Система работы учителя английского языка по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и во внеурочное время
статья по английскому языку (9, 11 класс)

Лобанова Светлана Геннадьевна

В статье показана возможная система работы учителя английского языка поподготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_rab.uchitelya_po_podg.k_gia_dlya_publikatsii.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя английского языка по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации на уроках и во внеурочное время

Английский язык – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к  выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько  мы грамотно построим его, зависит наш результат.
          Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и  взаимосвязанных направлений работы.  

  Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это, конечно, титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учителю следует применять различные формы и методы работы по подготовке к итоговой аттестации. Например:

- широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ/ЕГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и т. д.

- организация подготовки учащихся к итоговой аттестации  на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к экзамену, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ОГЭ/ЕГЭ;

- организация подготовки учащихся к экзаменам на дополнительных занятиях;

- проведение мероприятий в рамках предметной недели в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;

- организация тестирования учащихся в формате ОГЭ/ЕГЭ по материалам ФИПИ, школы (пробные испытания) и др.;

- организация индивидуальной и групповой работы с учащимися;

- реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестации;

- организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;

- проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ОГЭ/ЕГЭ.

Данная работа предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности  педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.
   В то же время в подготовке учащихся к сдаче экзамена необходимо выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная;
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

     Также можно выделить  следующие компетенции для успеха на экзамене:

1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);

2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);

3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);

4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);

5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).

Примерный план работы учителя

по подготовке обучающихся 9 (11) классов к итоговой аттестации

по английскому языку

Работа с учащимися

  1. Обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией  о нормативных документах (с сентября, далее в течение года).
  2. Консультативная поддержка учащихся (в течение года).
  3. Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ   на уроках (в течение года).
  4. Обеспечение учащихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМами (в течение года).
  5. Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков, по решению КИМов (в течение года).
  6. Проведение тренировочных и диагностических работ (в течение года).
  7. Индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация (в течение года).
  8. Участие школьников во Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку, дистанционных олимпиадах, выездных олимпиадах ВУЗов.

Работа с родителями

  1. Ознакомление с нормативными документами (в течение года).
  2. Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ОГЭ /ЕГЭ   на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течение года).
  3. Ознакомление родителей с перечнем необходимых сайтов по подготовке к экзамену (сентябрь).
  4. Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ОГЭ/ЕГЭ.
  5. Ознакомление с результатами диагностических работ.
  6. Ознакомление с результатами индивидуальной работы.
  7. Индивидуальная работа, консультирование родителей (в течение года).

Работа с информационными ресурсами

  1. Ознакомление учащихся с возможностью использования Интернет-ресурсов, сайтов для подготовки к экзамену (сентябрь).
  2. Контроль  за использованием доступа к информационным ресурсам для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ    (в течение года).
  3. Индивидуальная работа с учащимися на сайтах.

Рекомендации учителю

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.

 2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.

 3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.

 4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ/ЕГЭ.

 5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно–образное мышление.

 6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.

 7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.

        Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.

Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях.

С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.

Обязательной составляющей процесса обучения является умение учащихся анализировать свои возможности. Надо учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учить их оценивать результаты своего труда.

Динамику роста или неудач учащихся надо регулярно показывать и обсуждать с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.

И, в заключении, дайте совет учащимся во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Как правило, каждый учитель имеет свои профессиональные приёмы и методы. Обмен знаниями и опытом помогает создать систему успешной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

План работы учителя английского языка по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ

План составлен на основе методических писем о проведении ЕГЭ по иностранному языку , рекомендаций СКИПКРО по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку...

План работы учителя английского языка по подготовке учащихся 9 класса к ГИА

План работы учителя английского языка Зиняковой К.А. по подготовке учащихся 9 класса к ГИА по английскому языку...

Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Данная разработка поможет при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Доклад "Система работы учителя математики по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации". Выступление на районном методическом объединении учителей математики....