Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении иноязычной культуре
учебно-методический материал
В статье говорится о преимуществах использования технологии обучения в сотрудничестве и способах реализации данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении иноязычной культуре. | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении
иноязычной культуре
Цой К.В.,
учитель английского языка
МБОУ Старостаничной СОШ
Сегодня повышение качества преподавания – одна из самых актуальных проблем системы образования. Главная цель изучения иностранного языка – овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, и главной задачей для любого преподавателя является достижение этой цели.
Что такое коммуникативная компетенция? Это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся школы на разных её этапах. Коммуникативная компетенция не является стабильной, а представляет собой динамичную систему, трансформирующуюся в зависимости от цели, этапа и формы обучения. Одним из эффективных способов развития коммуникативной компетенции является использование современных педагогических технологий в учебном процессе. Разнообразные продуктивные педагогические технологии позволяют максимально вовлечь обучающихся в образовательный процесс для эффективного, а главное, интересного усвоения материала. Особого внимания в этой связи, на мой взгляд, заслуживает педагогическая технология обучения в сотрудничестве, которая позволяет развить необходимые коммуникативные умения обучающихся, их навыки работы в коллективе, овладеть иноязычной коммуникативной компетенцией, а также разнообразить учебный процесс. Данная технология помогает не только развить коммуникативные умения на уроках иностранного языка, но и вовлечь в процесс обучения всех обучающихся как отстающих, так и успевающих, что является важным аспектом для любого урока. Технология обучения в сотрудничестве подразумевает работу класса в составе небольших групп, состоящих из 3–4 обучающихся. Благодаря данной технологии, в классе не остается ни одного обучающегося, который бы не был занят усвоением новой информации. Для организации работы в классе по данной технологии необходимо: разделить класс на небольшие группы состоящие из трех-четырех обучающихся. Обеспечить группу одним общим заданием, у каждого обучающегося должна быть своя роль, данное распределение должно осуществляться учителем, либо под его чутким руководством. Считаю , что данная технология не проста, применение ее требует тщательной предварительной подготовки учителя. Преимущества применения технологии обучения в сотрудничестве состоят в том, что помимо обучающей функции данная технология также развивает следующие навыки и качества: 1) умение работать в команде 2) социализацию, то есть умению успешно жить и развиваться в обществе; 3) рефлексию — способность анализировать собственные действия, находить и корректировать свои ошибки. При осуществлении технологии обучения в сотрудничестве можно условно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап начинается с деления обучающихся на группы для дальнейшего группового взаимодействия. Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (тип темперамента, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения или делиться своими знаниями). Группа должна состоять из сильных детей, детей среднего уровня знаний и отстающих. Целью распределения по группам является обеспечение успехом каждого из участников, а также предоставление возможности реализовать себя в той области знаний, которая является «ближе» для каждого из обучающихся. Однако, не все способы деления на группы могут оказаться удачными. Вот основные способы формирования групп для работы на основе технологии сотрудничества.
1) По выбору педагога: данный способ имеет как положительные, так и отрицательные черты. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии обучающихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые обучающиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.
2)По желанию обучающихся: в этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни обучающиеся выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые — тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи — тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. Следует помнить, что данный способ является весьма рискованным, так как может сформироваться слабо обученная группа.
3)По выбору лидеров: лидеры в данном случае назначаются учителем, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Опыт работы показывает, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата. Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем обучающимся, кого выбирают в последнюю очередь.
4)По определенному признаку: 1) по первой букве имени, по году рождения,3) по цвету глаз, 4) по знаку зодиака; Учитель сам может поделить участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе. Сложность в данном случае вызывает возможная разнородность групп, так как не всегда представляется возможным предугадать их состав.
5)Случайным образом: на средней ступени очень часто практикуют объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов». Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться обучающиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Работа в данной группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам. Большинство методистов и учителей-практиков рекомендуют чередовать работу в группах постоянного и сменного состава (чтобы обучающиеся не привыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт с незнакомыми собеседниками). Методически оправданно: 1) включать в одну группу обучающихся с разным уровнем языковой подготовки; 2) делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых обучающихся; 3) назначать разных обучающихся лидерами групп, чтобы у отдельных обучающихся не было завышенной, либо заниженной самооценки.
Основной этап. Группа получает одно общее задание, учитель распределяет роли между обучающимися. Важно обозначить, что оценивается работа не отдельно взятого участника, а всей команды в целом. Это позволяет вызвать интерес к работе всей команды. Отстающие ребята получают стимул просить о помощи, а отличники мотивированы на оказание помощи в освоении материала. Таким образом, усилиями каждого члена группы исчезают пробелы в знаниях. Е. С. Полат предлагает несколько вариантов реализации технологии в сотрудничестве:1.Обучение в команде /Student Team Learning: Суть обучения в команде состоит в том, что учитель объясняет новый материал, а затем предлагает обучающимся закрепить данный материал, работая в группах. Создаются несколько подгрупп обучающихся, которым дается определенное задание, необходимый материал. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по так называемой “верхушке” (каждое последующее задание выполняется следующим обучающимся). Выполнение любого задания объясняется вслух. После завершения задания всеми группами учитель организует обсуждение работы. Jigsaw («ажурная пила») На этапе творческого применения языкового материала обучающиеся подразделяются на “Home Groups” (первоначальные группы) по 3 человека в группе. Количество обучающихся в таких группах зависит от количества предлагаемых текстов. Каждый из обучающихся выбирает один из предложенных текстов и выполняет задания. Цель работы на данном этапе — самостоятельное ознакомление с текстом. Учимся вместе (Learning together) Класс разбивается на разнородные по успеваемости группы (3–5 человек). Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы, над которой работает весь класс. Группа имеет двойную задачу: 1) академическую — достижение познавательной, творческой цели; 2) социальную — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер взаимоотношений обучающихся. На этапе реализации технологии обучения в сотрудничестве могут возникнуть разнообразные трудности.
-Трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя: а) большая наполняемость группы; б) неприспособленность классов для подвижных форм работы; в) организация работы в группах требует много времени, что делает невозможным консультацию учителем каждой группы; г) нехватка методических пособий и разработок. –
Трудности, связанные с деятельностью обучающихся: а) неготовность обучающихся к новой форме работы на уроке, б) низкий уровень языковой подготовки обучающихся; в) нечёткое непонимание обучающимися своей роли в процессе группового общения; г) боязнь обучающихся говорить на иностранном языке в присутствии других; д) возможность для недисциплинированных обучающихся избегать выполнения задания в группе; е) разный темп работы. Успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения обучающихся работать согласованно. Предварительный учёт трудностей, с которыми может столкнуться учитель может свести к минимуму нежелательные последствия. Очень важно дать чёткие указания, для того чтобы обучающиеся осознали свою роль в работе. Также следует обозначить чёткие временные рамки для активной деятельности обучающихся. Некоторые рекомендации по организации работы в группах: 1) в группе должно быть не более 5 человек; 2) следует кратко, ясно и четко объяснить задание; 3) обучающимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава — не торопите их; 4) следует чётко определить временные рамки выполнения задания, следить за их соблюдением (в случае необходимости предупредить об оставшемся времени); 5) не следует вмешиваться в самостоятельную совместную работу обучающихся; 6) во время выполнения заданий обучающимися по возможности следует прислушаться к ходу обсуждения вопросов в группах, для того чтобы сделать выводы о дальнейшей работе, понять на каком этапе находятся обучающиеся; 7) на случай быстрого выполнения заданий какой-либо группой необходимо заранее подготовить дополнительные упражнения; 8) следует выслушать мнения каждой группы; 9) по окончанию работы следует оценить работу обучающихся, отметив наиболее удавшиеся моменты, но, не обходя вниманием ошибки; 10) учителю следует исправлять ошибки безадресно, для поддержания положительного психологического климата на уроке . Одним из главных правил является то, что обучающиеся должны помнить: работа в группах — не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке. Следовательно, обучающиеся должны быть организованными, взаимно вежливыми, доброжелательными, дисциплинированными, тактичными и терпимыми. Обучающиеся не должны ссориться, перебивать друг друга, радоваться ошибкам товарищей, смотреть раньше времени в ответы, переговариваться друг с другом громко. Стоит отметить, что авторитарный стиль учителя может вызвать негативную реакцию обучающихся, так как организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия.
Заключительный этап: На данном этапе целесообразно оценить проделанную работу, тем самым определив, какие аспекты урока нуждаются в доработке. Рефлексия позволит устранить существующие проблемы, тем самым усовершенствовать дальнейшие уроки в рамках реализации технологии обучения в сотрудничестве. Таким образом, технология обучения в сотрудничестве реализует демократизм, равенство, партнерство в отношениях учителя и обучающегося. Учитель и обучающийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Учитель перестает быть единственным источником информации, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия. Обучение, основанное на групповом общении, ломает традиционную схему: инициатива учителя — ответ обучающегося — реакция учителя. Кроме того, специфика данной технологии при обучении иностранному языку заключается в том, что обучение в сотрудничестве подразумевает наличие постоянной коммуникации на иностранном языке (обучающиеся взаимодействуют между собой в группе на иностранном языке, презентуют результаты работы в группе на иностранном языке, иностранный язык является одновременно и целью, и средством, доля говорения на иностранном языке при групповой работе больше, чем при фронтальной). Все это способствует совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, то есть достижению главной цели обучения иностранному языку.
Литература:
1)Миниханова О. А. Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] Режим доступа (URL): http://sibac.info/studconf/hum/xxxi/41652
2)Павлова, Е. А. Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. А. Павлова // Фестиваль педагогических идей. — Режим доступа (URL): http://festival.1september.ru/articles/565289/
3)Полат, Е. С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е. С. Полат // Иностp. языки в школе. — 2000. № 1. — 51 c.
4) Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре на примере разработки темы"Магазин, покупки"
Тезнология коммуникативного обучения иноязычной культуре по Е.И.Пассову предполагает введение только той лексики, которую можно использовать в условиях реального общения, освоение продуктивного лексич...
- Использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению.
статья использование технологии сотрудничества при обучении иноязычному общению...
Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К
Аннотация: В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...
Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Внеклассное мероприятие, посвященное юбилею М.Булгакова (Литературный вечер)
План-конспект мероприятия...
Использование групповых технологий на уроках английского языка (обучение в сотрудничестве)
Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения. ...
Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Урок. Чичиков у Манилова (роль эпизода).
Обучение в сотрудничестве. Проблемное обучение. Урок в 9 классе. Чичиков у Манилова (анализ главы)....
Совместное обучение (collaborative learning) и обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
современные технологии обучения ИЯ...