1(+1закрепление)

1

1

1

1

1

1

1

1(+1 закрепление)

1

1

1

1

1

1(+1 закрепление)

2

1

1

1

1

1

1

1(+1закрепление)

1(+1закрепление)

1

1

1

1

1

1

1(+1закрепление)

1(+1закр)

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1(+1закр)

1(+1закр)

1

1

1

1

1

1

1

1(+1закр)

1

1

1

1

1

1

1(+1закр)

1(+1закр)

1

1

1

1

1

1

Повторить прилагательные, цвета, существительные, обозначающие школьные предметы и принадлежности, базовые глаголы, повторить счет.

Освоить выражения классно-урочного обихода.

повторить английский алфавит, научиться приветствовать, знакомиться, представлять людей при знакомстве.

во всех в.р.д. освоить новую лексику по теме «Школа», числительные 1-20,

научиться рассказывать о школьных предметах, приветствовать и прощаться, грамматика:

структуры с глаголом «to be» в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах, освоить использование неопределенного артикля, личные местоимения.

чтение:

читать и переводить диалоги.

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. новую лексику по теме «Страны и национальности»,

грамматика:

освоить структуру «have got» в утвердительной, вопросительной и отрицательной форме, использовать краткие формы глаголов be, have, освоить в речи указательные местоимения, повторить мн.ч. существительных,

говорение: научиться вести диалог этикетного характера при покупке подарка, научиться сообщать информацию о себе объемом 5-6 реплик, уметь распознавать интернациональную лексику.

чтение: прогнозирование содержания текста, просмотровое, поисковое чтение.

Ученик должен: во всех в.р.д. освоить лексику по теме «Дом, квартира»,

освоить формообразование и употребление в связной речи грам.структуры there is/are (в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах), притяжательных местоимений и порядковых числительных, уметь описать квартиру/дом.

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. новую лексику по теме «семейные узы», научиться рассказывать о своей семье и любимых занятиях/увлечениях, научиться описывать людей, обмениваться информацией личного характера, освоить формообразование и использование в связной речи глаголов в повелительном наклонении, личных и притяжательных местоимений, грам.структур с глаголом can/can’t для выражения способности/умения, форм притяжательного падежа существительных.

Ученик должен: освоить лексику по теме »Животные мира» во всех в.р.д., научиться рассказывать о жизни животных и насекомых, домашних питомцев; научиться описывать животных, питомцев и их болезни; освоить формообразование и использование в связной речи глаголов в Present Simple; научиться составлять краткое резюме(fact file)

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. новую лексику по теме»Распорядок дня», научиться рассказывать о распорядке дня (с указанием точного времени), профессиях, занятиях в выходные дни; научиться вносить предложения о совместной деятельности и отвечать на них; освоить формообразование глаголов в Present Continuous, употребление предлогов at, in для обозначения времени и наречий частотности; научиться писать связный текст о распорядке дня.

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. новую лексику по теме «В любую погоду» (времена года, климат, погода); научиться понимать на слух, читать и говорить о погоде и временах года, одежде в разных погодных условиях, досуге в разное время года; научиться описывать погоду, вести разговор при покупке одежды; освоить различия употребления глаголов в Present Simple Present и Continuous; научиться писать открытку, описывать семейные фотографии; виртуально общаться в чате, разговаривая о погоде.

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. лексику по теме «Праздники»; повторить и использовать неопределенные местоимения much, many в речи; повторить о обобщить правила употребления англ-х существительных ( исчисляемых-неисчисляемых); научиться вести диалог этикетного характера, делая заказ в кафе или обмениваясь советами по поводу организации праздничного обеда; научиться составлять монологическое выказывание и писать краткий текст о празднике в России.

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. лексику по темам «Магазины, покупки» и «Досуг»; повторить и использовать  неопределенный и определенный артикли; повторить и обобщить правила употребления Past Simple и модального глагола must; научиться вести диалог этикетного характера, спрашивая и объясняя дорогу; научится составлять монологическое высказывание и писать краткий текст о самых известных магазинах, о своем досуге, о понравившемся фильме.

Ученик должен: освоить во всех в.р.д. лексику по теме »Каникулы, отдых»; повторить и использовать в связной речи модальный глагол can/can’t; обобщить правила употребления глагола will для обозначения будущего времени; повторить формообразование и использование в речи глаголов в Present Simple и Present Continuous; научится вести диалог этикетного характера в магазине проката; научится делать монологическое высказывание и писать краткий текст о своем отдыхе.

Лексика:

прилагательные, цвета, существительные, обозначающие школьные предметы и принадлежности, базовые глаголы, повторить счет.

Говорение:

повторить английский алфавит, научиться приветствовать, знакомиться, представлять людей при знакомстве.

научиться приветствовать, прощаться , считать до 20, освоить структуры с глаголом «to be» в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах, личные местоимения.

чтение:

читать диалоги

Ученик должен:

грамматика:

освоить структуру «have got» в утвердительной, вопросительной и отрицательной форме, использовать краткие формы глаголов be, освоить в речи указательные местоимения

чтение:

чтение текста со зрительной опорой.

Ученик должен: ознакомиться с лексикой по теме «Дом, квартира», освоить счет до 100,  

освоить формообразование и употребление грам.структуры there is/are

Ученик должен: освоить новую лексику, прилагательные, описательного характера, познакомиться с притяжательными местоимениями, грам.структур с глаголом can/can’t для выражения способности/умения.

Ученик должен: освоить лексику по теме »Животные мира», освоить формообразование и использование в связной речи глаголов в Present Simple; научиться составлять краткое резюме(fact file)

Ученик должен: освоить новую лексику по теме»Распорядок дня», формообразование глаголов в Present Continuous, читать короткие тексты со зрительной опорой.

Ученик должен: ознакомиться с новой лексикой по теме «В любую погоду»(времена года, погода), понимать короткие диалоги по теме.

Ученик должен: освоить лексику по теме «Праздники»; повторить и использовать неопределенные местоимения much, many в речи, повторить о обобщить правила употребления англ-х существительных ( исчисляемых-неисчисляемых); читать небольшие диалоги по теме.

Ученик должен: ознакомиться с лексикой по теме,

повторить и обобщить правила употребления Past Simple, называть свой любимый фильм.

Ученик должен: ознакомиться с лексикой по теме «Каникулы, отдых», обобщить правила употребления глагола will для обозначения будущего времени; повторить формообразование и использование в речи глаголов в Present Simple и Present Continuous.

Читают вслух слова, поют песни, читают и воспроизводят диалоги. Составляют предложения, для повторения лексики.

Составляют микродиалоги о своих любимых предметах,  читают диалоги по ролям, пишут расписание, составляют краткий рассказ о себе (4 предложения), тренируются в использовании личных местоимений.

расспрашивают собеседника и отвечают на его вопросы

- рассказывают о себе, своей семье, друзьях, своих интересах;

читают аутентичные тексты с выборочным и полным пониманием, заполняют анкеты,

пишут личные письма,поздравления;

кратко описывают внешность и характер своих родственников;

употребляют have got в утвердительной, вопросительной,

отрицательной форме;

Ведут диалог, высказывая свою просьбу, представляют монолог о своем питомце, читают и понимают содержание текста, пишут небольшой рассказ о своей квартире, проговаривают звуки, создают постер о животных в своей стране.

Называют членов своей семьи, читают диалоги, выполняют задания на закрепление модального глагола can, описывают людей, составляют микродиалоги на закрепление притяжательного местоимения, читают аутентичные тексты, переводят, учат стихотворение.

Читают текст, переводят, выполнят упражнения на отработку времени Present Simple, описывают животных, выполняют задания на аудирование, пишут короткий рассказ о диком животном, составляют микродиалоги.

Рассказывают о каждодневных занятиях, читают текст, вставляя пропущенные слова, составляют диалоги, выполняют упражнения на закрепление времени Present Continious, пишут электронное сообщение, читают инструкцию.

Рассказывают о любимом времени года, описывают картинки, читают текст, и пытаются определить его жанр, составляют диалоги, с использованием изученной лексики, пишут открытку другу, выполняют упражнения, на распознавание времен Present Simple и Present Continious, читают стихотворение с выражением.

Рассказывают о праздниках, выполняют упражнения на подстановку неопределенных местоимений, слушают диалог, пишут план своего дня рождения, составляют диалоги, читают инструкцию, а затем пишут дополнения к ней.

Описывают местоположение магазинов, отрабатывают использование артиклей, составляют диалоги, монологи, пишут короткий рассказ о магазине, выполняют упражнения на закрепление времени Past Simple, читают текст, обсуждают.

Обсуждают виды транспорта, высказывают свое предпочтение, составляют диалоги, выполняют упражнения на закрепление грамматического материала, делают постер о прошлых каникулах, пишут записку другу, воспроизводят звуки.

Читают вслух слова, поют песни, читают микродиалоги.

 Учащиеся читают диалоги по ролям. Один из урок в разделе -является уроком закрепления. Учащиеся отрабатывают счет, использование глагола «to be», а также личных местоимений.

Читают текст с выборочным пониманием. Два урока из раздела направлены на закрепление структуры «have got», глагола «to be», учащиеся выполняют задания по карточкам или в рабочей тетради.

Проговаривают звуки со всем классом, читают микротексты. Один из уроков направлен на закрепления структуры there is/are, счета до 100.

Называют членов своей семьи, читают диалоги, заполняют Fact file по образцу. Один из дополнительных уроков направлен на закрепление притяжательного местоимения, модального глагола can (учащиеся выполняют задание по рабочей тетради).

Читают небольшие тексты, выполнят упражнения на отработку времени Present Simple, заполняют Fact file о животном по образцу. Дополнительный урок предназначен для закрепления лексического и грамматического материала ( упражнения по карточкам и в рабочей тетради)

Читают, текст, и опираясь на картинки, вставляют пропущенные слова, читают диалоги по ролям. В дополнительно отведенные уроки закрепляют употребление времени Present Continious (работают по карточкам).

Называют свое любимое время года, читают небольшой текст, и пытаются понять выполняют упражнения, на распознавание времен Present Simple и Present Continious смысл, читают стихотворение.

Перечисляют праздники, составляют словосочетания из данных слов,

 выполняют упражнения на подстановку неопределенных местоимений, читают короткий текст. Дополнительные уроки предусмотрены для закрепления пройденной лексики, исчисляемых и неисчисляемых существительных, неопределенных местоимений.

Знакомятся со временем Past Simple, выполняют упражнения на закрепление. Дополнительный урок выделен на повторение лексики, изученного времени, а также на чтение аутентичного текста.

Перечисляют виды транспорта, пишут записку своему другу по образцу. Дополнительные уроки предназначены для повторения использования в речи глаголов в Present Simple и Present Continuous.

Progress Check – контрольные задания для нормативных детей после каждого раздела. Для детей с ЗПР контроль проводится только в чтении.

Учебно-методическое обеспечение

Литература

         1. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2009

              2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.:   Аркти, 2001. - 224 с.

3. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Канд. дис. - М., 1986.

4. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

5.  Обучение детей с задержкой психического развития /      Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.

6. Ульенкова У.В. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях // Дефектология. - 2004. - № 1.

Заключение

          Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.  
  Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
  Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.          

       «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

                                                                                                                                                      Дэвид Бланкет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ (2-4 классы)

Настоящая рабочая программа адресована учащимся 2-4 классов, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с лёгкой умственной отсталостью. Данная программа составлена на осно...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ (5-9 классы)

Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в его интегративном хара...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ (2-4 класс)

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся с ОВЗ VII вида, изучающих английский язык 1 ч в неделю (34 ч в год).УМК "Spotlight" (Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.),  2-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР)

начальное общее образование2 класс по учебнику Forward под редакцией М.В. Вербицкой...

Адаптивная рабочая программа по английскому языку для детей ОВЗ (обучение на дому) 5 и 6 классы (УМК Биболетова)

Данная рабочая программа была разработана для проведения уроков английского языка с детьми ОВЗ на дому по УМК Enjoy English Биболетова...

8 класс Рабочая программа по английскому языку для детей с ЗПР

Рабочая программа разработана на основе: примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык), адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченн...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ в 7 классе

Рабочая программа предназначена для инклюзивного обучения английскому языку учащегося 7 класса. Программа составлена для УМК "Английский в фокусе". Учитывает психофизические особенности учен...