Совместное обучение (collaborative learning) и обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
учебно-методический материал по английскому языку
Предварительный просмотр:
Совместное обучение
Базарова Б.Д.,
учитель иностранных языков
МАОУ СОШ № 19
Совместное обучение (collaborative learning) и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) —термин «collaborative learning» относится к разным видам совместного обучения в малых группах сотрудничества. Но существует и специальная технология, получившая название «cooperative learning», разработанная в США и несколько модифицированная в Израиле, которая имеет четко проработанную процедуру организации занятий. Это метод, который опирается на вполне определенные принципы организации, не используемые в полной мере в других видах совместной деятельности.
Представляется возможным объединить термином «совместное обучение» (collaborative learning) все возможные технологии, предполагающие обучение в сотрудничестве на разных уровнях, а под термином «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning) подразумевать уже устоявшийся в отечественной дидактике термин, определяющий метод обучения в малых группах, разработанный Д. Джонсоном, Р. Джонсоном, Р. Славиным, Ш. Шароном, и его модификации.
К преимуществам работы в малых группах можно отнести следующие факторы:
- работа в группе помогает избежать риска неверного решения;
- над выполнением одного задания работают три-четыре человека, что уменьшает опасность упустить важные детали;
- работа в группе способствует формированию готовности и умению сотрудничать в малом коллективе;
- при работе в группе складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала каждого из ее членов;
- группа оказывает исключительное воспитательное воздействие, стимулируя ее членов к взаимопомощи, к поддержке друг друга, ответственности не только за себя, но и за всю группу;
- работа в группе вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других, честно дискутировать. Благодаря этому устраняется резко выраженный индивидуализм.
К возможным трудностям работы в группе можно отнести следующие:
- работа в группе может потребовать более продолжительного времени по сравнению с индивидуальной работой. Время, в течение которого члены группы подстраиваются друг к другу и устраняют возможные недоразумения, может быть достаточно продолжительным;
- работа в группе бывает трудно управляемой, особенно если в группе нет согласия;
- при недостаточно продуманной организации отдельные члены группы могут попытаться воспользоваться результатами деятельности более сильных партнеров.
При всем разнообразии подходов к обучению в сотрудничестве все эти модификации опираются примерно на одни и те же принципы:
- Учитель формирует группы сотрудничества, разнородные не только по успеваемости, но и по национальному и половому признакам, однако с учетом психологической совместимости их членов. При этом Джонсоны считают необходимым включать в каждую группу одного сильного ученика, одного слабого и одного-двух средних; Р. Славин, как и другие авторы, этого принципа не придерживаются, считая, что группы должны формироваться подвижными, т. е. каждый раз их состав должен меняться.
- Группе выдается одно задание, предполагающее необходимость участия каждого члена группы в его выполнении; распределение ролей осуществляется самими учащимися; обозначение ролей (например, составитель, редактор, художник и пр.) определяется учителем.
- Группе выдается один комплект необходимых материалов (один текст, один комплекс упражнений, задач и пр.).
- Оценка за выполненную работу ставится также одна на всю группу. При оценке промежуточных результатов допускается принцип самооценивания с последующим комментарием (рефлексия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»
В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...
Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.
Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность в себе....
Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.
Представлен опыт технологии обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....
Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку
материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...
Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Групповая деятельность организуется ...
Современные технологии обучения английскому языку - обучение в сотрудничестве (cooperative learning)
Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместно...
Тема доклада: Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) на уроках английского языка
Обучение в сотрудничестве (Cooperative Learning)...