Смысловое чтение на уроках английского языка как универсальное учебное действие.
опыты и эксперименты по английскому языку
О.В. Запольская, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 с углублённым изучением отдельных предметов
«Эти добрые люди и не подозревают, каких
трудов и времени стоит научиться читать.
Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать,
чтобы вполне достиг цели»
И. Гёте
Смысловое чтение на уроках английского языка
Если спросить современного школьника, умеет ли он читать, то этот вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по-разному. Можно остановиться на первой фазе чтения – репродуктивной – механическом воспроизведении содержания, заучивании и воспроизведении коротких диалогов, текстов, стихотворений. В методике преподавания английского языка прослеживается два пути обучения чтению. Первый путь предлагает обучение чтению в процессе выполнения специальных упражнений, т.е. чтение выступает как цель обучения, следовательно, по этому пути чтению следует обучать как виду речевой деятельности. Данный подход очень важен, так как этот вид речевой деятельности подвергается контролю в ГИА и ВПР по английскому языку.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Одним из таких метапредметных результатов, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность фактов».
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. Таким образом, работа с текстом происходит поэтапно:
1. Этап перед чтением текста;
2. Текстовой;
3. Этап после чтения текста.
Предтекстовой этап
Предтекстовые упражнения являются эффективным приёмом мотивирования учащихся к восприятию информации Текстовой этап, это основной этап, где и происходит непосредственная работа с текстом. На этапе после прочтения текста учащиеся формируют личностное отношение к нему.
Один из приемов предтекстового этапа – это работа с заголовком. Например, текст в УМК VIII авторов О.В.Афанасьевой и И.В. Михеевой «Виртуальная реальность» позволяет обсудить сам термин, а также высказать свое мнение до прочтения текста о позитивных и негативных влияниях виртуальной реальности в нашей жизни.
Прием ключевых слов также используется в моей практике. Например, какое содержание можно спрогнозировать по таким словам: шрам, легендарный, 142 лестницы, магия, волшебная палочка? Это текст «Хогвартс» из УМК VIII авторов О.В.Афанасьевой и И.В. Михеевой.
Прием вопросов к заголовку не менее действенный, чем другие приемы. Перед чтением текста «Главные мировые религии» из УМК XI авторов О.В.Афанасьевой и И.В. Михеевой, я предлагаю учащимся задать вопросы, ответы на которые они будут искать в тексте.
Текстовый этап (чтение)
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста, подтверждение/отклонение гипотезы, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. В ГИА по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения: ознакомительное, изучающее и поисковое. Существуют множество приемов, направленных на формирование видов чтения на этом этапе работы с текстом. Например:
1).Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
2). Прочтите текст и выделите основные темы повествования.
3).Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
4).Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.
5).Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
6).Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
7).Подготовьте план пересказа текста.
9).Назовите основные проблемы затронутые в тексте.
На текстовом этапе предполагается также использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста, связанных с коммуникативными задачами. Прием трансформации текста с помощью прилагательных во время чтения также используется в моей практике, когда из текста удаляются прилагательные и учащимся предлагается сделать текст веселым, грустным, нейтральным.
Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)
Целью стратегий постчтения является применение материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Персонаж «Дерево вопросов» является мотивационным приемом, позволяющим мне организовать вопросно-ответную деятельность на более продуктивном уровне. Другие приемы также используются на этом этапе работы с текстом:
1) «Изменение перспективы»
-ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц
-изменение окончания теста
2) «Размышление о причинно следственных связях»
3) Написание отзыва по прочитанному тексту с рекомендациями для читателя.
-4) Прием «4 шляп»
Каждая группа получает «шляпу»
- «Белая шляпа»- в тексте нужно найти факты.
- «Желтая шляпа»- позитивное мышление.
В тексте нужно найти позитивную информацию.
- «Черная шляпа»- негативное мышление.
В тексте нужно найти негативную информацию.
- «Синяя шляпа»- обобщающая шляпа.
Группа подводит итоги, делает выводы.
Проверить эффективность обучения чтению можно разными способами – для контроля навыков чтения предлагается много тестов, в том числе в олимпиадном формате, ОГЭ, ВПР и ЕГЭ.
Результаты ОГЭ обучающихся 9 классов по английскому языку
(предмету)
Таблица 1
Учебный год | Кол-во участников | Средняя отметка |
| |
по краю | у учителя | |||
2015-2016 | 4 | 4.03 | 4.25 |
|
2016-2017 | 4 | 4.23 | 5 |
|
2017-2018 | 4 | 4,28 | 5 |
|
Результаты ЕГЭ обучающихся 11-ых классов по английскому языку
(предмету)
Таблица 2
Учебный год | Кол-во участников | Средний балл | |
по краю | У учителя | ||
2014-2015 | 4 | 60.83 | 64.6 |
2017-2018 | 2 | 66,77 | 74.5 |
Результаты ВПР обучающихся 11-ых классов по английскому языку
(предмету)
Таблица 3
Учебный год | Класс | У учителя | По муниципалетету | По краю |
2017-2018 | 11Б | 100% на 4 и 5 | 41.65% на 4 и 5 | 37.2% на 4 и 5 |
Итак, подбирая содержание материала для чтения, учитель должен точно понимать цели и задачи, в осуществлении которых поможет этот материал. Несмотря на то, что задания могут проводиться с различной целевой направленностью, система работы над ними включает три этапа. Цель первого этапа заключается в создании ситуации и мотива общения и формулировке коммуникативной задачи, а также, возможно, в преодолении трудностей восприятия. Второй этап посвящается восприятию и пониманию текста и извлечению нужной информации. Третий этап служит для контроля понимания смысла информации, а также для перехода на другой вид деятельности (говорение). Если учитель будет соблюдать три основных этапа работы над материалом, можно с уверенностью говорить об успешном обучении смысловому чтению.
Список литературы
- Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, Н.В.Языкова. М: «Просвещение», 2010г.
- Афанасьева О.В. Английский яз. 11 кл.: учебник для школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 2014
- Английский язык. Книга для учителя. 11 класс: пособие для образ. Орг-ий и шк. с углубл. изучением англ. яз./ О.В.Афанасьева, И.В.Михеева –М.: Просвещение, 2014
- Афанасьева О. В., Михеева И.В. Учебно-методический комплект для VIII класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.- М.: Просвещение, 2013 (книга для учителя, книга для чтения, звуковое пособие, контрольные и проверочные задания).
- Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой V-IX классы-М: Просвещение 2012.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…….. люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели» И. Гёте
репродуктивное чтение – механическое воспроизведение содержания; чтение -как цель обучения
Принцип метапредметности как условие достижения высокого качества образования
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (оценка информации).
предтекстовой этап текстовой этап послетекстовой этап
работа с заголовком прогнозирование с помощью ключевых слов прием вопросов к заголовку Предтекстовой этап
a scar legendary 142 staircases wizadry a wand
Текстовой этап понимание текста, подтверждение/отклонение гипотезы, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения коммуникативные задачи вид чтения
Послетекстовой этап Цель-применение материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.
« Question Tree
факты позитивное негативное выводы
Учебный год Кол-во участников Средняя отметка по краю у учителя 2015-2016 4 4.03 4.25 2016-2017 4 4.23 5 2017-2018 4 4,28 5 Результаты ОГЭ обучающихся 9 классов по английскому языку
Результаты ЕГЭ обучающихся 11-ых классов по английскому языку Учебный год Кол-во участников Средний балл по краю У учителя 2014-2015 4 60.83 64.6 2017-2018 2 66,77 74.5
Результаты ВПР обучающихся 11-ых классов по английскому языку Учебный год Класс У учителя По муниципале тету По краю 2017-2018 11Б 100% на 4 и 5 41.65% на 4 и 5 37.2% на 4 и 5
Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников Учебный год Результат 2013-2014 1 место- 1учащийся 2 место-1учащийся 2014-2015 2 место -1 учащийся 3 место-1 учащийся 2015-2016 1 место-2 учащихся 2 место-1 учащийся 2016-2017 1место-2 учащихся 2место-3 учащихся 3место-3 учащихся
Результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады ш кольников (продолжение) Учебный год Результат 2017-2018 1 место-2 учащихся 2 место-2 учащихся 3 место-2 учащихся 2018-2019 1 место-2 учащихся 2 место -1 учащийся 3 место-2 учащихся
Список литературы Афанасьева О.В. Английский яз. 11 кл .: учебник для школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 2014 Английский язык. Книга для учителя. 11 класс: пособие для образ. Орг-ий и шк . с углубл . изучением англ. яз./ О.В.Афанасьева, И.В.Михеева –М.: Просвещение, 2014 Афанасьева О. В., Михеева И.В. Учебно-методический комплект для VIII класса школ с углублённым изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.- М.: Просвещение, 2013 (книга для учителя, книга для чтения, звуковое пособие, контрольные и проверочные задания). Апальков В.Г. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой V - IX классы-М: Просвещение 2012.
Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 с углублённым изучением отдельных предметов Смысловое чтение на уроке английского языка как универсальное учебное действие Ольга Витальевна Запольская, учитель английского языка Телефон: 8- (385-95) 4-17-29 E – mail : Schpytnz@mail.ru Заринск 201 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение на уроках английского языка
Презентация к выступлению на районном методическом объединении....
Смысловое чтение на уроках английского языка
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)
Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...
смысловое чтение на уроках английского языка
Статья посвящена проблемам чтения на уроках английского языка...
Смысловое чтение на уроках английского языка
Сейчас появилось новое понятие – смысловое чтение. Это вид чтения, которое направлено на понимание читающими смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст...
"Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
английский язык...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...