«Формирование навыков говорения при подготовке к ЕГЭ»
статья по английскому языку (11 класс) на тему
«Формирование навыков говорения при подготовке к ЕГЭ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_govoreniya_pri_podgotovke_k_ege.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков говорения при подготовке к ЕГЭ»
Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым изменила некоторые принципы и параметры новых методов обучения иностранными языкам.
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.
Говорение – сложное явление. Оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Продукт говорения - это высказывание. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Таким образом, возникает необходимость адекватного овладения иностранной речью в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы при подготовке к сдаче ЕГЭ. Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения нельзя. Содержанием нашего общения на уроках иностранного языка продолжают оставаться так называемые темы- «Кино», «Почта», «Семья», «Спорт», «Профессия» и т.п., а также ситуации – «У кассы», «На вокзале», «В столовой», «В трамвае» и т.п. Между тем в реальной жизни мы обсуждаем не темы, а проблемы. Значит учитель должен обучать детей спонтанному говорению, неподготовленному заранее. Все задания в формате ГИА и ЕГЭ предусматривают неподготовленное спонтанное говорение в рамках какой-то учебной ситуации. Примеры заданий по говорению Give a talk on clothes. Remember to say: how the weather affects what we wear, how men and women sometimes wear different types of clothing… What you like and don’t like wearing, and why, how important being in fashion is to you. Проблемы, обсуждаемые в общении, могут быть разными: «Каким должен быть настоящий друг?», «Всегда ли правы взрослые?», «Зачем человеку собака?», «Сколько денег нужно человеку?», «Что значит быть современным?», «Кому нужна классическая музыка?», «Что такое счастье?», «Что такое хороший человек,» «Устарел ли театр?» и т.д.
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.
Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.
Многолетний опыт показывает, что готовить к устной части экзамена можно и нужно начинать с младшей ступени обучения.
Сначала вспомним задания ЕГЭ раздела «говорение»:
Первое задание - чтение вслух небольшого текста научно - популярного характера. Для его успешного выполнения особенно с младшими школьниками надо усиленно работать над звуками иноязычной речи и интонационным оформлением каждого предложения в соответствии с его типом. Во втором задании предлагается ознакомиться с рекламным объявлением и задать пять вопросов на основе ключевых слов (условный диалог - расспрос). Чему необходимо научить? Довести до автоматизма умение задавать прямые вопросы. В третьем задании предлагается выбрать одну из трех фотографий и описать ее на основе предложенного плана, то есть мы имеем дело с монологическим тематическим высказыванием с опорой на вербальную ситуацию и картинку. Учащийся должен вести монолог в течение двух минут на определенную тему. Для этого ему надо владеть богатой лексикой и достаточно сложными грамматическими структурами. В четвертом задании ставится задача сравнить две фотографии на основе предложенного плана, это - высокий уровень сложности, предполагающий тематическое высказывание в заданном объеме (12-15 предложений) в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально- бытовой, социально- культурной и социально- трудовой сферах с элементами рассуждения, описания, повествования, сопоставления и сравнения. Это - кульминационный момент устного экзамена, к которому мы готовим учащихся на протяжении всех лет обучения.
Как подготовить учащихся к такому сложному испытанию? Уже в начальной школе дети умеют читать, задавать простые вопросы, описывать картинки и строить монологи. Темы, заложенные в учебниках старших классов, успешно отрабатываются уже в 1-2 классах. Это очень важно, т.к. автоматизм вырабатывается в результате многократного повтора. Умело комбинируя материал, переплетая, сталкивая различные темы, учитель имитирует языковую атмосферу, побуждающую к адекватным речевым высказываниям. Начинается обучение основам устной речи, которые так пригодятся при сдаче экзамена. Например, следующие ситуации: «О чем лиса может спросить зайца, принимая приглашение на вечеринку?», «Что бы ты хотел узнать о новых друзьях?» стимулируют желание самому задавать вопросы, а именно это умение проверятся заданием 2 устной части ЕГЭ, тогда как варианты «Выбери домик на картинке, но не называй его номера. Опиши его так, чтобы мы догадались, какой из них ты выбрал» или «Ты побывал в гостях у друга. Расскажи о его квартире. Сравни комнату друга со своей комнатой» готовят ребенка к выполнению заданий 3 и 4. Таким образом, постановка ситуации перед детьми необходима для решения им коммуникативной задачи, особенно для младших школьников, и обуславливает ее успешное решение. Но именно в начале пути учащихся надо предостерегать от неправильного произношения звуков нетипичных для родного языка и тех, которые меняют смысл слов при небрежном произношении, учить читать синтагмы с перечислением и предложения с низким нисходящим тоном. Работа над произносительной стороной речи должна являться одним из приоритетов начальной школы. Прослушивание записей иностранной речи с многочисленными повторениями, просмотры видео и обучающие компьютерные игры являются помощниками учителя, который сам своей речью и безупречными звуками старается быть предметом подражания.
Но нельзя забывать о том, чему их научили ранее, время от времени возвращаться к чтению вслух и снова, и снова задавать вопросы в любом виде, в разных упражнениях. Описывать картинки дети учатся уже в начальной школе. В 5-9 классах необходимо научить детей описывать картинки по плану. Ответ оценивается с трех позиций:
решение коммуникативной задачи;
организация высказывания, т.е. логика;
языковое оформление высказывания.
Для отработки навыков описания картинки можно использовать план и ключевые слова и выражения:
Name the theme of the picture. This picture is on the subject / topic / issue of... (entertainment; sport; hobbies; environment; shopping etc.).
Say where it was taken. It was (probably) taken inside / outside.
Say where the action is happening. In this picture the action is taking place in… (the house; the living room; the gym; the swimming pool; the theme park etc.).
Describe the background. In the background of this picture there is / are; I can see / make out........ (some pieces of furniture; sports equipment; some people doing shopping etc.).
Describe the foreground. In the foreground I can see........ (some children; a family; a shop assistant etc.).
Describe what the people are doing. Looking at these people I get the impression that they are ........(having dinner; watching a film; having a break; doing their homework etc.)
What the people look like. (Age / height / build / hair / eyes / nose / mouth / special features / general impression)
What the people are wearing. (Casually / formally-dressed; the description of pieces of clothes)
How the people are feeling. (Bored / annoyed / upset / sad / miserable / lonely / unhappy / depressed / confused / furious / angry / relaxed / concentrated / worried / happy / tired / interested / puzzled / confident / interested / excited / calm / pleased / thrilled / relieved / amazed)
Describe the season / weather. I think / suppose / guess it's summer spring / winter / autumn since...
Talk about the atmosphere. The atmosphere in the picture is ... (friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.).
Talk about your personal attitude to the picture. How the picture makes you feel. Personally I, / As for me, / Frankly speaking, I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions, etc.). Generally speaking, this picture doesn't appeal to me because ... (this activity is not my cup of tea / I hate doing........).
Такая работа должна проводиться регулярно, по каждой теме. Фотографии или картинки по любой теме можно найти в сети Интернет. Это поможет детям успешно справиться с заданием № 3 в устной части ЕГЭ. После совершенствования таких навыков легче перейти к обучению сравнения картинок.
В старших классах мы шлифуем и совершенствуем наработанные умения и навыки. Благодаря тому, что грамматический материал в основном пройден, можно сконцентрировать усилия на расширение словарного запаса при помощи синонимов и словообразования, применении в своей речи разговорных клише, дальнейшем совершенствовании умения выражать свое мнение, правильно формулируя вступительные и заключительные фразы, с корректным использованием средств логической связи.
При оценивании 4 задания учитываются:
- решение коммуникативной задачи (содержание) - максимальный бал-3;
- организация высказывания - максимальный бал-2;
- языковое оформление - максимальный бал-2.
Учащийся должен кратко описать фотографии, остановиться на сходствах (These two photos show…, Both photos depict…) и различиях (However, unlike/ in contrast to/different from/ on contrary to). Затем ответить на вопрос о личных предпочтениях (с обязательным обоснованием). Нельзя опустить вступительную (Each picture illustrates how…, I think the common theme here is…, The photos deal with different aspects of…) и заключительную фразы (To sum up/ All things considered/ In the end, while the pictures are quite different, they also have something in common). Надо использовать необходимые средства логической связи и строго следовать плану высказывания, причем придумать не менее трех фраз для того, чтобы раскрыть содержание каждого пункта плана, и использовать разнообразную лексику, соответствующую сюжету картинок. Представим, что даны две картинки, на одной изображены опушка густого леса, палатка и походный столик, на второй – песчаный берег лазурного моря и пальмы. Следующее описание можно взять в качестве примера:
These pictures are about places where people can go on holiday.
In the first picture a dense forest can be seen. In the second picture there is an exotic beach.
There are not many similarities between these two pictures. I think what unites them is that they show the way to take a breather from hustle and bustle of a big city. Also both pictures make a person who watches them wish to be there.
There are more differences than similarities between these two pictures. I`ll name some of them. To begin with, picture one depicts a tent and a portable table with some plain food on it, while there is nothing but yellowish sand to lie on in picture two. Furthermore, the camp is located in the deciduous forest, whereas the beach with magnificent palm trees is somewhere in tropics. Another difference concerns the fact that in the second photo there isn`t any proof of someone`s presence at the moment. In contrast, it seems that the tourists will return in a few minutes when we look at the first picture. One more thing to mention is that the first photo might have been taken in early autumn as the leaves in the trees are of different colours, but the other photo shows a bright summer day.
Personally, I`d prefer to spend my holiday on a tropical island rather than in a cold tent because what I really need in order to relax from an overpopulated city is the sun, sand and sea. Besides, beach holiday gives an opportunity to enjoy myself and spend time sunbathing, swimming in crystal clear water or taking up water sports. This is very important for me as I have been working hard the whole year and feel quite exhausted.
В заключение хотелось бы отметить, что все виды работ, рассмотренные в данной статье, помогут учащимся добиться получения максимального количества баллов за говорение только при условии четкого соблюдения всех требований и тем, которые предусматривает каждое задание, так как время, выделяемое на их выполнение, ограничено.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966, с. 256.
3. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981,
4.Мусаелян Е.Н. Материалы 4 всероссийского семинара "Обучение английскому языку в российских школах" "Работа над устной речью" изд. Титул 2001год
5.Мелексишвили И.Е. «Как описать картинку. План и функциональная лексика, а также образец описания». Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Москва: Издательство «Просвещение», 2010-2011 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.
Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке...
Формирование навыков говорения на уроках английского языка 6 класс
Данные карточки предназначены для использования на зачётах по английскому языку в 6 классах школ с углублённым изучением английского языка. Разработаны для учебника для общеобразовательных учреждений ...
Говорение как вид речевой деятельности. Методика формирования навыка говорения на старшем этапе обучения при подготовке к ЕГЭ.
Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речев...
Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах
Формирование навыков говорения и письма на уроках английского языка в 4 классах...
Методика формирования навыков говорения на среднем этапе
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:- ученики стесняются гово...
Формирование навыков говорения на уроках английского языка
Статья рассматривает основные проблемы развития навыков говорения на уроках английского языка и обозначает рути решения этих проблем....
Совершенствование навыков говорения для подготовки к ЕГЭ часть С (Говорение)
Система упражнений для подготвки к устной части ЕГЭ...