Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)


Сегодня одним из актуальных является вопрос развития у ребенка устойчивого интереса к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка. Для повышения мотивации в школе перед учениками ставятся такие цели, как получить образование для престижной работы, успешной карьеры в дальнейшем, но, даже имея цель, делать из урока в урок одно и то же неинтересно.

Изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на инностранном языке - достаточно сложный процесс, так как довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, четко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства.

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке целесообразно использовать на старшей ступени обучения педагогическую технологию "Дебаты", построенную на основе выступления представителей двух противостоящих команд.

Помимо развития непосредственно языковых умений, технология "Дебатов" способствует формированию критического мышления (умения критически оценивать информацию) и развитию учебно-социальных навыков (работа в команде, определение последовательности работы, общие выводы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл debaty_na_urokah_angliyskogo.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка

Одной из актуальных проблем современного образования является формирование социокультурной компетенции учащихся, которая предполагает подготовку учащихся к жизни в поликультурном обществе, отказ от чувства ксенофобии, умение понимать различия между народами и быть готовыми жить с людьми других культур, языков и религий. Молодое поколение также должно уметь с определенной долей критики рассматривать национальные, этнические и религиозные вопросы.

Данная проблема может быть успешно реализована через применение такого приема обучения как дебаты и использоваться на уроках иностранного языка как средство обсуждения текущих событий из жизни страны, общества и мира в целом.

Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии. Необходимо учитывать языковую подготовку группы. На уроках английского языка на средней ступени обучения дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило, преподавателем.

В данной методике принята следующая терминология:

Дебаты (debates) – это игра, в которой принимают участие две команды, занимающие противоположные точки зрения по рассматриваемой проблеме и отстаивающие свою точку зрения.

Тезис (resolution) – это проблема, которая является предметом спора между двумя группами. Группа сторонников отстаивает тезис, группа оппозиции оспаривает ее.

Доводы (arguments) – объясняют занимаемую позицию по проблеме.

Опровержения (rebuttals)– объяснения, объясняющие позиции несогласия одной группы с другой.

Судья (judge) – определяет победителя.

Хотелось бы отметить, что причиной большого количества ошибок в разделе «Говорение», а именно в диалогической и монологической речи, является не столько отсутствие у учащихся глубоких знаний английского языка, сколько слабое развитие обще учебных навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции. Следует отметить, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления ученики не могут структурировать речь, четко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. Технология «Дебаты» при изучении английского языка является эффективным методом развития способностей учеников говорить на иностранном языке. Так как дебаты включают различные формы деятельности, они развивают навыки слушания и понимания, чтения и ведения записей на иностранном языке, учат эффективным речевым приемам и тактикам

Значимым видится и тот факт, что дебаты приучают учащихся к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях.

К числу наиболее часто употребительных можно отнести следующие: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you for your attention, thank you for the questions и ряд других.

Дебаты также формируют у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей - представление команды и самого себя - вступление (обоснование актуальности темы - определение понятий - темы - выдвижение критерия - аргументация - заключение - благодарность за внимание. Понимание обучающимися структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план большинства публичных выступлений.

Использование дебатов в обучении иностранному языку позволяет реализовывать ряд целей и задач:

  • · обучающих, так как способствуют закреплению, актуализации ранее полученных знаний, овладению новыми знаниями, умениями, навыками
  • · развивающих, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяет формировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;
  • · воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов решения проблемы;
  • · коммуникативных, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности

Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

  • - как форма урока;
  • - как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение "обратной связи";
  • - как форма аттестации и тестирования учащихся.

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты на уроках могут приобретать различные формы:

"Классические дебаты". Это собственно формат дебатов, где участвуют две команды по 3 человека, а остальные учащиеся являются либо пассивными слушателями, либо "рецензентами", либо судьями. Однако так или иначе задействовать каждого ученика класса в таких дебатах трудно, поэтому этот тип дебатов имеет довольно ограниченное применение на уроках.

"Экспресс-дебаты". Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип использования формата дебатов может использоваться как элемент "обратной связи", закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности.

"Модифицированные дебаты". Это использование отдельных элементов формата дебатов, или дебаты, к которых допущены некоторые изменения правил. Например:

  • - сокращается регламент выступлений;
  • - увеличивается число игроков в командах;
  • - допускаются вопросы из аудитории;
  • - организуются "группы поддержки", к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

Следующий вид проведения дебатов предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема.

Данный вид дебатов, на наш взгляд, является, самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации.

"Скоростные" дебаты. Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они "один на один" и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом - весь класс). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг к другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе.

Дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило, учителем.

Подготовка и поведение дебатов предполагает организацию работы в группах (командах). Преподаватель может сам создать команды, распределив роли, либо студенты создают группы самостоятельно, а роли распределяются по взаимной договорённости или по жребию. Возможно также перед началом занятия провести тестирование, по результатам которого разделить учащихся на три группы («сильные», «средние», «слабые») и объединить по одному человеку из каждой группы в команду. В группу можно объединить и соседей по партам или по рядам.

Дебаты предполагают серьёзную предварительную подготовку учащихся. На этой стадии часто используются методы, позволяющие стимулировать творческое и критическое мышление студентов, такие как мозговой штурм, карты памяти, структурирование проблем с помощью метаплана, мыслительный набор «Кайзен» и некоторые другие.

В заключение следует сказать, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в старших классах средней школы в целом и к подготовке учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности. Кроме того, данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

“Living in the city is better than in the country”.Использование технологии "Дебаты" на уроках английского языка

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на средней ступе...

" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"

При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...

статья " Дебаты на уроке иностранного языка: возможности и технологии "

Одной из актуальных проблем современного образования является формирование социокультурной компетенции учащихся, которая предполагает подготовку учащихся к жизни в поликультурном обществе, отказ от чу...

Совершенствование мастерства публичных выступлений с использованием технологии "Дебаты" на уроках английского языка

В статье даются практические рекомендации по организации дебатов на уроках английского языка в старших классах, алгоритм действий учителя и учащихся, примеры языковых конструкций  для применения ...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке иностранного языка.

Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках испанского языка ....