Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся
статья по английскому языку на тему
Использование информационно-коммуникационных технологий при организации исследовательской деятельности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Б. Размахнина (г. Моршанск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. В Концепции модернизации российского образования указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В нормативных документах цель иноязычного образования определяется сегодня как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур.
Основной стратегией обучения иностранным языкам является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Одним из важных аспектов в преподавании иностранного языка в школе является работа с детьми повышенного образовательного спроса: одаренными детьми. Современные образовательные технологии позволяют сделать это наиболее результативно и продуктивно.
Среди эффективных форм работы с одаренными школьниками – организация их индивидуальной и самостоятельной работы, привлечение к научно-исследовательской деятельности.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Исследовательская деятельность на иностранном языке — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся при подготовке научных работ становится формой создания в школе позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы. В данном случае проектный метод обучения рассматривается как дидактическая система реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой обучающиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.
В целях выявления и развития творческих способностей обучающихся и повышения их интереса к научной деятельности и в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» областной целевой программы «Дети Тамбовщины» в Тамбовской области ежегодно проводится открытая научно-практическая конференция обучающихся «Грани творчества».
Обучающийся (или группа обучающихся) под руководством учителя выполняет исследовательскую работу, представляющую собой самостоятельно проведенное исследование, раскрывающее не только приобретённые знания по проблематике исследования, но и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
Задачами исследовательской работы являются:
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
привитие интереса к научной деятельности.
Являясь руководителем исследовательской деятельности обучающихся при подготовке научных работ по английскому языку, не могу не отметить, что выполнение данной работы требует наличия у школьника-исследователя не только высокого уровня мотивации, сформированности учебно-познавательных и коммуникативных компетенций, но и подразумевает уверенное владение информационными технологиями.
Существует единый алгоритм, отражающий этапы работы над исследуемой проблемой во всех областях знаний. Использование ИКТ является необходимым условием практически на всех этапах:
- выбор проблемы;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- письменное оформление материала в виде целостного текста;
- представление работы на рецензирование;
- представление к защите и защита работы.
Выбор проблемы исследования зависит от интересов и склонностей школьников, может осуществляться по рекомендации научного руководителя. Использование сети Интернет значительно расширяет возможную проблематику, что особенно важно при проведении этой работы на иностранном языке – недостаток печатного аутентичного материала восполняется Интернет-ресурсами.
Для редактирования, обработки и представления полученных результатов обучающиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, готовят презентации исследовательских работ с помощью фото и видеороликов, создают продукт проектной работы: статью, рекомендации, электронные и печатные пособия, буклеты и т. д.
Научный руководитель знакомит обучающихся со структурными компонентами научно-исследовательской работы и общими требованиями к её оформлению, оформлению цитат и ссылок, таблиц, иллюстраций, приложений и библиографического списка, требованиями к тезисам, что требует высокой информационной грамотности учителя.
Педагог формирует коммуникативную культуру воспитанников, указывая им как на необходимость соблюдения авторских прав, так и на внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях.
Организуя и координируя исследовательскую работу обучающихся, необходимо учить их правильно использовать сервисы сети Интернет, обращая внимание на содержание и структуру сайтов, источник информации, так как довольно часто в сети Интернет можно найти материалы, в которых присутствуют грамматические, лексические и орфографические ошибки или материал, содержащий некорректную информацию. Роль учителя – научить ученика критически подходить к оценке материала и правильно использовать Интернет-ресурсы. При выборе Интернет-ресурсов необходимо отбирать такой материал, который бы способствовал воспитанию личности ребёнка, выработке активной жизненной позиции, привитию общечеловеческих ценностей, любви к Родине и ближнему.
В ходе исследовательской работы обучающиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронным энциклопедиям, мультимедиа программам, поисковым системам сети Интернет. Самостоятельный поиск необходимой информации помогает развивать компенсаторную и социокультурную компетенции, а работа с аутентичным материалом развивает коммуникативную компетенцию обучающихся во всех видах речевой деятельности.
Занятие исследовательской работой способствует повышению мотивации и развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что в полной мере отвечает задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность обучающихся занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели;
выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
помощь обучающимся в профессиональной ориентации.
На протяжении ряда лет вовлекаю обучающихся средней и старшей школы в научно-исследовательскую работу. Положительным результатом считаю призовые места, занимаемые моими учениками на городской и областной научно-практической конференции, успешное обучение выпускников в высших учебных заведениях.
В 2010 году моя ученица Кожевникова Юлия с исследовательской работой «Школы Британии и России» стала призёром городской научно-практической конференции. Навыки творческой и исследовательской работы помогли ей стать лауреатом творческого конкурса среди учащихся 11-х классов МОУ г. Тамбова и Тамбовской области на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина в номинации «Знаток английского языка и литературы» и поступить в университет.
В 2011 году Королева Светлана, выполнявшая под моим руководством исследовательскую работу «Сказка как жанр устного народного творчества», стала призером областной открытой научно-практической конференции «Грани творчества», в 2012 году с исследовательской работой «Феномен Гарри Поттера» – победителем данной конференции в секции лингвистики.
Организация исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет
в полной мере учитывать индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы обучающихся,
научить школьников планированию и организации собственной познавательной деятельности,
овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК;
раскрывает творческий потенциал обучающихся,
способствует развитию и формированию их информационно-коммуникативной компетентности.
Уверена, если ученик получит в школе исследовательские навыки, научится ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то он, в силу более высокого образовательного уровня, будет ответственно относиться к собственному образованию и самообразованию, сможет легче адаптироваться в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии
В презентации по теме "Организация исследовательской деятельности обучающихся по экологии" представлены основные положения, этапы и результаты организации исследовательской деятельности о...
организация исследовательской деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий.
В данной статье раскрываются основные методы организации исследовательской деятельности с обучающими с применением дистанционных технологий, к статье прилагается презентация выступления....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Метод проектов, как основная педагогическая технология при организации исследовательской деятельности обучающихся
Создание ситуации успеха при организации творческих занятий невозможно без осознания значимости результатов своей деятельности. Среди многообразия педагогических технологий, реализуемых в системе допо...
Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.
Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных информационно -коммуникативных средст на уроке иностранного языка,в частности н...
Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя - стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...