Статья "Взаимодействие учителя английского языка и родителей в вопросах подготовки к итоговой аттестации"
статья по английскому языку на тему

Ткачева Татьяна Александровна

Экзамен-это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств ученика в любом возрасте. Его результаты во многом будут зависеть от предварительной подготовки к этому ответственному периоду. Эффективность подготовки учащегося во многом будет зависеть от согласованности действий всех участников образовательного процесса- учитель, ученик, родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                        Ткачева Т.А., учитель английского языка

                                                                                                              ГБОУ СОШ № 264 Кировского района

                                                                                                                                                   Санкт-Петербурга  

  Взаимодействие учителя английского языка и родителей в вопросах подготовки к итоговой аттестации    

              Экзамен – это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств в любом возрасте. Результаты государственной(итоговой) аттестации во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.

 Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче экзаменов:

 - информационная готовность (знание о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.);  

- предметная готовность (качество подготовки по предмету , умение выполнять задания КИМ);

- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразное действие и использование возможностей для успешных действий в ситуации сдачи экзамена)    

Эффективность подготовки учащегося к итоговой аттестации во многом  будет зависеть от согласованности действий всех участников образовательного процесса (учитель. ученик, родители). Безусловно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют на выбор предмета, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, волнуются и переживают.  Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации.  Поэтому при составлении плана подготовки учащихся к итоговой аттестации учитель должен обращать внимание не только на организационные вопросы и работу с учениками, но и на работу с родителями учеников.  

 Сами родители, как правило, смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Суть его непонятна большинству родителей. Недостаток информации повышают тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передать детям. Это может отрицательно сказаться на результатах тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».  Поэтому расширение знаний родителей о сущности экзамена по английскому языку в формате ЕГЭ, обсуждение его сильных сторон и преимуществ, отличия в подготовке к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, знакомство с конкретными заданиями является важным моментом общения учителя и родителей. Это позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителем поддерживать ребенка.  

Для ознакомления родителей с информацией о процедуре проведения экзамена можно провести родительское собрание,  создать информационный стенд по подготовке и проведению итоговой аттестации, ознакомить родителей с сайтами, на которых размещена информация по подготовке к ЕГЭ , с интернет-ресурсами дистанционного обучения , как фактором эффективности в подготовке к итоговой аттестации. Важно и полезно разработать памятку для учащихся и родителей, которая включала бы следующие разделы:

- общие положения проведения ЕГЭ ;

- формы проведения экзамена;

- сроки и общие правила проведения экзамена;

- порядок подачи аппеляции;  

- оценка результатов экзамена (ознакомить с критериями оценки)  

 При подготовке учащихся к итоговой аттестации очень важно настроить родителей на совместную деятельность с учителем, с целью развития педагогического сотрудничества, настроиться на позитивное общение. Диалог не должен превращаться в обвинение друг другу в равнодушии к ребенку, невниманиии и т.д.  Обозначая проблему, и учитель и родители должны иметь право высказать свое мнение и решение и потом прийти к какому либо выводу, поскольку  и у учителя и у родителей общая цель.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность учащихся в сдаче государственной   (итоговой) аттестации - это психологическая поддержка семьи. Что значит – поддержать ребенка?  

Это:  

- сосредоточить внимание на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки (особенно это может касаться не очень уверенных в себе учеников);

 - помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

- забыть о прошлых неудачах;

 - опираться на сильные стороны ребёнка;

 - подбадривать, хвалить детей за то, что они делают хорошо, повышать их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

 - избегать подчеркивания промахов ребёнка;

 -уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку;  

 Поддержку можно оказывать:

 -  добрыми словами, например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!», «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!;

 -  совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом) ;

 -  доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями. В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть

Каждый ребенок-это личность , следовательно очень важно понять в какой помощи нуждается конкретный ученик. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?» Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка. Школьники часто волнуются, т.к. им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют подготовиться к экзаменам.  Особого разговора с родителями заслуживает вопрос об организации домашней работы. Учитель может помочь родителям эффективно построить процесс подготовки, помочь в составлении плана или расписания рабочего времени дома на период подготовки , помочь распределить темы подготовки по дням, ознакомить ребенка и родителей с методикой подготовки к экзамену. педагог может подсказать порядок выполнения работы. У каждого ребенка он индивидуален, осознать его можно только  в процессе тренировки.

Следует обратить внимание родителей на то, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных видов работ. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям следует приучать ученика ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, это придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, можно порекомендовать родителя дать ему часы на экзамен.  Однако, контролируя режим подготовки ребенка к экзамену, не следует допускать перегрузок. Нужно чередовать занятия с отдыхом, оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыва.

 Важная задача родителей-создать гармоничную домашнюю среду.  Необходимо обеспечить спокойную, рабочую атмосферу в доме, организовать удобное место для занятия. Проследить, чтобы никто из домашних не мешал, не отвлекал ребенка во время занятий.  Никто, кроме родителей не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.  Что необходимо помнить каждому родителю, чей ребенок подошел к экзаменационной черте? Не тревожиться о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушать ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей. Не повышать тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате экзамена.  Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении итоговой аттестации.

Необходимо также обратить внимание на питание ребёнка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.  Особое внимание следует уделить режиму сна и бодрствования. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок хорошо высыпался. Не разрешать детям учить целыми днями или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству. Полноценный 8-часовой сон обязателен!  

Оптимальным временем для начала проведения мероприятий с родителями можно считать  октябрь-ноябрь, но даже весной такие мероприятия не будут лишними, а, напротив, поддержат родителей. Однако, это не исключает взаимодействие педагога и родителей в процессе учебного года. Каждый родитель может помочь своему ребенку, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь помощь родителей просто необходима.

По сути, наши дети не просто сдают экзамены, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умения в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением, правильно проявить себя. Всему этому обязательно надо учить и учиться.

 Используемая литература:

1.Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. – М.: Генезис, 2004  

2. Галахова Т.Ю., Румянцев С.Ю. Психологическая помощь педагогам в период подготовки к Единому государственному экзамену. – Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. - №4. – с.53 – 59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы

Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...

Статья-презентация "Роль методического объединения школы "Английский язык" в системе внутришкольного контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"

Данная презентация содержит анализ деятельности методического объединения по организации контроля и оценки качества знаний как фактор подготовки к итоговой аттестации"...

Дистанционное обучение Инструкция по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по теме: «Грамматика и лексика»

Дистанционное обучениеИнструкция по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по теме: «Грамматика и лексика»Раздел единого экзамена «Грамматика и лексика» состоит из двух типо...

Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в разновозрастной группе» на примере темы «Путешествие»

Методическая разработка урока французского языка «Формирование коммуникативных навыков при подготовке к итоговой аттестации в  разновозрастной группе» на примере темы «Путешеств...

Система работы учителя английского языка по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и во внеурочное время

В статье показана возможная система работы учителя английского языка поподготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и внеурочное время...