смысловое чтение на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Статья посвящена проблемам чтения на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей.
Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
- с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
- с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
- критическое понимание информации.
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста (информация, которая явно в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть домыслена потребителем) на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
- Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Ученик получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Все вышесказанное мной очень тесно связано с технологией которую я применяю на своих уроках. Это всем известная и также широко используемая проектная технология.
Давайте немного вспомним и обратим внимание на тесную связь данной технологии с использованием смыслового чтения как средства в работе над проектами.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Я использую метод проекта уже более 4-х лет. И действительно, когда учащиеся только начинали работать в этом направлении, существовало огромное количество сложностей именно в работе с текстовой информацией по выделению основного и важного. С целью облегчения обработки информации мною была разработана памятка по работе над проектами. Это значительно облегчило нашу задачу.
Таким образом, переходя от теории к практике, хотелось бы представить фрагмент проектного урока «Добро пожаловать в Россию» по УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English 5-6», раздел №1.
Проектный урок по теме: «Welcome to Russia!» (данная тема может рассматриваться на двух уроках)
Цель урока: создание путеводителя по значимым местам нашей страны
Дифференцированная цель урока: отработать алгоритм работы над проектом через использование смыслового чтения.
Что должен знать ученик в конце темы: материал об интересных местах России, городах и церквях.
Что должен уметь ученик в конце темы: добывать и использовать полученный материал из ресурсов интернета для создания проекта.
Формируемая область понимания: осознание использования добываемого в процессе работы с текстом материала в творческой работе.
Тип урока и применение педагогической технологии: проектный урок; метод проекта, ИКТ.
Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.
I этап: Организационный момент.
II этап: Актуализация знаний. Представление образцов проектов учащихся по теме «Путешествие по Англии».
III этап: Изучение нового материала.
- Вспомнить алгоритм работы над проектом.
- Класс делится на группы (в зависимости от количества учащихся в классе).
- Учащимся предлагается найти текстовые материалы на английском языке об интересных местах России, городах, церквях по средствам сети Интернет.
IV этап: Закрепление изученного материала.
- Изучить найденный текстовый материал.
- Выделить основную информацию с целью использования при работе над проектом.
- Использовать выбранный материал для создания путеводителя по значимым местам России.
- Представить продукт деятельности (проект).
V этап: Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Чему вы научились?
Расскажите по схеме: Я запомнил… Я смог…
Используемые ресурсы при подготовке доклада:
- http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=1211&showentry=3805
- http://2zagvozdina.ucoz.ru/index/strategii_smyslovogo_chtenija/0-18
- http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение на уроках английского языка
Презентация к выступлению на районном методическом объединении....
Смысловое чтение на уроках английского языка
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)
Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...
Смысловое чтение на уроках английского языка
Сейчас появилось новое понятие – смысловое чтение. Это вид чтения, которое направлено на понимание читающими смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст...
"Смысловое чтение на уроках английского языка"
Материал для педагогического практикума...
"Приемы смыслового чтения на уроках английского языка как средство мотивации учащихся к изучению иностранного языка"
английский язык...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...