Песни-инсценировки на внеурочных занятиях по английскому языку.
статья по английскому языку на тему

Захарова Наталья Анатольевна

Статья описывает методический опыт учителя по организации работы с аутентичной песней на английском языке на внеурочных занятиях с младшими школьниками.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова Наталья Анатольевна

учитель внеурочной деятельности

МБОУ “СОШ № 18”

Коломенский г.о. 

Песни-инсценировки на внеурочных занятиях по английскому языку.

(на примере песни “The more we get together”)

Среди многочисленных средств, используемых на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе, особое место отводится аутентичной песне. Песня позволяет не только закрепить ранее изученную лексику и структуры, активизировать и расширить словарный запас, способствовать развитию фонетических умений и навыков аудирования, но и показать язык в ситуациях максимально приближённых к жизни. Любая песня  является своеобразным лингвострановедческим материалом, способным моментально приобщить обучающегося к культуре страны изучаемого языка на определённом этапе её развития. Каждая песня имеет свою историю возникновения, свою сюжетную линию, свою лингвистическую составляющую, свою мелодию, которые несомненно содействуют развитию образного мышления и формированию музыкального вкуса у ребёнка. Более того, песня в отличие от любого другого печатного текста, не только воздействует на интеллект, но и в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции школьника и его общехудожественную память.

Песни содействуют эстетическому воспитанию обучающихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на внеурочном занятии создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус. Внеурочные занятия по английскому языку проводятся во второй половине дня и должны быть посильны для детей младшего школьного возраста. В таком ракурсе песня, как средство релаксации, может быть использована учителем с максимальной выгодой для детей.

При отборе песен для внеурочных занятий по английскому языку необходимо руководствоваться не только тематикой занятия, уровнем владения иностранным языком, но и мелодией. Скучная и занудная песня навряд ли найдёт отзыв у детской аудитории. Так, при работе с обучающимися 2-го класса мной было отмечено, что из предложенных песен авторами УМК «Английский в фокусе 2», дети лучше всего воспроизводили по памяти ритмичные песни с легко запоминающейся мелодией “Toys for me” и “I’m a horse”.

Аутентичные песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.

Более того, младшие школьники любят не просто петь, а ещё и двигаться под музыку, что можно и необходимо использовать во время внеурочных занятий. Неформальная обстановка занятия, желание у детей снять напряжение и усталость после обучения в первой половине дня предопределяет выбор в пользу песен, сопровождающихся движениями. Вне всякого сомнения, так называемые «подвижные песни» не только способствуют развитию координации движения, но и дают возможность развивать артистические способности ребёнка.

Подача песни детской аудитории также может варьироваться в зависимости от поставленных учителем целей и задач. Т.к. основным видом деятельности младших школьников является игра, то песня может быть предложена детям и в качестве игры. В ранее упомянутом мной УМК «Английский в фокусе 2» есть песня «At the circus in the town», с помощью которой дети отрабатывают и закрепляют лексику по теме «Действия», имитируя озвучиваемые ими движения. Этим они занимаются на уроках английского языка, а на внеурочном занятии школьникам можно предложить вспомнить правила игры «Море волнуется раз …» и после исполнения под музыку первых трёх строчек песни

«In the circus,

In the town,

There is a very funny … … !»

изобразить предмет или лицо, которых можно увидеть в цирке или в городе. По выполняемым движениям участников песни ведущий пытается догадаться о ком или о чём идёт речь и пропеть этот образ с выполняемыми действиями на английском языке. При каждом успешном отгадывании происходит смена ведущего игры.  

Аутентичная песня может быть использована на различных этапах внеурочного занятия. В зависимости от целей и задач песенный материал успешно используется на начальном этапе для формулировки темы занятия; в качестве фонетической зарядки для «пробуждения» артикуляционного аппарата; при введении и первичном закреплении лексического и грамматического материала; на любом этапе занятия как стимул для развития речевых навыков и умений; для релаксации в середине или в конце занятия с целью снятия напряжения и восстановления работоспособности и т.д. «Подвижная песня» может быть использована и как «физкультминутка»: песня-зарядка, песня-игра, песня-танец, др.

Необходимо учитывать, что успешное усвоение песни во многом зависит от соблюдения учителем основных методических требований к работе над песней:

  1. словесное представление песни (автор, характер, стиль, основное содержание, история создания и т.д.);
  2. музыкальное представление песни (знакомство с особенностями мелодии, ритма, деления на музыкальные фразы и т.д.);
  3. представление содержания песни (общее понимание текста песни под руководством учителя);
  4. отработка фонетической стороны песни (на начальном этапе обучения осуществляется путём имитации);
  5. снятие языковых и речевых трудностей (при необходимости) через прочтение текста песни с полной или частичной отработкой звуков и интонации с опорой на текст;
  6. запоминание содержания песни через повторное прослушивание с опорой на текст;
  7. разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы.

Даже на начальном этапе обучения английскому языку песня может послужить стимулом для неформальных бесед и дискуссий, помочь учителю лучше понять внутренний мир отдельно взятого ребёнка, круг его интересов. Можно предложить самим учащимся принести на занятие любимую песню в записи и представить её на обсуждение в группе. Так ученица 2-го класса для выступления на театрализованном фестивале на английском языке в конце учебного года к всеобщему удивлению предложила лично инсценировать  песню в танце «A Million On My Soul» в исполнении канадской певицы Алексианы Силы и справилась с этой взрослой песней весьма успешно. Её одноклассники исполнили на фестивале в движении песню “Teddy Bear turn around”, что соответствовало их возрасту, уровню развития и владения английским языком. Вне всякого сомнения, учителю необходимо отдавать предпочтение песням интересным по содержанию, которые стимулировали бы ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению.

Грамотно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить школьников на восприятие и воспроизведение иноязычных текстов, на формулировку темы неподготовленного высказывания,  жанра разыгрываемой сценки или ролевой игры. Приведу несколько примеров заданий для мотивации к неподготовленному устному или письменному высказыванию на внеурочном занятии по английскому языку:

  • прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, настроение, чувства, возникшие у вас;
  • попробуйте составить лексический ряд, рассказ или описание по ассоциациям с услышанной музыкой;
  • посмотрите на картинки и догадайтесь, о какой песне пойдёт на занятии речь и т.д.

Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи на внеурочных занятиях по английскому языку являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым темам или текстам в основное учебное время. При разработке внеурочных образовательных программ по английскому языку желательно обеспечить максимальное тематическое совпадение с основной образовательной программой, что в свою очередь позволяет устранить противоречия между требованиями программы начального общего образования по английскому языку и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; между условиями организации классно-урочной работы и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.  

Песня на иностранном языке выходит далеко за рамки образовательного процесса и является связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности. Дети оценивают свои умения и навыки, и через иностранный язык начинается формирование и развитие билингвистической компетенции, создаются психологические и дидактические условия для развития желания изучать английский язык. Все виды работ с песней помогают стимулировать интерес младших школьников к предмету и поддерживать его на протяжении всего пребывания в школе.

Как показывает практика учить иностранный язык с помощью песен  легко и приятно. На внеурочных занятиях учитель не ограничен в выборе любимых детьми музыкальных жанров и популярных исполнителей. Обучение на внеурочных занятиях в первую очередь должно вызывать радость! Соответственно необходимо объединить все виды развлечений - музыку, кино, театр - все это улучшает концентрацию внимания и многократно повышает усвоение иностранного языка!

В качестве видео сопровождения музыкального произведения для обеспечения наглядности эффективным будет использование видеороликов или видеоклипов, заимствовать которые можно бесплатно на https://www.youtube.com/.

При отборе необходимо следить за тем, чтобы видеодорожка полностью иллюстрировала содержание песни, была ясной и понятной для младших школьников, соответствовала их интересам и возрасту. Желательно изображение в кадре поющего исполнителя. Приветствуется наличие объектов или феноменов культурологического характера, демонстрирующих реалии культуры страны изучаемого языка, определенные традиции и обычаи. В видеоклипе не должно быть кадров, диссонирующих с принципами нравственного воспитания обучающихся, имеющих ярко выраженный антисоциальный характер, призывающих к противоправным действиям и т. д.

Итак, технология работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы: дотекстовой, текстовой, послетекстовой.

Дотекстовой этап работы с песней - вступительное слово о песне, снятие возможных лексических и грамматических трудностей при прослушивании песни.

Текстовой этап работы с песней - установка на прослушивание песни, первое (аудитивное) знакомство с песней, контроль понимания учащимися текста песни, вторичное прослушивание песни, выполнение языковых и условно-речевых упражнений по формированию лексическо-грамматических навыков на основе песенного материала.

Послетекстовой этап - выполнение заданий и упражнений на уровне содержания песни и ее смысла путем выполнения речевых упражнений по формированию иноязычных умений. В данных упражнениях песенный материал зачастую выступает в качестве содержательного или смыслового стимула высказывания. Следует также отметить, что в зависимости от целей и задач работы с песенным материалом учителем может быть отдельно запланировано проведение заключительной работы с самой песней (ритмичное чтение текста, завершающее прослушивание и пение песни учащимися вместе с исполнителем с движениями).

На первом этапе работы с музыкальной наглядностью преподавателю необходимо сделать краткое вступительное слово о песне и ее исполнителе, в котором будет представлена учащимся интересная информация о исполнителе и песне, которую предстоит прослушать, а также настроит обучаемых на работу с музыкальным материалом.

Затем выполняется ряд языковых упражнений для снятия лексических и грамматических трудностей, активизируются ранее изученные и необходимые для понимания содержания отобранной песни лексические единицы и повторяются грамматические структуры или правила, а также отрабатываются новые лексические единицы, которые не войдут в активный словарь.

На втором этапе перед первым прослушиванием песни дается установка на извлечение общей информации из песни, контролируется степень ее понимания и предлагается собственно текст песни.

Работая с новым иноязычным материалом на послетекстовом этапе, следует выполнять различные речевые упражнения, учитывающие содержание прослушанной песни и стимулирующие учащихся к самостоятельному высказыванию, используя новые лексические единицы.

В качестве заключительного задания, завершающего работу с песней, можно предложить отработку ритмичного чтения текста песни. Далее следует прослушивание песни, во время которого учащиеся вполголоса проговаривают или пропевают текст, а затем заключительное прослушивание, во время которого учащиеся поют песню в полный голос вместе с исполнителем. Как показывает практика, «подвижную песню» или «песню-инсценировку» надо отрабатывать сразу в движении, чтобы её слова запомнились прочно и надолго.

Приведём пример инсценировки песни “The more we get together” на театрализованном фестивале по английскому языку “I love English”. Эта песня была предложена первоначально обучающимся 3-го класса на внеурочном занятии, где в процессе работы с песней дети самостоятельно придумали движения, костюмы и сценический номер на мероприятие. На дотекстовом этапе работы обучающиеся должны были ответить на вопросы:

  • How friendly are you?
  • How friendly is your class?
  • How many friends have you got?
  • Who is your best friend?

Далее учащихся просят сгруппироваться по принципу “You are my friend”. Затем  им предлагают карточки с действиями на английском языке и просят выбрать те, которые они любят делать вместе: “What do you like to do when you get together?”

После мини-обсуждения в группах учитель сообщает обучающимся, что они услышат песню, в которой говорится о детях, пребывающих в восторге от совместного времяпрепровождения. Учитель включает запись песни и предлагает познакомиться с мелодией и текстом песни. На текстовом этапе работы учитель предлагает прослушать песню во второй раз и поднять вверх карточки с действиями, которые они услышат в песне. Во время второго прослушивания, обучающимся в группах предлагают с помощью жестов, движений и мимики изобразить действия в песне. Лучшие движения выбираются впоследствии в качестве основных при драматизации песни. Далее учитель раздаёт текст песни и проговаривает его вслух. Обучающиеся следят за речью учителя и проговаривают его за ним. Обучающиеся не ограничиваются в количестве раз прослушивания песни для максимального вовлечения участников каждой группы в коллективное песенное действие.    

В современной методике преподавания английского языка существует большое количество способов, которые помогут сделать заключительный этап разучивания песен увлекательней и эффективней. Например, «слушай и делай», «использование опор», «драматизация». Т.к. отрабатываемая песня изначально рассматривалась учителем как возможный конкурсный номер от класса на праздник, выбор пал на последний способ. Вот что получилось у детей в конечном итоге.

Куплет 1: (занимаем положение на сцене, раскачиваемся и хлопаем в ладоши)

Дети занимают место друг за другом в проходах зрительного зала и в 4 потока выходят под музыку на сцену. Одновременно группа мальчиков друг за другом, хлопая в ладоши, выходит из-за кулис и выстраивается на линии перед зрителями.

The more we get together,

Together, together,

The more we get together,

The happier will be! (2 раза)

Мальчики становятся в центре зала и жестами показывают наличие общих с залом друзей.

Хлопают в ладоши и раскачиваются из стороны в сторону.

For your friends are my friends

And my friends are your friends.

The more we get together,

Together, together,

The more we get together,

The happier will be!

Дети из зала встают в линию перед мальчиками и также раскачиваются, хлопая в ладоши. На припев они садятся на корточки, чтобы мальчиков было видно.

Мальчики синхронно рукой 8 раз указывают в зал.

2,4,6,8

Who do we appreciate?

Куплет 2: (раскачиваемся и держим друг друга за руки)

Дети из зала поднимаются с корточек и вновь встают в линию перед мальчиками, берут друг друга за руки и раскачиваются синхронно.

The more we sing together,

Together, together,

The more we sing together,

The happier will be! 

Жестами показывают наличие общих с залом друзей.

For your friends are my friends

And my friends are your friends.

Снова берут друг друга за руки и раскачиваются синхронно.

The more we sing together,

Together, together,

The more we singtogether,

The happier will be!

На припев они садятся на корточки, чтобы мальчиков было видно.

Мальчики синхронно рукой 8 раз указывают в зал.

2,4,6,8

Who do we appreciate?

Куплет 3: (раскачиваемся и держим руки на плечах)

Дети из зала поднимаются с корточек и вновь встают в линию перед мальчиками. Кладут друг другу руки на плечи и раскачиваются синхронно.

The more we sway together,

Together, together,

The more we sway together,

The happier will be!

Жестами показывают наличие общих с залом друзей.

For your friends are my friends

And my friends are your friends.

Кладут друг другу руки на плечи и вновь раскачиваются синхронно.

The more we swaytogether,

Together, together,

The more we sway together,

The happier will be!

На припев они садятся на корточки, чтобы мальчиков было видно.

Мальчики синхронно рукой 8 раз указывают в зал.

2,4,6,8

Who do we appreciate?

Куплет 4: (Поворачиваемся друг к другу лицом и танцуем в парах)

Дети из зала поднимаются с корточек и вновь встают в линию перед мальчиками. Поворачиваются лицом друг к другу и поют.

 The more we dance together,

Together, together,

The more we dance together,

The happier will be!

 

Попеременно крестообразно берут друг друга за руки.

For your friends are my friends

And my friends are your friends.

Держась за руки, делают несколько вращательных движений в паре

и вновь выстраиваются в линию.

The more we dance together,

Together, together,

The more we dance together,

The happier will be!

На припев они садятся на корточки, чтобы мальчиков было видно.

Мальчики синхронно рукой 8 раз указывают в зал.

2,4,6,8

Who do we appreciate?

Куплет 5: (Раскачиваемся и хлопаем в ладоши)

Дети из зала поднимаются с корточек и вновь встают в линию перед мальчиками. Поворачиваются лицом к залу и раскачиваются,  хлопая в ладоши.

 

The more we clap together,

Together, together,

The more we claptogether,

The happier will be!

Жестами показывают наличие общих с залом друзей. 

For your friends are my friends

And my friends are your friends.

Вновь раскачиваются и хлопают в ладоши.

The more we clap together,

Together, together,

The more we claptogether,

The happier will be!

На припев они садятся на корточки, чтобы мальчиков было видно.

Мальчики синхронно рукой 8 раз указывают в зал.

2,4,6,8

Who do we appreciate?

В финальной сцене дети берутся за руки, делают поклон, поднимают руки вверх, машут в зал, поворачиваются через левое плечо и друг за другом в танце уходят со сцены.  

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что при подготовке к работе с музыкальным материалом на внеурочных занятиях по английскому языку следует учитывать задачи и специфику каждого этапа и чаще предлагать обучаемым подобные задания творческого характера. Вашему вниманию была представлена одна из идей инсценировки песни “The more we get together”. Опыт и воображение учителя подскажут, что ещё можно сделать в работе над этой песней, чтобы в конечном итоге повысить мотивацию детей. Желаю творческих побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Внеурочное занятие по английскому языку "Английские сувениры".

Внеурочное занятие выполнено с учетом требований ФГОС и построено с использованием технологий на системно-деятельностного подхода в преподавании. Презентация к занятию....

Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку «Театр на английском».

Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку  «Театр на английском»....

"Сказочный" английский - технология для внеурочных занятий по английскому языку для младших школьников

C раннего детства каждому малышу, конечно же, известны всеми излюбленные русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, г...

Сценарий проведения внеурочного занятия по английскому языку в 5 классе на тему: «Традиции английского чаепития».

Сценарий проведения внеурочного занятия по английскому язык в 5 классе на тему: «Традиции английского чаепития»....

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...