Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования
статья на тему

Михайлова Светлана Петровна

 Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов  и способностей, если ему просто предоставить для этого возможности.  В современном обществе  возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, я, как учитель, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех учеников завтра. Каждый учитель мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые добились определенных высот и показали свои способности на мероприятиях различных уровней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлова Светлана Петровна

Учитель русского языка и литературы

БОУ г. Калачинска Омской области «Гимназия№1»

              «Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования».

                                               

 Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов  и способностей, если ему просто предоставить для этого возможности.  В современном обществе  возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая молодежь – это будущая национальная элита, я, как учитель, процессу выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей придаю большое значение, поскольку обучение одаренных ребят сегодня – это модель обучения всех учеников завтра. Каждый учитель мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые добились определенных высот и показали свои способности на мероприятиях различных уровней. Однако одного настроя ученика на успех недостаточно, чтобы добиться результатов. Работа с одаренными детьми - испытание на прочность самого учителя, его самоуважения и терпения; в такой работе растет и меняется не только ученик, но и сам учитель. Ребенка нужно понять и принять, а лишь потом думать о его воспитании. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть способности ребѐнка, задача школы – поддержать и подготовить почву для его развития в дальнейшем.

Цель моей работы с одаренными детьми состоит в предоставлении возможности школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Высокая самооценка должна быть устойчивой, именно в ней ребенок черпает силу для своего каждодневного  труда; важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо. Основной упор в работе с одаренными детьми делаю на самообучении. Это позволяет привить вкус к серьезной творческой работе. Работая над увлекающей его идеей, ученик удовлетворяет свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Учитель только направляет ученика в нужное русло, дает советы. Одним из приоритетных направлений своей работы считаю определение и развитие творческих способностей одаренных детей. Работа проходит в несколько этапов: определение одаренности учащегося, используя различные диагностики, измерительные материалы; разработка поэтапного плана работы с ребенком; участие в олимпиадах, конкурсах, НОУ.- анализ, обобщение, подведение итогов работы.  В работе всегда учитываю индивидуальные особенности и склонности обучающихся, знакомлю учеников с методами научной и творческой работы, развиваю познавательный интерес, любознательность, учу общаться с единомышленниками, воспитываю творческую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию .

Основные формы работы с одаренными учащимися: нетрадиционные уроки, факультативы; научно-практические конференции; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах; конкурсы и викторины; предметные декады; творческие мастерские; индивидуальные творческие задания; составление презентаций; элективные курсы .  На уроках литературы происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с образцами художественной литературы с последующей постановкой отрывков, организацию конкурсов чтецов, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуации для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания,  что достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации,  сообщения.

Одаренных детей  нужно учить  пользоваться источниками информации, то есть заниматься самообразованием, необходимо обеспечивать учащихся информацией  о сайтах, которые могут оказать помощь при подготовке домашних заданий на более продвинутом уровне. Такие сайты обеспечивают широкий спектр образовательных ресурсов для старшеклассников, включают интерактивные обучающие игры, викторины, головоломки.

Составление презентаций и их применение – это наиболее эффективная форма  работы с одарёнными детьми,  задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию  в памяти учащихся. Возникает прекрасная возможность применять цвет, графику, анимацию, разнообразный иллюстрированный материал. Учащиеся самостоятельно добывают информацию, оформляют материал к уроку. Такая форма работы ребятам нравится. Это  позволяет значительно сэкономить время на уроке, разнообразить наглядность, а учебный процесс сделать занимательным и оживленным. Подготовив презентацию, ученик должен будет ее защитить, выступая перед всем классом, что способствует развитию речи и навыкам публичного выступления ,используется создание  презентации  не к одному уроку, а к системе уроков по отдельному разделу. Для работы с  детьми часто  использую интегрированные презентации. Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся я использую тесты. Компьютерные тесты – это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал, школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов по развитию творческих способностей одарённых учащихся. Обращаюсь  к методу проектов на уроке при закреплении изученного материала. Учащиеся с радостью принимают такую форму работы и пополняют копилку проектов. Метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 мини-группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Интернету и списка адресов сайтов по теме. При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа  провожу  консультативную беседу для всей группы. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Группа делится на четыре – пять мини-групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С моей помощью консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечный результат проекта. Проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей. Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом может изменить весь процесс обучения и резко повысить интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию. Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных декад. Применяются  самые разнообразные методы и формы их проведения:  конкурсы, интеллектуальные игры и марафоны, творческие концерты и социальные проекты.

 Любая победа в олимпиаде – это не случайность, а результат  длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.  Ежегодно ребята участвуют в школьном туре олимпиад..принимают участие  в Международных конкурсах  по русскому языку:  «Русский медвежонок», «Олимпус», занимают призовые  места. Шевченко Мария -8 место в России, Катунин Данил-10.  Развитие одарённости – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности. Из опыта работы   можно назвать следующие результаты: сформировалась система работы с одарёнными детьми; удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся, интерес к русскому  языку и литературе; повысилась результативность обучения, развились  навыки в создании презентаций, ученических проектов; дети приобрели опыт творческой деятельности; повысилось качество знаний, увеличилось количество побед в олимпиадах, конкурсах, НОУ. Анализируя работу с одаренными детьми, можно выделить некоторые серьезные противоречия:

1.Есть потребность школы в целостной педагогической системе по развитию одаренных детей, но эта система недостаточно разработана, как в теории, так и на практике.

2.  Существует востребованность интеллектуального потенциала одаренных учащихся, но отсутствуют специальные методики обучения таких детей.

3. Требования к развитию одаренных учащихся возрастают, но классно – урочная организация процесса обучения тормозит этот процесс.

4. Одаренные дети обладают высокими интеллектуальными способностями, оригинальностью, четкостью, продуктивностью мышления, но они сталкиваются с трудностями в процессе коммуникации и самовыражения.

    Мы ищем пути преодоления этих противоречий. Работать с такими детьми приятно, но это требует больших затрат времени, поскольку необходимо искать дополнительные ресурсы. Кроме того, работа с одаренными учащимися это процесс больше индивидуальный, чем групповой. Так что, в работе с одаренными детьми есть еще проблемы, над которыми нам предстоит работать. И я надеюсь, мы их будем успешно решать, реализуя задачи поставленные новым ФГОС. Вероятно, работа над развитием одарённости  должна вестись на всех предметах школьного цикла.  Следовательно, нужно продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками, разработать единые критерии, по которым можно будет судить об уровне одарённости  школьников разных возрастных групп. Необходимо создать оптимальные условия для поддержки и развития талантливых детей. Мы ставим своей целью выявить одарённых детей и помочь им развить свои неординарные способности.                                    

Ведь одарённые дети - это будущее России!

                                       Список литературы:

 1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности / Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. 2 Бурменская Г.В.  и. Слуцкий В.М. Одаренные дети. - М., 1991.

 3. Козырева. Е.А.. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.  

4. Чудновскии В.Э., Юркевич В. С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАс использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Технологическая карта урока и  организационная структура урока с использованием Электронной формы учебника (Английский язык. VII классс учебник для общеобразовательных школы с углубленным изучени...

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...