Статья на тема " Современная английская песня как одно из средств мотивации учащихся старших и средних классов к изучению иностранного языка."
статья по английскому языку на тему

Брылева Екатерина Николаевна

В статье представлены мои размышление на тему: "Современная английская песня как одно из средств мотивации учащихся старших и средних классов к изучению иностранного языка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Брылева Е.Н., учитель 1 квалификационной категории

школы №591, г. Санкт-Петербурга


Современная английская песня как одно из средств мотивации учащихся старших и средних классов к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: песня, мотивация, интерес учеников, языковой материал, произносительные навыки, грамматические конструкции.

Отсутствие или недостаточная мотивация к изучению английского языка в старших и средних классах является одной из важных проблем современной школы. Повысить интерес и пробудить желание изучать иностранный язык с удовольствием – это и есть основная задача педагога. К одному из средств повышения мотивации можно отнести современную песню на английском языке, ведь изучать иностранные языки с помощью песен – легко и приятно, а доступность и разнообразие языкового материала значительно упрощают подготовку педагога к занятию.

   Наполненные эмоционально окрашенными и актуальными темами, живой разговорной речью, художественными образами и риторическими оборотами, песни содержат больше ценного для учащегося языкового материала, чем большинство учебников! Помимо этого, отработка, пение и прослушивание материала помогают развитию, становлению и улучшению произносительных навыков учащихся, лучшему пониманию и усвоению ими определенных грамматических конструкций и лексических единиц. Ведь если приглядеться, песенная лирика обладает сюжетом, популярными речевыми оборотами, грамматической структурой и словарным составом. Все эти формы легко запоминаются и легче воспроизводятся, если их заучивать с музыкой, которая способствует многократному повтору, необходимым для эффективного запоминания!

  Каковы же критерии отбора содержания текста песен и как с ними работать? Во – первых, следует учитывать музыкальные вкусы обучающихся. Во – вторых, при выборе песни необходимо помнить о ее соответствии образовательному учреждению и ее нормативности. В – третьих, песня должна содержать необходимые грамматические конструкции или лексический материал.

Разработанные нами коммуникативные упражнения готовят учащихся к дискуссии по проблемам, затронутым в песне.

Над песней мы работаем в такой последовательности:

  1. Знакомство с песней, объяснение ее названия.
  2. Прослушивание песни.
  3. Чтение текста за диктором, работа с комментариями.
  4. Упражнения по отработке лексико-грамматического материала песни.
  5. Перевод песни.
  6. Повторное прослушивание песни.
  7. Работа над произношением.
  8. Индивидуальное прочтение текста песни.
  9. Исполнение песни хором.
  10. Упражнения на полное понимание содержания текста.
  11. Повторное исполнение песни хором.
  12. Творческие упражнения на материале текста.

На своих уроках я использую следующую последовательность академического изучения материала песни:

  1. Подготовительный этап. До первого прослушивания учащимся предлагается самостоятельно заполнить пропуски, подбирая слова по смыслу и рифме.
  2. Этап прослушивания. На данном этапе учащиеся на слух записывают лирику или заполняют пропущенные слова в выданной в качестве упражнения песне. Этот этап требует многократного повторного прослушивания отдельных частей песни, в результате чего улучшается восприятие иностранной речи на слух.
  3. Этап работы с песней после прослушивания. На данной ступени учащиеся разбирают значения отдельных незнакомых им слов, выполняют различного рода грамматические и лексические упражнения, направленные на тренировку и закрепление пройденного на уроке материала и развивают произносительные навыки, напевая любимые ими строки.

Приведу конкретный пример

При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепления нового материала.

The Alphabet Song, B, C, D, E, F, G, H,, J, K, L, M, N, O, P,, R, S, and Y and Z, happy we shall bewe learn our ABCs

В среднем и старшем звене стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодежи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей.

Удачно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить школьников на восприятие и воспроизведение текстов монологического и диалогического характера, на формулировку темы неподготовленного высказывания и жанра разыгрываемой сценки. Вот пример задания для стимулирования неподготовленного высказывания: «Прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, настроение, чувства, возникшие у вас». Или: «Попробуйте составить рассказ или описание по ассоциации с услышанной музыкой». Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым темам или текстам, помещенным в учебнике или в книге для чтения: «Времена года», «Внешность и характер людей», «Спорт», «Театр», «Музыка», «Живопись». В последнем случае учащиеся могут получить задание – выступить в роли художника, дать описание задуманной картины или в качестве экскурсовода в картинной галерее после прослушивания музыкального произведения «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Таким образом, считаю, что при соприкосновении с музыкальным изучением языка, для наибольшей эффективности обучения следует применять следующие творческие процессы: слушать музыку, разбирать текст, задавать вопросы по содержанию, подпевать самому под песню, караоке или инструментальную версию, записывать текст, проверять свои записи с помощью песенника или через Интернет и размышлять об актуальности затронутых тем и тогда музыка станет не только веселым и эффективным способом изучения языка, но и средством для развития личности.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что данная форма работы, имея ряд достоинств, приносит положительные результаты. Она способствует росту мотивации к изучению языка и, следовательно, помогает достижению целей обучения, намеченных современной программой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство активизации языкового материала и воспитание интереса к изучению иностранного языка

Игра в настоящее время считается одним из эффективных приемов обучения иностранным языкам....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения при изучении иностранного языка

   На начальном этапе при обучении иностранному языку на протяжении многих лет я использую систему оценки с помощью баллов. В течение урока учащиеся получают жетоны с баллами. В конце...

Внешняя и внутренняя мотивация учащихся младшей и средней школы в изучении английского языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество вы­полнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от по­буждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотива­...

Внешняя и внутренняя мотивация учащихся младшей и средней школы в изучении английского языка

Трудности с внешней и внутренней мотивацией учащихся младшей и средней школы в изучении английского языка. В статье автор понимает вопрос о снижении уровня мотивации в изучении английского языка школь...

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»...