Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
статья по английскому языку на тему

Цепелева Маргарита Алексеевна

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требования к современному мышлению, взаимопониманию между представителями различных культур. Данные изменения в мире ведут к возрастанию роли иностранного языка в школьном образовании. На современном этапе развития достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции как способности осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка является целью обучения иностранному языку. «...Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Выполнил:

Цепелева Маргарита Алексеевна

учитель английского языка ГБОУ школы №571

Санкт-Петербург, 2017

ВВЕДЕНИЕ

Иностранный язык - это способ передачи уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителям других культур и средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами.

В мире происходит расширение масштабов межкультурного взаимодействия, актуальный характер приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем диктуют требования к современному мышлению, взаимопониманию между представителями различных культур. Данные изменения в мире ведут к возрастанию роли иностранного языка в школьном образовании. На современном этапе развития достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции как способности осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка является целью обучения иностранному языку. «...Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности» [13]

Президент России Владимир Владимирович Путин 17 декабря 2015 года на ежегодной большой пресс-конференции затронул вопрос об изучении иностранных языков. Глава государства подчеркнул: «Россия открытая страна, и английский язык является универсальным в применении и в бизнесе, и в гуманитарной сфере, и в дипломатических отношениях... Мы поддерживаем изучение иностранных языков в школах, в высших учебных заведениях. Мы продолжаем программы подготовки наших специалистов не только на территории РФ, но и за границей и будем дальше это делать. Надеюсь, что мои коллеги в министерствах и регионах будут прикладывать к этому определенные усилия». Также президент заметил, что изучение иностранных языков полезно с точки зрения поддержания своих интеллектуальных возможностей и назвал его самой лучшей гимнастикой для ума. [14]

В нормативных документах цель иноязычного образования определяется как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур. Одновременно с этим иностранный язык выступает средством формирования коммуникативной компетентности. [1]

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффективного обучения речевой деятельности в основу методического  содержания современного урока должна быть заложена коммуникативность.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Говоря о коммуникативной компетенции, обратимся к работе О.А.Сальниковой. Она отмечает, что одними из первых понятие «коммуникативной компетенции» сформулировали психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «КОМПЕТЕНЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ (в социальной психологии) – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми. В состав коммуникативной компетенции входят знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми». [15]

Единицами коммуникативной компетенции являются:

– сферы коммуникативной деятельности;

– темы, ситуации общения и программы их развёртывания;

– речевые действия;

– социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения);

– тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;

– типы текстов и правила их построения;

– языковые минимумы [17].

Перечисленные выше единицы коммуникативной компетенции позволяют определять цели и задачи каждого этапа обучения, отбирать дидактический материал в соответствии с поставленными задачами, составлять учебные задачи, дифференцированно подходить к оцениванию результатов обучения. [16]

Уровень овладения коммуникативной компетенцией определяется этапом и целью обучения. В.И. Тесленко и С.В. Латынцев выделяют четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции [18]:

1) базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;

2) оптимально-адаптивный – учащиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к её проявлению (хотя нерегулярно) и обладают заметным потенциалом;

3) творческо-поисковый – учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;

4) рефлексивно-оценочный – учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для

их разрешения.

Очевидно, что названные уровни могут быть соотнесены с уровнями усвоения знаний, описанными В.П. Беспалько [19]:

1) деятельность по узнаванию (ученический уровень) – правильное выполнение аналогичных заданий;

2) деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень) – полнота и действенность;

3) деятельность, связанная с выбором действия (эвристический уровень), – выполнение мыслительных операций;

4) деятельность по поиску решения (творческий уровень) – опора на жизненный опыт, работу воображения и активное мышление.

Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное, многокомпонентное.

М.З.Биболетова предлагает следующий компонентный состав коммуникативной компетенции [19]:

1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи;

2. Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией;

3. Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру;

4. Компенсаторная компетенция – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.


ГЛАВА 2

СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Разнообразные средства обучения, т.е. все то, что помогает организовать учебно-воспитательный процесс, при их целесообразном использовании служат достижению поставленных целей обучения иностранному языку в средней школе. Если учитель точно знает когда, где и какие средства наиболее эффективны, можно получить нужный результат (см. таблицу 1).

Даже имея богатую базу средств обучения, без организации практического использования иностранного языка невозможно научить говорить на нем, как невозможно научить ребенка плавать, не давая ему войти в воду. Деятельность, в которую учитель вовлекает ученика, должна носить неформальный характер, носить эмоциональную окраску, обращаться к личному опыту или интересам ученика и учитывать его возрастные и психологические особенности.

Таким образом, личностно-ориентированный подход и личностно-ориентированные технологии являются наиболее подходящими для применения следующих методов:

  1. Языковой портфель ученика;
  2. Метод проектов;
  3. Разноуровневое обучение;
  4. Обучение в сотрудничестве;
  5. Элементы интенсивного метода обучения иностранным языкам.

Проектный метод наиболее широко используется в школе. Авторы УМК «Английский язык» Верещагина И.Н. и Притыкина Т.А. также уделяют ему достаточное внимание. Метод проектов удобен тем, что данная форма работы предусматривает участие в различных видах деятельности на разных этапах подготовки и презентации результата. Метод проектов создает проблемные коммуникативные ситуации и условия для самостоятельной работы, позволяет использовать разнообразные средства обучения и интегрировать знания и умения из разных областей, мотивирует школьников к общению и, таким образом, формирует устойчивые коммуникативные навыки.

Ролевая игра также помогает формированию коммуникативной компетенции. В ролевой игре школьники учатся организовывать и контролировать процесс коммуникации, активно слушать партнера и прогнозировать его поведение, овладевать правилами этикета и социальными нормами общения, выбирать различные способы общения, учитывающие особенности партнера по игре. Являясь равноправными партнерами в общении, школьники более мотивированно обсуждают информацию или обмениваются идеями для решения коммуникативной проблемы ролевой игры, которая является моделью общения.

Чтобы научить школьников общаться, критически и творчески мыслить, быть коммуникабельными, уметь работать сообща, уметь предотвращать и ли выходить из конфликтных ситуаций и работать над развитием своего культурного, нравственного и интеллектуального уровня, необходимо внедрять в процесс обучения как можно больше интерактивных методов.

Вот примеры некоторых интерактивных технологий:

  1. Карусель.
  2. Аквариум;
  3. Мозговой штурм;
  4. Незаконченные предложения;
  5. Дискуссия;
  6. Ролевая игра;
  7. Дерево решений;

 и многие другие.

Интерактивные технологии вовлекают каждого ученика в мыслительный процесс и расширяют их круг общения со сверстниками, давая им четкое осознание того, каким образом они могут использовать полученные знания и коммуникативные умения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникативная компетенция в рамках школьного предмета «иностранный язык» – это сложная, многокомпонентная способность адаптировано общаться на иностранном языке. Для развития у школьников коммуникативной компетенции нужно создать возможность мыслить, рассуждать, решать проблемы и принимать решения на иностранном языке.

В результате изучения иностранного (английского) языка на ступени начального общего образования при эффективном процессе обучения у обучающихся: сформируется элементарная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учётом ограниченных речевых возможностей и потребностей в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме общения; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;

будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнёрами;

сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Английский язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования. [3]


ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2014 – (Стандарты третьего поколения).
  2. http://standart.edu.ru/ Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт.
  3. Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Максименко Н.И. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Верещагиной. II-IV классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / И. Н. Верещагина,К. А. Бондаренко, Н. И. Максименко. – М.: Просвещение, 2012. [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/info.aspx?ob_no=30559
  4. Интенсивное обучение иностранным языкам / Сборник статей. Отв. редактор Г.А. Китайгородская. Изд. НОЦ «Школа Китайгородской». – М., 2004.
  5. Мильруд Р.П. Курс методики преподавания английского языка / Р.П.Мильруд. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории технологии иноязычного образования. – М.:2010.
  7. Пассов Е.И. Технология диалога культур в иноязычном образовании. – Липецк, 2005.
  8. Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011.
  9. Скалкин В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению Методическая мозаика №4, 2008 (из архива ИЯШ).
  10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. АСТ, Астрель, 2008.
  11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу. АСТ, Астрель, 2008. 
  12. Рябцева Л.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе // http://festival.1september.ru/articles/551890/
  13. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. — М.: Просвещение, 2008.
  14. http://ug.ru/news/17097
  15. Немов, Р.С. Психологический словарь /Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. 
  16. Сальникова О.А. Ключевые компетенции в современном образовании / О.А.Сальникова. Начальная школа плюс До и После 2011г. N 12 
  17. www.gramota.ru/slovari
  18. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография/ В.И.Тесленко, С.В.Латынцев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007.
  19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П.Беспалько. – М., 1989. Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. – М.: Просвещение, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТАБЛИЦА 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения ИЯ

Определение наиболее эффективных педагогических технологий в преподавании иностранного языка....

Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам — это подход, направленный на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым матер...

Формирование иноязычной социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку

Включение национально-культурного компонента в содержание обучения иностранному языку предполагает разработку новых, адекватных средств для его усвоения. В современной методике выделяют 3 типа лексиче...