Nickname как лингвокультурологический феномен в Интернет-коммуникации
статья по английскому языку (11 класс) на тему

Актуальность исследования. Интернет стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 миллионов человек по всему миру, он становится средством глобальной коммуникации. Развитие Интернета как новой сферы общения обусловило широкое использование  никнеймов (от англ. nickname) – аналогов личных имен. Современный человек  в виртуальном пространстве стал немыслим без сетевого имени, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв свое реальное «Я». Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование лингвистических особенностей виртуальных имен собственных становится актуальным.

Гипотеза исследования: Как явление искусственной самономинации в виртуальном пространстве и продукт индивидуального и намеренного словотворчества никнеймы  обладают рядом свойств, позволяющих говорить об их особом месте в ономастической лексике. 

Цель работы: выявить языковые и смысловые особенности сетевого  имени как основного средства самопрезентации языковой личности в процессе виртуального общения, произвести классификацию никнеймов, составленных с помощью английского языка, пользователей сети.

Задачи: 1. Изучить литературу и определить понятие «никнейм» («nickname»);

2.  Провести анкетирование, отобрать и систематизировать материал для наблюдения;

3. Проанализировать варианты никнеймов по семантическому принципу, по строению, морфологическим признакам и  способу образования.

Объект исследования: сетевое имя («никнейм»), используемое  в процессе виртуального общения.

Предмет исследования: лингвистические особенности никнеймов и их функциональные свойства.

Методы исследования: структурный анализ, позволяющий выявить специфические особенности рассматриваемых единиц; описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; метод количественной обработки экспериментальных данных.  

Методологической основой послужили работы  лингвистов Аникиной Т. В., Бруновой Е. Г., Чепель Ю. В., Штильштейн Е.С. и др.  

Вывод: Никнеймы — это имена, применяемые  для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве. Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски», представить себя в воображаемых образах.

Практическая ценность исследования состоит в том, что на примере анализа сетевых имён   появляется возможность проследить за формированием личности в процессе ее социализации, особенностями развития у человека коммуникативных качеств, в частности – использования ников в соответствии с внутренней культурой личности. Материалы будут небезынтересны  учителям. Собранные примеры никнеймов могут помочь при выборе собственного виртуального имени.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nickname.docx159.06 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский форум научной молодежи

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2018»

Симпозиум 4. Социально-гуманитарные науки в современном обществе

Секция 4F2. Лингвистика

Nickname как лингвокультурологический феномен

в Интернет-коммуникации

 

                                                                       

Исполнитель:

Федорова Александра Антоновна,  

Забайкальский край, г. Чита

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»,  11 класс

                                                                 

Руководитель:

Алексеева Лариса Николаевна,

учитель английского языка  

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40»,  г. Чита, Забайкальский край

2018  г.


«Nickname как лингвокультурологический феномен в Интернет-коммуникации»

Федорова Александра Антоновна

Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 40, 11 класс

Аннотация

Актуальность исследования. Интернет стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества, С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 миллионов человек по всему миру, он становится средством глобальной коммуникации. Развитие Интернета как новой сферы общения обусловило широкое использование  никнеймов (от англ. nickname) – аналогов личных имен. Современный человек  в виртуальном пространстве стал немыслим без сетевого имени, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв свое реальное «Я». Ввиду всеобщей распространенности этого явления исследование лингвистических особенностей виртуальных имен собственных становится актуальным.

Гипотеза исследования: Как явление искусственной самономинации в виртуальном пространстве и продукт индивидуального и намеренного словотворчества никнеймы  обладают рядом свойств, позволяющих говорить об их особом месте в ономастической лексике. 

Цель работы: выявить языковые и смысловые особенности сетевого  имени как основного средства самопрезентации языковой личности в процессе виртуального общения, произвести классификацию никнеймов, составленных с помощью английского языка, пользователей сети. 

Задачи: 1. Изучить литературу и определить понятие «никнейм» («nickname»);

2.  Провести анкетирование, отобрать и систематизировать материал для наблюдения;

3. Проанализировать варианты никнеймов по семантическому принципу, по строению, морфологическим признакам и  способу образования.

Объект исследования: сетевое имя («никнейм»), используемое  в процессе виртуального общения.

Предмет исследования: лингвистические особенности никнеймов и их функциональные свойства.

Методы исследования: структурный анализ, позволяющий выявить специфические особенности рассматриваемых единиц; описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; метод количественной обработки экспериментальных данных.  

Методологической основой послужили работы  лингвистов Аникиной Т. В., Бруновой Е. Г., Чепель Ю. В., Штильштейн Е.С. и др.  

Вывод: Никнеймы — это имена, применяемые  для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве. Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски», представить себя в воображаемых образах.

Практическая ценность исследования состоит в том, что на примере анализа сетевых имён   появляется возможность проследить за формированием личности в процессе ее социализации, особенностями развития у человека коммуникативных качеств, в частности – использования ников в соответствии с внутренней культурой личности. Материалы будут небезынтересны  учителям. Собранные примеры никнеймов могут помочь при выборе собственного виртуального имени.


«Nickname как лингвокультурологический феномен в Интернет-коммуникации»

Федорова Александра Антоновна

Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 40, 11 класс

Статья

Взаимодействие людей при помощи компьютера и глобальной электронной сети создало особую коммуникативную среду, в которой зарождаются и закрепляются новые формы и виды общения. Социальные сети представляют собой сетевые сообщества, направленные на построение Интернет-сообществ из людей со схожими интересами, профессией, местом проживания, образованием и т.д. Современный человек в виртуальном пространстве стал немыслим без сетевого имени, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв свое реальное «Я».  Доктор филологических наук Е. Г. Брунова  понятие «сетевое имя» определяет как псевдоним, который пользователь Интернета выбирает для виртуального общения. Она говорит о том, что «возникновение сетевых имен обусловлено необходимостью идентификации пользователя в пределах одной виртуальной среды – форума, чата или блог-платформы». [1] 

По мнению кандидата технических наук П. Е. Кондрашова, в качестве псевдонима участника компьютерного общения выступает никнейм (ник). «Ники – уникальные псевдонимы пользователей, выполняющие роль личного имени, а в определенных ситуациях общения – «речевой маски».[2] Кандидат филологических наук К. В. Овчарова рассматривает никнейм как особую форму имени, прозвище, не совпадающее с официальным именем. По мнению К. В. Овчаровой, «никнеймы – собственные названия участников чатов. Перед тем, как включиться в общение чата, пользователь должен указать свое имя или прозвище. Отсутствие необходимости идентифицировать себя либо давать свои координаты дает им возможность написать то, что они думают».[3] 

Никне́йм (ник; англ. nickname /ˈnɪkneɪm/ — первоначально «кличка, прозвище», от средне-английского an eke name — «другое имя», перешедшее в одинаково звучащее «a nick name»), также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах).[4] 

Назначение никнейма – скрыть настоящее имя участника сетевого общения.

Кандидат филологических наук М. В. Голомидова, исследуя никнеймы, рассматривает их в контексте виртуальной реальности: «Виртуальная реальность привносит свои правила игры, как в отношении констатируемой формы, так и в отношении именной денотации: здесь легко варьируются и комбинируются наборы графических символов, а удобные условия для примысливания побуждают говорящих к перевоплощениям, к попыткам надевать маски, представляя себя в воображаемых, предпочтительных образах».[5] Создание никнейма − творческий процесс, в котором пользователями решается сразу несколько задач: создание новой маски, за которой можно спрятаться, и рождение образа нового человека, от лица которого будет вестись диалог.  Войдя в чат, человек становится другим. Прикрывшись маской-никнеймом, он создает свой образ, и этот образ редко соответствует реальному. Как отмечает исследователь веб-языка Дэвид Кристал, «выбор ника – ритуальное действие, которое требует то общество, к которому человек намеревается присоединиться… это дело чрезвычайной сложности и сенситивности».[6]  Никнейм в виртуальной реальности позволяет реализовать свой творческий потенциал, воплотить то, что недостижимо или недопустимо в реальной.

Основными признаками  никнеймов являются индивидуальность, самоназывание, самоидентификация, мотивированность, определённость, стремление раскрыть свои отличительные характеристики непосредственно в имени.

 Основные функции, которые выполняет никнейм:  

1.  Самопрезентация (никнейм является знаком самоопределения личности);

2. Контактоустанавливающая (никнейм формой и содержанием несет определенную систему знаний о его обладателе, важную для адресата);

3. Эмоционально-экспрессивная (выбором определенного никнейма субъект оказывает воздействие на других);

4. Игровая (сокрытие личности за ником позволяет выстраивать линию своего речевого поведения, не опасаясь повредить собственной репутации).[7]

      Никнеймы  являются одним из ярчайших проявлений личности  в  Интернет-коммуникации.

1. Проблема выбора никнейма. Половина пользователей интернета скажут, что не вкладывали в свой ник никакого смысла – написали первое, что в голову пришло, случайно. Случайности не случайны, и «спонтанные ники» могут рассказать о человеке не меньше, чем тщательно продуманные. 

Выбор никнейма – это тот элемент творческой игры, в котором каждый стремится быть оригинальным. Пользователю сети Интернет предоставляется возможность создать о себе впечатление по своему выбору. Трактовка выбираемой роли может быть весьма специфична, поскольку зависит от уровня образованности самого человека, его культуры, личного восприятия образа, цели. Кандидат филологических наук  Ю. В. Чепель считает, что «на выбор ника влияют индивидуальные характеристики, общекультурные знания, уровень образованности, результаты внутренней обработки личностью внешних жизненных событий, иерархия приоритетов. Как только важность какого-либо аспекта уменьшается, коммуникант может сменить ник на тот, который будет в большой степени отражать его предпочтения или самоощущения».[8]  Ю.В. Чепель предлагает определенную модель и схему построения никнеймов. (Приложение 1)

Участниками данного исследования стали  278 респондентов (учащиеся 6-11 классов МБОУ СОШ № 40), среди которых было проведено анкетирование. (Приложение 2) Все опрошенные ответили, что они зарегистрированы в социальных сетях. В зависимости от преследуемой цели респонденты выбрали разные никнеймы на разных сетевых ресурсах.  Популярными  ресурсами являются  facebook.com, vkontakte.ru, myspace.com, Instagram.com онлайн-игры.

В процессе анализа было выяснено, что в основном преобладают мотивированные никнеймы, хотя встречается и  произвольный набор цифр и букв (2%). 27% участников имеют никнеймы, в которых читается имя собственное либо никнеймом являются трансформированные реальные имена. Причиной самономинации  является отказ от анонимности, стремление обратить внимание на реальную суть, удовлетворенность и откровенная симпатия к своему имени. Остальные 71% участников предпочитают существовать  в Интернете под вымышленным именем.  Присваивая себе ник, участники руководствовались рядом мотивов, среди которых:

  •   Создание значимого образа;
  •   Анонимность (одновременно безопасность и свобода);
  •   Игра с другими участниками Интернет-общения.  

Для реализации своих целей пользователи старались сделать свой ник наглядным, неповторимым, привлекающим внимание остальных участников общения.

Интернет для большинства, прежде всего – это средство общения. Основным языком общения в сети первоначально являлся английский. В дальнейшем развитие Интернет-коммуникации выдвинуло проблему взаимодействия английского языка и культуры с другими языками и культурами в коммуникативном пространстве сети. Причины стремительного проникновения латиницы связаны и с распространением английского языка в мире языка науки, техники и Интернет-технологий.

 Большая часть пользователей для своих никнеймов использует английские слова и термины. Выбравшие данный способ написания никеймов говорят о его универсальности. Так, например, пользователи ведут переписку с друзьями и родственниками за границей, где нет русифицированной клавиатуры. Вторая причина выбора англоязычного никнейма: лучше всего писать на английском языке или английскими буквами (латиницей),  так как кириллицу не везде воспринимают. И третья причина - игровой форум не способствует регистрации игрового аккаунта с использованием кириллицы, поэтому игроки при регистрации чаще всего используют в качестве никнеймов имена своих игровых аккаунтов, которые полностью состоят из английских букв и различных символов. Следовательно, количество никнеймов на английском языке резко возрастает.

Из общего числа представленных респондентами сетевых имен удалось отобрать никнеймы, созданные на английском языке или составленные с помощью букв английского алфавита (латиницы)  – 199. Именно это количество никнеймов определено как 100%.  

2. Графическая характеристика никнеймов. Общение в чате основано на зрительном восприятии, поэтому чрезвычайно важным оказывается то, как написано имя. Сразу бросается в глаза разнообразное графическое оформление никнеймов. Список никнеймов представляет собой довольно хаотичную, на первый взгляд, смесь русских и английских, прописных и строчных букв, цифр и разных значков. Для собеседников чата характерно активное использование невербальных возможностей компьютера при создании имени: разнообразных шрифтов, символики, значков и своеобразных иероглифов. Никнейм, оформленный с использованием разнообразной графики, несомненно, более привлекателен для пользователей чата.  

Среди графических особенностей оформления никнеймов участников опроса выделяются следующие:  

1. Использование прописных букв для всего слова или его части, смешение прописных и строчных букв (например,MONSTER, POSTAL, STEPAN228, TOGIMarShall753, Nick-OFFICIAL, BIG_Bear1337, AnGel, the_best_FraG, iMan, FleGmaTiC, =ELeMeNt=, KinG, ParaDiceX).

 2. Нижнее подчеркивание для выделения границы между словами (например, BIG_Bear1337,  the_best_FraG, Glom_er, Shchetinina_Kristina, Alex_Sap, not_little, Uncle_Trevor, Black_Swan, Mario_Delusa, Je_Vov_Ser, Arkhi_Jake, Ice_Storm).

Характерной особенностью при написании  является разделение многословных никнеймов  на слова при помощи нижнего подчеркивания.

3. Устранение интервала между словами и слитное написание значимых слов (например, RuslanLeo, LifeisGame, BigRussianBoss, JokerWolfRus, LouderThanHell, DarkingKnight, OneHour).

4. Смешение словесной и цифровой информации (например, TOGIMarShall753, BIG_Bear1337, Сr1stal, Lika542, Pro100, Melissa112Star, marko3404, sancho2812, Enigma_458, Jack-228, Fin90, RJ-50, mrn8889, Pluto_2000, 8ini555hero). Входящие в состав никнейма числительные чаще всего обозначают возраст, год рождения,  любимое  число или  число, выбранное наугад.  

5. Использование небуквенной символики, математические значки, фигуры. При образовании  сетевых имен, кроме буквенных символов,  пользователи применяют и другие знаки:

- знаки препинания графики естественных языков (например, S.L.A.V.A,  Julius))), m.c.one, ¡oneǃ);

- знаки других систем (например, *warrior*, Kseni@,  =ELeMeNt=, Ḭ, #~FireFly~# , Vlad£bro,     ♥Lovely♥, $huligan$,  OneHour, @Satanic666@, Lisa#Pretty, ΩPredator, /Hitm@N/).

Чем больше используется различных значков и символов, тем моложе носитель имени.  Создатели подобных никнеймов не ограничивают себя рамками привычного алфавита, а создают нечто неожиданное,  незаурядное.

6. Графика английского языка в написании целых слов и отдельных букв (в случае русскоязычных никнеймов). В  графическом облике никнеймов используется латиница (например, neschastie, KoteSataniska666, karatel2003, Uvarchik99, Nikitos7309, Prived от Grizzli, JuliyaChaika, ISAHAROK), наблюдается смешение английских и русских слов, их частей, свободное соединение кириллицы с латиницей (например, lesni4OK, ximera, OxoTLove, SHAMANЮGA).

3. Орфографическая характеристика никнеймов. Возникновение никнеймов связано со стихийными речевыми процессами, а не с закрепленными правилами правописания. При оформлении сетевых имен  орфографические правила намеренно нарушаются пользователями. Чаттер создает оригинальный визуальный образ  слова.

Самыми распространенными нарушениями орфографических норм в исследуемых никнеймах являются:

1. Использование  конечной позиции слова (например, switie, Kristie285,  Nat_Coralie,  Dori, Fokei, Sportif99).

2. Акцентологическое выделение определенной части слова (например, OxxxX, rockeeer, princessXx, Positifff,  MissskisssS, AGRRESSOR).

3. Потеря гласной в корне слова или ее замена на гласную с похожим звучанием  (например,  jastsman,  Alexandr, badcmpany99, Ksena, Сr1stal).

4. Не по правилам употребленный артикль (например, the egor, Shim the UP).

5. Нарушение использования суффикса (например, FaderWF, DarkingKnight).

6. Неправильное  буквенное оформление слова (например, crezy, your neonn, pinke, asimoral, mur.meow, FireMach).

7. Оглушение или озвончение согласных (например, ParaDiceX).

Таким образом широкое распространение Интернет-коммуникации обусловило внедрение и широкое распространение новых форм написания, нетрадиционных графических и орфографических средств. Носитель никнейма, чтобы не быть скучным, привлекает внимание к форме речи, к своему виртуальному имени.

4.  Словообразовательная характеристика никнеймов. В поисках новых средств выражения оригинальности, экспрессивности и оценочности виртуальных имен пользователи при создании никнеймов используют различные словообразовательные средства.

Среди  никнеймов участников опроса  основными способами образования  являются калькирование, усечение, аффиксация, словосложение и аббревиация.

1. Калькирование - образование никнейма посредством перевода имени и фамилии на другой язык либо переиначивание на манер другого языка,  во всех случаях – английского (например, Markov Victor, Tolya, Vikulov Sergey, aliyaadzhieva, Liz Grechko, >Mary<, Kucherenko Iren).

2. Сокращение или усечение личных имен происходит в большинстве случаев посредством удаления гласных букв, повторяющихся согласных или непроизносимых гласных (например, Sekriv (Сенченко Кристина), mrn8889 (Марина), Dis (Денис), Nat_Coralie (Виноградова Наталья), geli-angelina (Федорова Ангелина), Krised (Кристина), Alexa_Sap Александра Сапожникова), Kris_2204 (Маланина Кристина), Kililya (Киренская Лилия), Je_Vov_Ser (Рютин Владимир Сергеевич); the_best_FraG (Fragrance), GlamGirly (Glamour), Vlad£bro (brother).

3. Следующий способ образования никнеймов – аффиксация,  то есть присоединение суффиксов к корню или основе слова (например, Kylie Watson, debbie424, Kristie285, Fearless, @Satanic666@, Nick-OFFICIAL, FleGmaTiC, POSTAL, Dodoter, Leksi, Lisa#Pretty, *warrior*, Сr1stal, Amazing, ΩPredator, Liberty, AGRRESSOR, Irish, Dreamer).

4. При создании никнеймов используется такой способ словообразования, как словосложение (например, FanArt, Mister4Sister, MegaClick, MissskisssS, Mini-Leed, mark.frost, GlamGirly, BigRussianBoss, JokerWolfRus,  OxoTLove, ᾤ OneHour, Vlad£bro, RedHulk, /Hitm@N/, StillBelieve).

5. Один из способ словосложения – аббревиация, то есть использование начальных букв слов (например, RJ-50, m.c.one, MG, RSOBWS, MrFanatik, FRFLFL (музыкальная группа), Alina_qu (queen),  jr15 (junior).

Таким образом,  по частотности словообразовательных типов исследуемых сетевых имен:  калькирование – 16%,  сложение  - 32 %; аббревиация – 5%;  суффиксальный – 9 %;  бессуффиксный, усечение – 8 %. Процентное соотношение словообразовательных типов наглядно демонстрирует диаграмма 1. (Приложение 2)

5. Структурная характеристика никнеймов. Структурно никнеймы представлены как однословные и композиты. В ходе анализа однословные никнеймы разделены на имена существительные, имена прилагательные и прочие. В эту подгруппу вошли такие части речи, как глагол, местоимение, числительное и наречие. Двусловные никнеймы в своей структуре содержат имя существительное и прилагательное либо состоят из двух существительных, немногочисленную группу представляют сочетания других частей речи. В данную группу вошли никнеймы, написанные в одно слово, но имеющие в своем составе два полнозначных слова.  К многословным относятся никнеймы, содержащие в своей структуре более двух элементов. Выделена группа никнеймов, которые по структуре являются предложениями. Примеры никнеймов в соответствии с данной классификацией представлены  в таблице.

критерий

примеры

ОДНОСЛОВНЫЕ

имя существительное

comrade, Luna, *warrior*, @Satanic666@, Alaska, Tiger, FleGmaTiC, Enigma_458,  Jack-228, $huligan$, Liberty, ParaDiceX, Sticker, Gluk, KinG, =ELeMeNt=, Tripl, WOLF, Tungus, ΩPredator, Diamond, Butterfly

имя прилагательное

Fearless, Blondi, Rich, ♥Lovely♥, Positifff, Sportif99, Amazing, Сr1stal

прочие

Delete l,  the ONLY, insert, ¡oneǃ,  Ḭ

ДВУСЛОВНЫЕ

сущ. + сущ.

mark.frost, RuslanLeo, Melissa112Star, Uncle_Trevor, FanArt, Alina_qu, Mister4Sister, TOGIMarShall753, Vlad£bro, Karen-ARMENYA, /Hitm@N/

сущ. + прил.

Bad Boy, Galina-Perfect,  BlueEyes, DarkingKnight, BIG_Bear1337, RedHulk, Nick-OFFICIAL, badcmpany99, Ice_Storm, Black_Swan, the_best_FraG, Lisa#Pretty, MegaClick, GlamGirly

прочие

mur.meow, PocemonGO, OneHour, not_little, MissskisssS, Lovin‴You, Hunt to love, #~FireFly~#, StillBelieve

МНОГОСЛОВНЫЕ

 BigRussianBoss, JokerWolfRus, LouderThanHell

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

LifeisGame, Shim the UP, Im_Your_Candy

 

Проанализировав используемые  сетевые имена со структурной точки зрения,  можно сделать вывод о преобладании монокомпонентных никнеймов   - 65%. Гораздо реже встречаются поликомпонентные наименования  - 33%. 2% составляют числовые комбинации. Процентное соотношение структурных типов наглядно демонстрирует диаграмма 2. (Приложение 3)

С морфологической точки зрения среди учащихся чаще используются никнеймы - имена существительные – 66%; прилагательные – 27%,  прочие – 7%. Процентное соотношение морфологических типов  демонстрирует диаграмма 3. (Приложение 3)

6. Семантическая характеристика никнеймов. Ю. В. Чепель определяет никнейм «как первичное коммуникативное представление пользователя. Являясь психическим феноменом, ник представляет собой субъективное переживание или сравнение. Ники и скрывающиеся за ним образы – это выразительные  персонажи отождествления».[9] «Ник – это продукт индивидуального и намеренного имятворчества, их придумывают для себя сами носители языка, прикладывая для того личные номинативные усилия и проявляя потенциал собственной фантазии и изобретательности», - считает М.В. Голомидова.[10] 

Участниками данного исследования являются личности подросткового возраста. Кандидат психологических наук Е.С. Штильштейн рассматривает подростковый возраст как «стадию онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 12–13 до 16–17 лет). К этому времени окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и образа «Я», крайне нестабильного на данном этапе».[11] В связи с этим вызывает интерес вербальное самопредставление себя подростками, и никнейм является своеобразной самопрезентацией.

Значение никнеймов чрезвычайно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. В данной работе, благодаря проведенному анализу сетевых имен, удалось  произвести классификацию никнеймов по тематическим группам, учитывая их значение.

1. Наименования лиц, образованные от личных имен (включая имена сказочных, мультипликационных персонажей, киногероев, артистов, певцов и др).

В данную группу входят никнеймы, созданные на основе реально функционирующих личных имен и их всевозможных вариантов. Например, Katerina1620, marko3404, STEPAN228, Lika542, Lamiya.Gadzhieva.555777, Alexa_Sap, Alexandr, ivan1926, milana.alieva8888, Max2004, the egor, ZverevNikita, Egor_K,  Julius))), Ulyana Tsareva, sancho2812. Такие никнеймы говорят об определенной открытости личности, отсутствии боязни раскрыть свое настоящее имя.

Иногда пользователи выбирают  вымышленные имена, которые не соотносятся с личным именем. Например, Kseni@ (Камалова Елизавета), Evelina (Шерматова Баргинай), Melissa112Star (Литвинцева Анна), EleonoreZhukauskas (Садыгова Айшан), Tokika (Машталь Вероника), AnnaHoffman (Халиулина Мария), Reuss.ALINA (Щукина Алина), Leksi (Будмаева Шабнам), Fokei (Егорова Виктория), Linetta (Панькова Алина), Gabriell (Раджепов Даниил).

Никнеймы, создаваемые на основе любимых персонажей, киногероев, героев романов, фильмов  можно отнести к данной  группе. Например, Fin90 (персонаж мультфильма), Sasaki Haise (персонаж аниме), TINAShtose (имя певицы), LEEVPOOL (персонаж игр), Pluto_2000 (персонаж мультфильма), OxxxX (имя репера), Suzu, Suzano Sora, Saylor Moon (персонаж аниме), Mini-Leed (имя блоггера), Vlad Kipelov (лидер музыкальной группы), Wardruna (группа скандинавского фольклора), Confucius (философ), BIM (имя клоуна), Kylie Watson, TOGIMarShall753 (герой фильма), Ninja (японский воин), PocemonGO (персонаж игры), RedHulk (герой фильма), Gamlet (литературный герой). Как правило, пользователь берет себе такое имя, если является поклонником творчества, или он проводит параллели между чертами характера, внешности, манерами поведения. Данные никнеймы  характеризуют  увлечения человека, его интересы и приоритеты в выборе любимых персонажей.

2. Наименования лиц, указывающие на свойства, качества человека. Характеристики по интеллектуальному, эмоциональному, физическому состоянию (например, crezy,  Positifff, MONSTER, $huligan$, FleGmaTiC, comrade, Amazing, Rich, Bad Boy, MissskisssS, DarkingKnight, ΩPredator,  AnGel, Liberty, 8ini555hero, ParaDiceX, @Satanic666@, Fearless, Сr1stal, princessXx, Alina_qu, *warrior*, BigRussianBoss, Shim the UP, LouderThanHell, Im_Your_Candy, /Hitm@N/, StillBelieve, AGRRESSOR, Dreamer). Выбирая такие никнеймы, пользователи стремятся сообщить окружающим о своих намерениях. Рассмотренные никнеймы представляют собой самооценку. Автор никнейма оценивает себя и показывает другим, на что он способен.

3. Наименования лиц, указывающие на внешний вид. Основой таких никнеймов может стать внешний вид человека, его физиологические особенности. Это те особенности, которые окружающие воспринимают зрением, слухом и обонянием (например, ♥Lovely♥, pinke, Blondi,  Galina-Perfect,  BlueEyes,  Lisa#Pretty, not_little,    Sportif99, jr15, GlamGirly).

4. Наименования лиц, обозначающие привычки человека, вкусы, хобби. Выбор подобных ников продиктован желанием привлечь внимание людей, имеющих схожие интересы и увлечения. Например, FRFLFL (музыкальная группа), your neonn (слова из песни), TOGIMarShall753, Enigma_458, Triple, Depo (музыкальные группы),  MrFanatik, FanArt, rokeeer, Gluk, MegaClick, GigGerz, Stiker (компьютерные игры), Glom_er, Forsage, JokerWolfRus, LifeisGame, lesni4OK,  OxoTLove.  Такие никнеймы позволяют выявить личностные характеристики носителя имени.

5. Наименования лиц, указывающие на местонахождение.  В  никнеймах осуществляется обозначение географического положения путем указания на него или сокращенного варианта (например, Karen-ARMENYA, Tungus, Alaska, JokerWolfRus, Irish, 75RUS).

6. Наименования лиц, обозначающие  род деятельности.  Данные никнеймы  отражают род занятий или свидетельствуют о пристрастиях к данной сфере деятельности, увлеченности ее характером (например, Comandor,  Sniper, Dodoter, KinG). 

7. Наименования лиц, связанные с флорой и фауной. Данная группа никнеймов характеризует человека как обладателя определенных качеств или свойств, присущих тому или иному представителю растительного, животного мира (например, JokerWolfRus, WOLF, Butterfly, RuslanLeo, mur.meow, Fox I,  Tiger, BIG_Bear1337, Black_Swan, mark.frost, #~FireFly~#, Falcon, Ice_Storm). Выбор никнеймов обусловлен определенными внешними параметрами, чертами характера или ассоциациями, связанными с  животными, растениями или явлениями природы.

8. Наименования лиц, указывающие на обладание каким-либо предметом. В качестве никнейма избираются предметы, с которыми связаны приятные или неприятные воспоминания, ассоциации, желание обладать предметами (например, =ELeMeNt=,  Diamond, Luna, FireMach, Julius Meinl (кофе), the_best_FraG (аромат), Nat_Coralie).

С тематической точки зрения среди никнеймов учащихся  МБОУ СОШ № 40 г. Читы преобладают имена собственные. Процентное соотношение тематических видов сетевых имен демонстрирует тематическая классификация и  диаграмма 4. (Приложение 4)

Создавая никнеймы, человек обретает возможность увидеть себя таким, каким хочет сам. Семантика таких никнеймов понятна окружающим. Большинство никнеймов носят эмоционально-экспрессивный характер. В зависимости от эмоциональной насыщенности и определенного смысла никнеймы можно разделить на позитивно и негативно окрашенные. Так, например, никнеймы Dreamer, Butterfly, the_best_FraG, Positifff, ♥Lovely♥, princessXx, MissskisssS свидетельствуют об общем позитивном эмоциональном состоянии пользователя, его удовлетворенности собственной жизнью и окружающей действительностью. Никнеймы AGRRESSOR, Dodoter, Karatel2003, KoteSataniska666, $huligan$, MONSTER, @Satanic666@ являются выразителями отрицательных отождествлений. В них содержится указание на отрицательные характеристики личности, негативное настроение. Конечно, получить полное представление о человеке, опираясь только лишь на его виртуальное имя, невозможно. Но сделать выводы, о чем говорит тот или иной никнейм, можно. Даже по тому, что никнейм выражает, можно решить, стоит ли общаться с человеком, который явно заявляет о своих комплексах или недостатках.

Классификация доказывает то, что никнеймы выбираются неслучайно. Виртуальное имя можно рассматривать как результат саморефлексии, оно отражает внутренний мир личности, позволяет представить себя так, как хочется: скрыть или показать особенности характера, описать настроение, акцентировать внимание на внешних данных, поведать о предпочтениях. Независимо от мотива, самопрезентация в Интернете позволяет человеку стать кем угодно, приписать себе любые качества, как положительные, так и отрицательные.  

В результате проведённого анализа  никнеймов  можно сделать следующие выводы: 

1. Никнеймы – это имена, применяемые  для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве.  

2. Виртуальная коммуникация предоставляет широкие возможности для создания уникального имени, в котором  комбинируются различные буквенные и графические символы, что не свойственно официально закреплённым личным именам.

2.  Любое слово или сочетание двух и более слов, набор букв, цифр или графических знаков может выступать в качестве личного имени в виртуальном пространстве чата.

3. Через творимый образ пользователь может представлять разные аспекты своей личности (увлечения, предпочтения, черты характера, интеллектуальные способности и т.д.).

4. На основании никнейма, информации, которая за ним стоит, можно дать краткую характеристику личности и назвать ее особенности.

5. Никнеймы  не нуждаются в официальном юридическом закреплении. Подобные имена могут функционировать непродолжительное время и исчезать.

      Никнейм можно считать  лингвокультурологическим феноменом (необычным явлением) для современной языковой культуры, так как смешение различных тенденций в образовании никнеймов создаёт его уникальность.

      С учётом особенностей виртуального пространства и никнеймов был разработан ряд рекомендаций для составления  виртуальных имён  в Интернет-коммуникациях.(Приложение 5)


Список литературы

1. Брунова  Е. Г. Этимология онлайн: о происхождении сетевых имен / материалы межд. научн. конф., Тюмень, 16–17 окт. 2009г. / ТГУ. – Тюмень, 2009.  

2. Кондрашов, П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект. – Краснодар, 2004.  

3. Овчарова  К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования. – Краснодар,  2008.

4. Голомидова М. В. Русская антропонимическая система на рубеже  // Вопросы ономастики. – 2005,  № 2.  

5. Щербаков М.А. Модель уровней самоидентификации личности. – [Электронный ресурс: 2]

6. Нихонина, А.И. О формировании идентичности подростков в социальных сетях.// Народное образование. – 2015, № 1.

7. Чепель Ю. В. Специфика синонимии в Интернет-коммуникации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Курск, 2009.

8. Штильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2000,  № 2.   

9. Аникина Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Известия Уральского государственного университета. — 2010,  № 2.  

Интернет-ресурсы

1. Электронный словарь компьютерных терминов и сокращений // /encycl/enc_r13.html

2.  http://www.ipd.ru/articles/ident_article.shtml   

3.  http://www.adviceskilled.ru/sovety-psikhologa/

4. http://www.kama-rest.ru/glavnaya/psihologiya-vybora-avatara/

Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

1. http://eLIBRARY.ru/ Электронные периодические издания eLIBRARY.RU  


ПРИЛОЖЕНИЕ

Модель построения никнеймов (Ю.В. Чепель)

Создание никнеймов осуществляется по схеме (Ю.В. Чепель)

Анкетирование «Использования никнеймов в процессе

Интернет-коммуникации  учащихся МБОУ СОШ № 40 г. Читы»

Вопросы анкеты

Ответы

1

Фамилия, имя

2

Класс

3

Ваш никнейм(ы) в социальных сетях

4

Причины выбора сетевого имени

  • 278 респондентов (учащиеся 6-11 классов МБОУ СОШ № 40)
  • Никнеймы, созданные на английском языке или составленные с помощью букв английского алфавита (латиницы)  – 199

Словообразовательные типы англоязычных никнеймов

учащихся МБОУ СОШ № 40 г. Читы

 

 

Соотношение структурных типов  англоязычных никнеймов

учащихся МБОУ СОШ № 40 г. Читы

 

Морфологические типы англоязычных никнеймов

учащихся МБОУ СОШ № 40 г. Читы

Тематическая классификация англоязычных никнеймов

учащихся МБОУ СОШ № 40 г. Читы

Имена собственные:

1. личные имена, фамилии и производные от них   – 27 %;

2. имена артистов, певцов – 4 %;

3. сказочных, мультипликационных персонажей, и др. – 10 %;

4. вымышленные имена – 7 %;

5. инициалы   – 2 %;

                   Имена нарицательные:

1. названия, связанные с флорой и фауной – 7 %;

2. черты характера, поведение – 15 %;

3. увлечения (хобби) – 10 %;

4. внешность – 6 %;

5. род деятельности – 3 %;

6. предметы – 4 %;

7. местонахождение – 3 %;

8. случайный набор букв, цифр и символов – 2 %.

 

Рекомендации для составления виртуальных имён:

1. Никнейм должен быть оригинальным и уникальным. Все зависит от фантазии и желания.

2. Никнейм должен привлекать внимание пользователей, запоминаться и вызывать положительную или ироничную реакцию.  Старайтесь придумывать себе ники, которые настроят вас и окружающих на позитивные мысли и хорошее настроение.

3. Никнейм не должен быть многословным.

4. При нахождении в чате с определённой целью, желательно указание данной цели через графику и семантику никнеймов.

5. Помните, что мошенники есть и в виртуальном мире. Не оставляйте о себе слишком подробную информацию. По возможности, закройте свой профиль в социальных сетях.

При всех прелестях интернета, не забывайте о тех, кто рядом с вами – ничто  не заменит личное общение с друзьями!

 

Англоязычные никнеймы участников опроса  

(учащихся 6-11 классов МБОУ СОШ № 40 г. Читы)

MONSTER

POSTAL

STEPAN228

TOGIMarShall753

Nick-OFFICIAL

BIG_Bear1337

AnGel

the_best_FraG

iMan

FleGmaTiC

=ELeMeNt=

KinG

ParaDiceX

Glom_er

Shchetinina_Kristina

Alex_Sap

not_little

Uncle_Trevor

Black_Swan

Mario_Delusa

Je_Vov_Ser

Arkhi_Jake

Ice_Storm

RuslanLeo

LifeisGame

BigRussianBoss

JokerWolfRus

LouderThanHell

DarkingKnight

OneHour

Сr1stal

Lika542

Pro100

Melissa112Star

marko3404

sancho2812

Enigma_458

Jack-228

Fin90

RJ-50

mrn8889

Pluto_2000

8ini555hero

S.L.A.V.A,

Julius)))

m.c.one

¡oneǃ

*warrior*

Kseni@

Alan

#~FireFly~#

Vlad£bro

♥Lovely♥

$huligan$

@Satanic666@

Lisa#Pretty

ΩPredator

/Hitm@N/

Neschastie

KoteSataniska666

karatel2003

Uvarchik99

Nikitos730

Prived от Grizzli

JuliyaChaika

ISAHAROK

lesni4OK

ximera

OxoTLove

SHAMANЮGA

Switie

Kristie285

Nat_Coralie

Dori

Fokei

Sportif99

OxxxX

Rockeeer

princessXx

Positifff

MissskisssS

AGRRESSOR

Jastsman

Alexandr

badcmpany99

Ksena

the egor

Shim the UP

FaderWF

crezy

your neon

pinke

asimoral

mur.meow

FireMach

Markov Victor

Tolya

Vikulov Sergey

Aliyaadzhieva

Liz Grechkо

Paitin Vlad

>Mary<

Kucherenko Iren

Sekriv

Dis

geli-angelina

Krised  

Kris_2204  

Kililya  

GlamGirly  

Kylie Watson

debbie424

Fearless  

Dodoter

Leksi

Amazing

Liberty

Irish

Dreamer

FanArt

Mister4Sister

MegaClick

 Mini-Leed

RedHulk

StillBelieve

RSOBWS

FRFLFL

Alina_qu

jr15

comrade

Luna

Alaska

Tiger

Sticker

Gluk

Tripl

WOLF

Tungus

Diamond

Butterfly

Blondi

Rich

Delete l

the ONLY

insert

zaizai

andrewbel

AlekBB

Sofi_Har

ayshan_ka

MrFanatik

Karen-ARMENYA

Bad Boy

Galina-Perfect

BlueEyes

PocemonGO

Lovin‴You

Hunt to love

Im_Your_Candy

Katerina1620

Lamiya.Gadzhieva.555777

ivan1926

milana.alieva8888

Max2004

ZverevNikita

Egor_K

Ulyana Tsareva

Evelina

EleonoreZhukauskas

Tokika

AnnaHoffman

Reuss.ALINA

Linetta

Gabriell

Sasaki Haise

TINAShtose

LEEVPOOL

Suzu

Suzano Sora

Saylor Moon

Vlad Kipelov

Wardruna

Confucius

BIM

Ninja

Gamlet

Depo

GigGerz

Forsage

75RUS

Comandor

Sniper

Fox I

Falcon

Julius Meinl

Iknv_t_i (случайный набор)

Bloonpek (случайный набор)

8mooca8 (случайный набор)


[1] Брунова  Е. Г. Этимология онлайн: о происхождении сетевых имен / материалы межд. научн. конф., Тюмень, 16–17 окт. 2009г. / ТГУ. – Тюмень, 2009. – С. 44

[2] Кондрашов  П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект.  – Краснодар, 2004. – С. 58

[3] Овчарова  К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования. – Краснодар, 2008. – С. 21

[4] Электронный словарь компьютерных терминов и сокращений ///encycl/enc_r13.html

[5] Голомидова М. В. Русская антропонимическая система на рубеже / Вопросы ономастики. – 2005,  № 2. –  С.19

[6] Щербаков М.А. Модель уровней самоидентификации личности. – [Электронный ресурс]:  http://www.ipd.ru/articles/ident_article.shtml – С. 61

[7] Нихонина А.И. О формировании идентичности подростков в социальных сетях. // Народное образование. – 2015, № 1. - С. 123

[8] Чепель Ю. В. Специфика синонимии в Интернет-коммуникации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Курск, 2009. – 19 с.

[9] Чепель Ю. В. Специфика синонимии в Интернет-коммуникации : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. – Курск, 2009. – С. 24

[10] Голомидова М. В. Русская антропонимическая система на рубеже /Вопросы ономастики. - 2005. № 2. – С.20

[11] Штильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000,     № 2. - С. 70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание лингвокультурологического словаря

Инновационный проект «Простые слова таят в себе множество загадок…»Создание лингвокультурологического словаря  к художественному тексту Глава 3.Концепция.............................

Лингвокультурологические исследования на уроках русского языка

Лингвокультурологические исследования на уроках русского языка способствуют развитию умения свободно ориентироваться в культурологическом пространстве, учат работать со словарями....

Интернет-коммуникация в образовательном процессе

В тексте публикации рассматривается важность и целесообразность применения интернет-коммуникации в образовательном процессе, тонкости ее реализации в различных формах социального взаимодействия....

Презентация \'Nicknames of the States\'

Презентация содержит материал, объясняющий происхождение прозвищ некоторых штатов США и преднозначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ при изучениии страноведческого материала...

NICKNAME КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ АНТРОПОНИМОВ

Интернет завоёвывает всё большую популярность. Каждый из пользователей интернета регистрируется в интернет пространстве для общения, для работы, или просто, чтобы поиграть в какую- либо игру.  Но...

Новейшая иноязычная лексика в текстах масс-медиа и интернет-коммуникации

Научная статья  в рамках XVIII Международной научно-практической конференции  "Яык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории". Санкт-Петербург , 2019 год....

Научно- практическая работа по теме: «Nickname как разновидность современных антропонимов»

Данная тема является актуальной, потому что интернет и никнеймы прочно вошли в нашу жизнь. Интернет предоставляет людям возможность примерить на себя новую виртуальную личность, живущую в в...