Выступление на круглом столе по теме "Дистанционное образование в средней школе""
статья по английскому языку на тему

Голдобина Галина Васильевна

Выступление на круглом столе в УМЦ го Жуковский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голдобина Галина Васильевна     МОУ школа № 13 с УИОП  го Жуковский

Выступление на круглом столе 04.02.2014 на тему:  Дистанционное образование обучающихся и учителей как инновационный путь развития

современной школы»  

 Современное образование невозможно представить без информационных технологий. Пройдет еще немного времени, и в понятии традиционного обучения закрепятся такие инструменты, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний.

Меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных учеников.

Очевидно, что не реагировать на эти перемены нельзя. В условиях развития современного информационного общества эти изменения вполне естественны, и введение инноваций в образование — это необходимый процесс.

Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций все более уверенно заявляет о себе. В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание на  педагогических форумах в интернет.
Дистанционное обучение – это одна из новых инновационных технологий нашего времени.

СЛАЙД № 3 «Закон Об образовании в РФ»

  • статью 15 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания: "1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  • СЛАЙД № 4 «Приказ Министерства Образования по МО № 516»
  • «О дополнительных мерах по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в МО»

СЛАЙД № 5 «Приказ Министерства Образования и науки « 137»

П.4. Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик , текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения и итоговой аттестации путем непосредственного взаимодействия.

СЛАЙД № 6

На необходимость Развивать Интернет как для обучения школьников, так и для повышения квалификации учителей Указал Дмитрий Медведев на заседании правительства,.

Он заметил, что лучшие практики по организации ДО должны быть использованы для развития системы образования в РФ.

 Дистанционное образование, это особая образовательная технология, ставшая доступной, прежде всего, благодаря развитию Интернета. Главное средство обучения – компьютер, подключенный к Сети, и сетевые образовательные ресурсы.

На сегодняшний день, дистанционное обучение в России более распространено в высшей школе. В общем образовании оно пока только развивается.

 После принятия Федерального закона об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях всё чаще идет речь о внедрении таких технологий в общеобразовательных УЗ, так как  дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.
 Но чтобы эти технологии стали реальностью, школа должна открыть двери для современных образовательных технологий. Тогда дети будут эффективнее использовать компьютер и Интернет именно для учебы.

Мы сегодня собрались здесь, чтобы обсудить перспективы развития метода ДО в современной школе и поделиться опытом применения ДО в своей педагогической работе.

Но прежде всего, давайте  вспомним,   какие технологии относятся к дистанционным ДО, на какие цели они направлены  и  чем они отличаются от традиционных форм обучения.

Этому будет посвящена моя презентация

  • СЛАЙД № 7 «Цели ДО» 
  • Реализация конституционного права учащихся на получение качественного образования в соответствие с Государственным федеральным стандартом общего образования;
  • Участие обучающихся в проектной, исследовательской деятельности;
  • Развитие творческих способностей ;
  • Дополнительное образование;
  • Предпрофессиональная подготовка;
  • Подготовка в ВУЗ;
  • Психологическая поддержка

СЛАЙД № 8 «Внедрение ДО позволяет»

  •  решить проблему привлечения дополнительного контингента обучающихся;
  •  снизить затраты на образовательный процесс;
  • повысить качество обучения;
  • внедрить интерактивные технологии;
  • И в конечном итоге: Дистанционное обучение позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь

СЛАЙД № 9 «Цитата Фурсенко»

При использовании ДО роль учителя принципиально иная: он становится не транслятором знаний, а методистом и наставником ученика в процессе самостоятельного приобретения учащимися  необходимых знаний, умений и навыков , а так же помощником и консультантом для планирования его будущего в соответствии с имеющимися у него способностями, способствует гармоничному развитию личности каждого учащегося, чтобы выйдя из стен школы он смог найти свое место на современном рынке труда и быть востребованным  .

СЛАЙДЫ № 10 № 11 «Что такое ДО»- определение еще раз!

  • Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

СЛАЙД №12 «Основные технологии ДО»

  • Кейс-технология – основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимися при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;
  •  ТВ-технология – базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;
  • сетевая технология – вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения. Поэтому СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в настоящее время являются ведущими технологиями в ДО.

СЛАЙД № 13 «   и  ЧТО меняется для преподавателя»

Таким образом, учитель работающий в системе ДО это:

автор и разработчик электронных учебных курсов

организатор учебного процесса (менеджер)

консультант для обучающихся и для коллег-тьютеров

виртуальный психолог

СЛАЙД № 14 и № 15 – Новые компетентности учителя

Конечно, чтобы успешно выполнять все эти функции , учителю необходимо владеть новыми компетентностями преподавателя, такими как:

*свободное владение ИКТ и профессиональное использование их в своей работе

*Владение методикой разработки интерактивных уроков и обучающих электронных программ (курсов)

*Владение такими педагогическими технологиями, где упор делается на организацию самостоятельной деятельности учащихся (Проблемного обучение, метод проектов, научно-исследовательская деятельность)

*Психолого-педагогическая компетентность учителя и УМЕНИЕ применять теоретические знания в этой области на практике при работе с учеником дистанционно приобретает особое значение  .Среди них особенно важны личностно- ориентированный  подход в обучении  и педагогический такт.

 Современный учитель должен быть способен ВЫРАБОТАТЬ социально-профессиональные компетенции у обучающихся (УУД) , чтобы обеспечить в дальнейшем их мобильность и востребованность на рынке труда.

СЛАЙД № 16 «Современный учитель»

Современный учитель - это профессионал, владеющий навыками работы с доступной ему информацией; осознающий, что компьютерные и информационные технологии создают не только новые условия труда, но и новую среду обитания с выходом на громадный информационный ресурс человечества, то есть новый тип отношений человека с миром. Он должен сочетать в себе великое множество способностей: развивать у обучающихся стремление к творчеству и творческому восприятию знаний, учить самостоятельно и критически мыслить, уметь в полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов. Это не только тот, кто обучает, это Учитель, который сам постоянно учится, повышает уровень своего методического мастерства, готов к инновациям.

СЛАЙД № 17 «Что меняется для ученика»

Сетевое дистанционное обучение базируется на использовании возможностей Интернета для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и постоянного интерактивного взаимодействия между преподавателем-, администратором и обучаемым. Оно имеет ряд принципиальных отличий от других форм обучения:

Во-первых, ученикам не нужно  приходить в образовательное учреждение на регулярные занятия . Весь процесс проходит через Интернет.  Учащиеся занимаются в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе;

во-вторых, возможность заниматься по индивидуальному плану;

в-третьих, она требует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно;

в-четвертых, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. Но если учащиеся испытывают какие-либо затруднения в учебе,  в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим одноклассникам;

в-пятых, программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных модулей. В качестве контроля используются как компьютерные тестирующие системы, так и традиционные формы: собеседования, консультации, тесты, проводимые в режиме он-лайн.

СЛАЙД № 18 «Когда эффективен метод ДО»

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • Выполнение проектных и исследовательских работ учащимися
  • При заочной форме обучения (экстернат)
  • Увлекательные задания: кроссворды, головоломки и т .п .
  • Работа с детьми – инвалидами или часто болеющими детьми
  • Работа с одаренными детьми (индивидуальные задания повышенной сложности)
  • Повышение квалификации учителей без отрыва от работы в школе

Но при работе с учащимися методом ДО от них тоже требуется владение определенными  компетентностями:

СЛАЙДЫ № 19  «Умения и навыки ученика (УУД)»

При обучении дистанционным методом у ученика формируются следующие УУД:

*умение самостоятельно планировать деятельность;

*умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;

*умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;

*умение работать в информационном пространстве:

СЛАЙД № 20   «Умения и навыки ученика»

*навык самостоятельной поисковой деятельности,

* навык аналитической деятельности – умение структурировать полученную информацию и использовать адекватно поставленной задаче;

*навык презентации результатов деятельности с использованием различных информационных технологий;

*навык рефлексии, способствующий успешному функционированию субъекта в любой деятельности;

*навык самообразования.

СЛАЙД № 21  «Основные средства ДО при работе в школе»

  • С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся. СЛАЙД № 22
  • Телеконференции – (СЛАЙД № 23) Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.
  • На WWW-серверах (СЛАЙД № 24) преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.
  • Скайп –(СЛАЙД № 25) Позволяет преподавателю общаться с учеником в режиме он-лайн , как на обычном занятии.
  • Скайп – один из самых доступных и популярных методов ДО в настоящее время
  • Для работы в Скайп  требует минимальный набор  дополнительного оснащения компьютера:
  • видеокамера и программа Skype

СЛАЙД №26 «Отличия ДО от традиционной системы обучения»

  • Примнение ДО не требует отказа от использования в учебном процессе традиционных форм образования. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично.

СЛАЙДЫ №№27-30  «Специфика ДО»

  • Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность ученика. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно ребенку. Важно, чтобы ученик не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного образования
  • В отличие от традиционных форм обучения, дистанционное образование обеспечивает, с одной стороны, эффективную оперативную обратную связь, заложенную в самом учебном материале, а с другой – непосредственную систематическую обратную связь с преподавателем по сети, а также возможность общения в сети с партнерами. 
  • Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, ученик с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности
  • Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна н
  • осить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию обращения к преподавателю ), так и отсроченного контроля (например, при итоговом тестировании).
  • Формы представления материала включают в себя удобную для пользователя систему управления его освоением. Преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных учащихся
  • Интерактивность ДО:Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между учеником и учителем, обратную связь между учеником и учебным материалом, предоставлять возможность группового общения, предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучающиеся были уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.
  • Использование мультимедиа
  • При построении дистанционного курса эффективно мультимедийное представление учебной информации. Там, где это методически оправдано, в гипертекст включаются звук, анимации, графические вставки, видеоряд
  • При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность ученика, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.
  • По оценкам родителей, дети становятся менее тревожными, исчезает нервозность, зачастую сопровождающая ребенка в условиях традиционного школьного обучения. Как известно, дети часто не любят отвечать у доски, боятся получить двойку. Интернет-технологии для них привлекательнее традиционного учебного процесса: они владеют навыками работы в Сети, ориентируются в информационном массиве, и учатся выстраивать коммуникации в Интернете.
  • СЛАЙД №  31-33 «Основное преимущество ДО»
  • Дистанционное обучение позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”
  • CЛАЙДы № 34 -35 «Требования САН ПИН»
  • Гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в школе
  • В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.
  • Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
  • оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся II...IV классов должна быть не более 15 мин; для старшей и средней школы – 30-45 минут
  • с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме.

СЛАЙД № 36   «Интернет ресурсы для ДО»

Примеры использования ДО на уроках АЯ:

СЛАЙДЫ №№ 37-44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ – СЛАЙД № 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

Выступление на круглом столе Всероссийской конференции "Школа и театр"

Крайне важно, чтобы школа не являлась закрытым от жизни нашего общества миром. Жизнь, искусство - это то, что по-новому открывает нам мир наших детей, заставляет по-новому взглянуть на привычные лица....

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Выступление на круглом столе "Формирование языковой компетенции:трудности адаптации к старшей школе обучающихся 10А и 10Б классов"

В публикации освещаются проблемы ,встречающиеся при формировании языковой компетенции обучающихся при изучении второго иностранного языка при переходе на новую ступень обучения....

Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"

С 24 по 27 ноября  2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...