Урок английского языка в разных системах обучения
статья по английскому языку на тему
Рассматриваются особенности уроков в традиционной методике, развивающем обучении, системе Занкова и ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_raznyh_sistemah_obucheniya.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2
Выступление
на ШМО
на тему
"Урок английского языка в разных системах обучения"
выполнил: учитель английского языка
Квасова Е.В.
Рассмотрим некоторые особенности урока английского языка в различных моделях обучения, что позволит нам выявить основные отличия урока по ФГОС.
Традиционное обучение ставило перед обучающимися задачи освоения знания в готовом виде без раскрытия путей их развития и взаимосвязи, а значит, предполагало усвоение, воспроизведение и применение иностранного языка только в аналогичных ситуациях. Такое обучение позволяло в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить школьников знаниями основ языка и способами его применения, но ориентировалось больше на память учащихся, а не на их мышление. Язык оставался всего лишь набором выученных тем, а не практическим инструментом коммуникации. Поэтому информирующий урок был основной организационной формой традиционного обучения.
Урок английского языка при проблемном обучении представляет собой способ активного взаимодействия обучающихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Проектирование урока строится на принципе последовательного и целенаправленного выдвижения перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Безусловно, это требует больших затрат времени на усвоение одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения. Основной формой остается проблемный урок. Теоретики проблемного обучения А. М. Матюшкин, И.И. Махмутов и Кудрявцев Т.В., предлагают организовывать урок с помощью трехступенчатой модели:
1. Презентация учителем и восприятие учеником познаваемого объекта – первый уровень.
2. Присвоение учеником познаваемого объекта через создание учителем проблемных ситуаций на основе системы проблемных задач – второй уровень.
3. Творчество ученика и учителя в создании новых объектов познания – третий, высший уровень по созданию нового в мыслях и душе.
Согласно Дж.Дьюи, на уроке прежде всего необходимо установить специфику затруднения или проблемной ситуации . Затем выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего – теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения. После этого наступает период реализации и экспериментальной проверки гипотезы. В случае необходимости предложенное решение может быть изменено.
Урок иностранного языка при развивающем обучении ориентируется на физическое, интеллектуальное и нравственное развитие способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. Урок строится так, чтобы ребенок имел возможность сознательно ставить цели и задачи самоизменения и творчески их достигать. Для этого используются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому школьнику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создается обстановка для естественного самовыражения ученика.
В системе Л.В. Занкова урок остаётся основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основное его отличие от традиционного урока: полилог в классе, основанный на самостоятельной и коллективной мыследеятельности детей; сотрудничество учителя и ученика. Главная методическая цель урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников.Эта цель достигается следующими путями:
-Ход познания — «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с обучающимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Преобразующий характер деятельности обучающихся:
-Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся,
- Коллективный поиск,
-Создание педагогических ситуаций общения на уроке
-Гибкая структура занятия
Данная система кажется нам очень похожей на предлагаемую систему ФГОС, но необходимо отметить, что недостаток системы развивающего обучения Л.В. Занкова в том, что она не имеет продолжения в основной школе.
В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур, что особенно созвучно с принципами обучения иностранному языку. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности обучающихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Системно-деятельностный подход дает направление урокам на:
− воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
− переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
− ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
Следовательно необходимо разнообразие видов урока и обязательный учет на них индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), что обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, т.е. гарантирует достижения планируемых результатов.
В педагогической литературе последних лет современному уроку дает определение Ю.А. Конаржевский. По его мнению, современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном
обучении – создание условий, обеспечивающих познавательную активность учеников. Эта цель может быть достигнута следующими путями:
- Ход познания – «от учеников». Учитель обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучающиеся осуществляют учебную деятельность по намеченному плану, применяя групповой и индивидуальный методы. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
- Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль школьников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого в работе класса.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
- Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
Исходя из данных позиций мы можем выявить также основные признаки современного урока по ФГОС.
1) Ученик – равноправный субъект учебной деятельности.
2) Функция учителя на уроке меняется с управляющей на организующую.
3) Структура урока подчинена задаче обеспечения разнообразия действий обучающихся: предметных, универсальных, личностных.
4) Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности обучающихся.
5) Предоставляемая обучающимся свобода выбора учебных действий и источников информации.
6) Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).
На первый план в современной системе выдвигается так называемый «компетентностный» урок, который ставит на первое место не информированность школьника, а способность организовывать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...
трудности при обучении орфографии и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения
Дипломная работа с апробацией и анализом работы...
Использование ЭОР на уроках иностранного языка на разных этапах обучения школьников.
В данной статье будет дано определение понятию ЭОР, рассмотрены различные способы использования ИКТ в учебном процессе при обучении английскому языку с учетом различных способов деятельнос...
Современный урок английского языка на разных этапах обучения
Принципы построения урока иностранного языка...
Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».
Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...
ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Актуальный полезный материал "ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"...
Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения
Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...