статья " Дебаты на уроке иностранного языка: возможности и технологии "
статья на тему

Курганская Татьяна Александровна

Одной из актуальных проблем современного образования является формирование социокультурной компетенции учащихся, которая предполагает подготовку учащихся к жизни в поликультурном обществе, отказ от чувства ксенофобии, умение понимать различия между народами и быть готовыми жить с людьми других культур, языков и религий. Данная проблема может быть успешно реализована через применение такого приема обучения как дебаты и использоваться на уроках иностранного языка как средство обсуждения текущих событий из жизни страны, общества и мира в целом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дебаты на уроке иностранного языка: возможности и технологии  

Целью образования является не просто передача знаний и умений, а формирование определенных качеств личности, формирование ключевых компетенций, которые должны подготовить молодежь для дальнейшей жизни в обществе. Среднее и высшее образование должно быть направлено на решение общих задач, одной из которых является формирование готовности к решению различных проблем как академических, так и в более широком контексте. Формирование данного качества будет успешным, если учесть некоторые условия, а именно: обучение будет носить проблемно-ориентированный характер; будет шире применяться рефлексивный подход в обучении; учащиеся научатся не только отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу; усилить автономность учащихся; пересмотреть традиционные роли учителя и ученика на уроке.  Одной из актуальных проблем современного образования является формирование социокультурной компетенции учащихся, которая предполагает подготовку учащихся к жизни в поликультурном обществе, отказ от чувства ксенофобии, умение понимать различия между народами и быть готовыми жить с людьми других культур, языков и религий. Молодое поколение также должно уметь с определенной долей критики рассматривать национальные, этнические и религиозные вопросы. Именно средняя и высшая школа могут и должны играть решающую роль в создании большей сплоченности общества, формировании нравственных и культурных ценностей.  Данная проблема может быть успешно реализована через применение такого приема обучения как дебаты и использоваться на уроках иностранного языка как средство обсуждения текущих событий из жизни страны, общества и мира в целом. Казалось бы, что здесь сложного? Однако большинство школьных учителей настроены негативно к данному приему, ссылаясь, с одной стороны, на незнание его структуры и подходов. С другой стороны, для некоторых учителей камнем преткновения является четкое следование рабочей программе и боязнь отступить от нее. Другими руководит страх потерять контроль над учащимися, вовлеченными в бурную дискуссию по актуальной проблеме общества. Последний сдерживающий аргумент, который приводят большинство учителей, это возможное неприятие данного приема учащимися и отсутствие у них мотивации участия, в виду плохой информированности современной молодежи о жизни и событиях, происходящих в мире и стране.  Хотелось бы напомнить учителям, что занятие по иностранному языку, будь то в школе или вузе, это именно то место, где учащиеся чаще всего задают сложные и противоречивые вопросы, и еще больше хотят получить на них ответ. Участвуя в дебатах, молодое поколение учится видеть, обсуждать и решать проблемы общества, у них развиваются навыки критического мышления и аргументации. То

насколько данные навыки будут сформированы у учащихся зависит в какой стране будут жить наши дети.  Что такое дебаты? Дебаты можно определить как деятельность, обладающую наибольшими возможностями, как для развития языковой, так и социокультурной компетенции. Дебаты – это сложный навык, задействующий весь потенциал говорящего. Участвуя в дебатах, учащиеся развивают познавательные и языковые способности, а именно, они учатся активно слушать, развивают навыки устной и письменной речи, формируют такие важные навыки как умение выступать перед аудиторией, умение аргументировать свою точку зрения, логически и аналитически мыслить (Нисбетт 2003). Дебаты – это навык, который можно относительно легко сформировать через постоянные тренировки. Учащиеся постепенно учатся выражать и отстаивать свои идеи, замечают слабые стороны противника (Девидсон). Так Фукуда, проанализировав урок-дебаты, отмечает, что в начале занятия только 30,8% студентов не испытывали психологического дискомфорта при выражении своих мыслей. Результаты, полученные после занятия, свидетельствовали о повышении этого показателя до 56,7%.  В данной методике принята следующая терминология: Дебаты (debates) – это игра, в которой принимают участие две команды, занимающие противоположные точки зрения по рассматриваемой проблеме и отстаивающие свою точку зрения. Тезис (resolution) – это проблема, которая является предметом спора между двумя группами. Группа сторонников отстаивает тезис, группа оппозиции оспаривает ее. Доводы (arguments) – объясняют занимаемую позицию по проблеме.  Опровержения (rebuttals)– объяснения, объясняющие позиции несогласия одной группы с другой. Судья (judge) – определяет победителя.  Тезис – это мнение, которое может быть оспорено на доказательных основаниях. Участники соглашаются или не соглашаются с ним (тезисом), независимо от личной точки зрения по вопросу. Тезис может начинаться с фразы “I believe / consider …” («Я считаю / полагаю …») Например, “I believe smoking should be banned in public places”. («Я считаю, что курение должно быть запрещено в общественных местах.»)  Доводы могут также вводиться специальной фразой “… because secondhand smoking is harmful for nonsmokers.” («… так как пассивное курение вредно для здоровья некурящих.»)  Подготовка учащихся к участию в дебатах может занять продолжительное время – до пяти-шести уроков. Работая со студентами вузов или в старших классах, время на тренировку можно сократиться, в зависимости от их уровня знаний.  

Занятие 1.  На данном занятии, прежде чем перейти к высказыванию своих точек зрения, согласно занимаемой роли в дебатах, необходимо научить учащихся видеть отличие сильной аргументации от слабой. LeBeau, Harrington, Lubetsky предлагают критерий, который характеризует сильную позицию. Сильная позиция: - логично доказывает мнение,

- обладает уникальностью и четкостью изложения мысли, - убедительна для большинства людей. В качестве тренировки различия между сильной и слабой аргументацией, учащимся можно предложить выбрать наиболее подходящую концовку фразы. Например, Smoking should be banned in public places because:  it is bad  it gives people bad breath and makes their teeth yellow  secondhand smoke is harmful for nonsmokers. Руководствуясь вышеприведенным критерием, учащиеся должны объяснить, почему некоторые доводы более убедительные, а некоторые нет. Данный вид работы проводится в парах, где учащиеся отстаивают свою точку зрения. Следующим этапом работы на данном занятии является разработка учащимися собственных доводов в защиту предложенных учителем тезисов. Работа ведется в парах, и учащиеся предлагают хотя бы один веский аргумент в защиту. Можно предложить на обсуждение следующие проблемы: 1. Love is more important than money. 2. It is better to be married than single. 3. Writing by hand is better than writing by computer. Результаты работы одной пары сравниваются с результатами другой, и задача теперь формулируется как определение наиболее сильных аргументаций среди высказанных. Предварительно, перед активизацией в речи, рекомендуется повторить грамматические конструкции, используемые при сравнении (X is __er than Y / X is more __ than Y.), а также конструкции, используемые в определении причины и следствия (X causes Y / If you do X, then Y will happen.). Завершающим этапом занятия 1 будет формулировка учащимися своих собственных тезисов. Наиболее интересными тезисами становятся те вопросы, с которыми люди в большинстве своем не согласны. Они могут быть спорными («Смертная казнь должна быть запрещена») или категоричными («Любовь важнее денег»). В качестве домашнего задания или в классе учащиеся могут придумать список тезисов. Идеи могут быть взяты из тем, ранее обсуждаемых или прочитанных в классе, из книг, газет, журналов или фильмов, из вопросов, которые вызывают личный интерес у учащихся. Учитель отбирает наиболее интересные из них.  

Занятие 2.  На этом занятии учащиеся учатся выражать свое мнение.  В качестве разминки учащиеся получают несколько тезисов. Учащиеся должны в течение двух минут высказываться по одной стороне проблемы. По истечении времени, учитель произносит “Switch” и следующие две минуты отводятся обсуждению другого тезиса. В таком режиме обсуждаются все предложенные тезисы. Данное задание называется “The Devil‟s Advocate” («Адвокат дьявола»). Доказывая свою точку зрения, участники должны руководствоваться аргументацией, которая выходит из очевидного (согласно LeBeau, Harrington, Lubetsky):

а) Пример - из личного опыта или того, что вы слышали или читали. б) Здравый смысл - то, что, как вы думаете, знают все. в) Мнение эксперта - мнение экспертов должно быть подтверждено исследованиями. г) Статистика - приводятся данные исследований. Например, Smoking should be banned in public places. Пример из личного опыта: For example / for instance / let me give an example whenever I go to a restaurant or bar and there are people smoking near me, I feel that I am breathing their smoke. This makes me a smoker even though I don't want to be. Здравый смысл: Everyone knows / if...then / it's common knowledge that secondhand smoke is very unhealthy for nonsmokers. Статистика: Secondhand smoke causes about 250,000 respiratory infections in infants and children every year, resulting in about 15,000 hospitalizations each year. Мнение эксперта: According to the Environmental Protection Agency, “secondhand smoke causes approximately 3,000 lung cancer deaths in nonsmokers each year.” Для закрепления навыка, учащиеся приводят свои примеры или логические доказательства. Они могут использовать идеи, высказанные на прошлом занятии.  

Занятие 3.  На третьем занятии объясняется структура дебатов.  1. Формируются команды (по 2-3 ученика в команде).  2. Рассматриваются тезисы. Каждая команда получает список тезисов, разработанных на прошлом занятии. Учащиеся ранжируют тезисы по степени заинтересованности в них. 3. Выбираются тезисы и позиции. Две команды работают вместе, сравнивая свои списки и определяя тот тезис, по которому они будут вести дебаты. Затем они выбирают позицию в дебатах – сторона «За» или сторона «Против». 4. Знакомство со структурой дебатов, предложенной LeBeau, Harrington, Lubetsky: Speech 1 (Речь 1): первый участник стороны «За» предлагает тему и выступает с первым аргументом своей команды. Speech 2: первый участник стороны «Против» высказывает противоположную точку зрения своей команды. Speech 3: второй сторонник высказывает второй аргумент. Speech 4: второй противник – второй контраргумент. Объявляется перерыв 5-10 минут для того, чтобы учащиеся подготовили свои речи-протесты. Speech 5: Команда «Против» высказывает два собственных опровержения на два утверждения команды «За» и резюмирует свои собственные две причины. Speech 6: Команда «За» высказывает два опровержения на два отрицательных аргумента команды-противника и резюмируют собственные две причины. Дебаты могут также проводиться в более свободной форме: 1. Команда «За»: аргумент 1 2. Опровержение команды «Против»

3. Ответ команды «За» на прозвучавшее опровержение, участие в открытой дискуссии. 4. Команда «Против»: аргумент 1 5. Опровержение команды «За» 6. Ответ команды «Против» на опровержение и открытая дискуссия 7-12. Аналогичные действия для аргумента 2 каждой команды 13. Заключительное слово команды «За» 14. Заключительное слово команды «Против» 5. Поиск аргументов Объясните, что каждый аргумент состоит из установленной причины, которая основывается на фактах. Учащиеся обсуждают возможные причины, согласно своим тезисам, и затем отбирают две, наилучшим образом представляющих их аргументацию. На доске учитель показывает на примере простого тезиса схему поиска аргументов. 6. Домашнее задание Дома учащиеся завершают работу над двумя аргументами. Учителю следует следить за тем, чтобы учащиеся не использовали родной язык при написании аргументов, даже если они затем переводят их на английский язык. Аргументы должны быть написаны четким, простым языком и понятны сверстникам.  

Занятие 4.  Каждая команда продумывает сильные аргументы, которые их противники могли бы использовать в защиту своей точки зрения. Затем пошагово отрабатывается навык выступать с опровержением высказанных аргументов. Шаг 1. “They say…” Учащиеся озвучивают аргумент, который они собираются оспаривать, для того чтобы судьи могли понять занимаемую ими позицию. Научите учащихся делать заметки во время выступления стороныпротивника, это поможет им в дальнейших дебатах. Например, „The other team said that smoking is harmful for nonsmokers‟. Шаг 2: “But I‟ll disagree …” / “That may be true, but …”. Один участник команды выражает свое сомнение в правильности высказывания. Например, “That may be true, but I think that if nonsmokers want to avoid cigarette smoke, they can walk away from it”. Шаг 3: “Because …” Приводится причина, например, “Because nonsmokers should look out for their own health.” Шаг 4: Команда делает вывод о правильности своей аргументации (“Therefore …”). Например, “Therefore it is not the responsibility of smokers to protect nonsmokers”. Учащиеся готовят краткие письменные опровержения для трех самых сильных аргументов своей команды, которые, как они думают, могут быть высказаны командой-противником. Анализ работы: учитель обсуждает с каждой группой их аргументы и опровержения, таким образом, чтобы учащиеся задумались о весомости их доводов.  

Занятие 5.

Учащиеся становятся судьями. (На начальном этапе учитель сам может выступить в роли судьи.) Учащиеся заполняют форму, разработанную 8888888, которая будет стимулировать учащихся слушать дебаты внимательно. Учитель может оценить анкету для судей, чтобы проявить интерес учащихся к судейству. Speech 1 (Речь 1): Первый аргумент команды «За» (подходит для речей 1-4). Анализ высказанной причины:  Is this reason clear? ___/1 Is this reason strong? ___/1 Анализ высказанного примера-довода: Is the support clear? ___/1  Good examples/common sense: ___/1  Expert opinion/statistics: ___/1 Speech 5 (Речь 5): Опровержение команды «Против» (используется также для речи 5и 6 (четыре опровержения)) Анализ опровержения первого аргумента: They disagree because… Therefore… Is this rebuttal clear? ___/1 Did they use a strong because and therefore? ___/1 В качестве тренировки судейства, учитель предлагает имитацию дебатов. Учащиеся должны заполнить форму и сравнить результаты. Затем учащиеся тренируются высказывать собственные аргументы и приводить опровержения на них. Помимо приведенной структуры дебатов, участники должны владеть и уметь использовать навыки зрительного контакта, умения контролировать темп речи, умение делать паузы и использовать жесты.  

Занятие 6 Во время проведения дебатов, учащиеся заполняют форму для судей. Работа ведется индивидуально, но допускается обсуждение с партнером по окончании каждых дебатов. Заполненные формы сдаются учителю, который суммирует баллы и объявляет победителя. Учащиеся также сдают свои написанные аргументы и опровержения. Учитель их оценивает, делая акцент на сильных сторонах работы и то, над чем еще нужно работать. Пример дебатов:  Resolution: Personality is more important than looks. (Affirmative argument)  Reason: People never lose interest in looking at a person who has a  good personality and living with them always makes us feel pleasant.  Support: 1. Example: For example, my friendly neighbor in China has twin brothers. The elder brother married a very beautiful girl. But after the first month, he had a quarrel with her because the beautiful wife spent all of her time dressing herself up without doing any housework. And she always went out on dates with many boyfriends. Finally he divorced his beautiful wife last year. But the younger brother who

married an ordinary looking girl with a good personality has a very happy married life now and they have a lovely 3 year old baby now. 2. Common Sense: In China it is said, "Don't choose beautiful person to be your wife." Because the beautiful wife spends more time dressing herself up without doing housework or child care than the not beautiful wife. And the beautiful wife always spends a lot of money on clothing and cosmetics. 3. Expert Opinion and Statistics: Psychologists at Yale University investigated 3,519 married men's life spans. According to the report, the men who married a beautiful wife had a shorter life than the men who married a not beautiful wife. The degree of beauty was in direct proportion to the husbands' life-spans. In the study, there was a scale of 1-20 points: 20 points is the most beautiful wife and 1 point the least beautiful wife. The result was that men who had a wife who scored 112 points lived 12 years longer than men whose wife scored 13-20 points. Умение вести дебаты не приходит само по себе. Студенты должны уметь размышлять и анализировать при подготовке к дебатам, во время дебатов и после. Задача учителя найти способ, чтобы работа учащихся в этом направлении была правильно организована, а именно помочь студентам разработать способы подхода к проблемам.  Учитель может предложить учащимся подготовить папки для дебатов. Все свои заметки и информацию по тезисам было бы целесообразно складывать в отдельную папку. Данный способ помогает учащимся лучше организовывать свои мысли и заметки, это удобно также для организации подготовки к дебатам и рефлексии – статьи, которые они прочитают, записи, которые они сделают, критику и так далее.  Участвуя в дебатах, учащиеся должны не забыть ответить на аргумент противника (если они не отвечают на противоположные утверждения, может сложиться мнение, что учащиеся ведут параллельную дискуссию или не владеют темой). Однако необходимо также следить за тем, чтобы, реагируя на каждый аргумент, будь он весомый или нет, не сложилось впечатления, что участники заняли оборонительную позицию и находятся на территории противника. Напротив, нужно четко отстаивать свои позиции и при этом отвечать на замечания. Всегда нужно задавать себе вопрос: Звучат ли доводы убедительно? Не стоит использовать аргумент, если он слабый. Лучше иметь один сильный аргумент, чем пять слабых.  Организуя дебаты на политическую тему, выбор темы должен определяться ее эмоциональной значимостью. К ним относятся, темы о жизни, надежде, мечтах и всем, что угодно, главное, чтобы это затрагивало эмоции большинства людей; чтобы были использованы убедительные аргументы в подтверждение точки зрения (аргумент состоит из трех частей: утверждение, доводы и факты). Иначе, если нет опоры на факты, все, что высказывается будет восприниматься лишь как мнение. Темы дебатов должны соответствовать возрасту участников. Необходимо учитывать верования и ценности учащихся при их выборе.  Все вышесказанное позволяет нам сделать выводы, что использование дебатов на уроках, может способствовать развитию у учащихся критического,

аналитического и абстрактного мышления, чувства гражданского долга, этики, этикета, умения задавать вопросы и задаваться вопросами, умения выражать свою точку зрения, умения отличать факты от мнений, организовывать информацию, убеждать, выступать перед аудиторией, исследовать, работать в команде.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Технология "Дебаты" на уроках иностранного языка

Презентация и раздаточные материалы для проведения мастер-класса...

Статья "Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС"

Статья в региональный сборник. Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС,...

Использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка

Сегодня одним из актуальных является вопрос развития у ребенка устойчивого интереса к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу р...

Статья " ИКТ на уроках иностранного языка"

Материал может пригодится для выступления на педсовете....

Статья "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ВОВЛЕЧЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ТЕХНОЛОГИИ"

В статье описывается методика проведения уроков иностранного языка с применением элементов вовлеченного обучения и мультимедийной технологии....