Доклад на тему: «Игра как метод обучения иностранным языкам»
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонию души и тела. В своей «Поэтике» Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motina_a.a._igra.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 г. Королёва Московской области
Доклад на тему:
«Игра как метод обучения иностранным языкам»
Выполнила:
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №15 г. Королева М.О.
Мотина Алла Алексеевна
Королёв 2015г.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что игра способствует гармоничному развитию личности, доставляет радость, в игре проявляются способности ребенка.
Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями:
- средство развития мотивационно - потребностной сферы;
- средство познания;
- средство развития умственных действий;
- средство развития произвольного поведения.
Познавательные игры являются ценным методом стимулирования интереса к учению. Е.И. Пассов дает следующее определение игры: «Игра – это:
- деятельность
- мотивированность
- индивидуализированная деятельность
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
- развитие психических функций и способностей
- учение с увлечением».
Основные цели использования игры на уроках иностранного языка:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных речевых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие способностей и психических функций;
- познание в сфере становления собственно языка.
Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра универсальна еще и в том смысле, что ее можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависит от подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.
Использование игры на уроке способствует выполнению важных методических задач:
- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.
Можно выделить основные типы классификации игр:
- по видам речевой деятельности: для обучения аудированию, говорению, чтению, письму;
- по виду деятельности: подвижные, интеллектуальные, социальные, психологические;
- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, профориентационные, обобщающие, творческие, коммуникативные, диалогические, развивающие;
- по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, деловые, ролевые, игры драматизации.
Очень интересным и полезным представляется использование на уроке ролевых игр. Ролевая игра – один из методических приемов, который позволяет «учиться радостно, учить, радуясь», и при этом сохраняет большие обучающие возможности.
Игру можно и нужно вводить в процесс обучения с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные «считалки», не просто заучивая их наизусть, а используя их для распределения ролей в последующей подвижной игре. Так на уроках во 2-м классе по теме «Животные» учащиеся приносят на урок игрушки, которые мы применяем в ролевой игре, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур: I have got a cat. He has got a dog.
С учащимися 2 – 4 классов при изучении темы «Счет», «Животные», «Семья», я использую игры драматизации: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Золушка», «Красная шапочка».
Описание игр.
- «Широко – узко».
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если звук произносится широко. Если гласная произносится узко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
- «Телеграммы».
Цель: развитие орфографического и лексического навыков.
Ход игры: преподаватель пишет на доске какое-нибудь слово. Каждый играющий должен придумать телеграмму, в которой первое слово начинается с первой буквы слова, написанного на доске, второе – со второй буквой и т.п.. Можно усложнить игру так, чтобы каждый придумывал несколько телеграмм.
- «Солнце – дождь».
Цель: дифференциация лексики по семантическому признаку и формирование навыка лексико-грамматической трансформации.
Ход игры: Рассмотрите две картинки, изображающие дождливый день и солнечный, скажите, чем отличается одна картинка от другой.
- «Совместная работа».
Цель: тренинг лексико-грамматического оформления речевых высказываний на основе определенных лексико-семантических групп или ситуаций.
- Совместная работа в огороде (сбор клубники, уборка овощей).
- Посещение почты. «Посетители» пишут письма, наклеивают марки. «Работники почты» принимают письма, бандероли. Учащиеся сообщают о том, что они делали, делают, будут делать; общаются на английском языке в воссоздаваемых ситуациях общения.
С целью обобщения требований к игре на уроке английского языка мною были проанализированы игры, применяемые на уроках во 2 – 4 классах.
Это исследование позволило сделать следующие выводы:
- каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
- в игре должны быть увлекательные задачи, решение которых требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
- развитие познавательной активности в игре должно сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
- увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение контрольных работ и, как следствие, повышает качество обучения.
Анализ проведенных контрольных работ по аудированию, говорению, чтению и письму показал, что при использовании игровых ситуаций дети запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание, способствуют активизации произвольного запоминания.
Использование игровых методов в обучении детей весьма актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.
Мониторинг качества знаний
по основным видам речевой деятельности
по английскому языку в 4-х классах
4 А – с игровыми технологиями 4 Б – без игровых технологий
Список литературы:
- Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. С-П, Дом Литера, 2008 г.
- Колкова М.К. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. С-П, Каро, 2001 г.
- Любченко Л.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. Р-Д, Феникс, 2007 г.
- Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, В.Ш., 1997 г.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. М., Просвещение, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный метод обучения иностранным языкам
В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и в...
Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)
Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...
Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык
Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...
Методы обучения иностранному языку, опираясь на родной язык
Публикация конспекта урока во 2 классе в местной образовательной брошюре, в рубрике "Из опыта работы"...
Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.
В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение", "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....
Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"
Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...