Формирование навыков говорения на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Степанова Екатерина Эдуардовна

Статья рассматривает основные проблемы развития навыков говорения на уроках английского языка и обозначает рути решения этих проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков говорения на уроках английского языка.

Приучить учеников говорить только на английском языке в классе может представлять достаточно серьезный вызов для учителей. В этой статье мы рассмотрим, почему это может быть сложным, а также наметим пути преодоления выявленных проблем.

С теоретической точки зрения мы храним информацию с помощью двух видов памяти: долгосрочной и краткосрочной. Мы переносим информацию из одного вида памяти в другой, «убеждая» наш мозг, что она достаточно ценна, чтобы из краткосрочной памяти перейти в долгосрочную, в противном случае информация забывается, теряется.

Наш родной язык находится в долгосрочной памяти, в то время как информация о втором изучаемом языке сначала попадает в краткосрочную память и в долгосрочную должна быть переведена.

Чтобы быстро понять новую информацию, ученики стараются перевести ее на свой родной язык – на русский. Однако это осложняет процесс перевода информации о втором языке в долгосрочную память. В результате, эта информация может быть быстро утеряна. Необходимо привыкать оперировать информацией именно на иностранном языке, что будет способствовать своего рода «привыканию» к нему – а именно, перемещению данных из краткосрочной памяти в долгосрочную.

При обучению иностранному языку используется удивительное множество мышц, начиная очевидными мышцами рта и заканчивая мозгом. И как в любом другом случае, чем больше мы тренируем эти мышцы, тем лучше они развиты. Если единственная возможность тренировать эти мышцы – это урок иностранного языка в школе, мы должны использовать это время с максимальной эффективностью.  

Проблемы, мешающие среднему ученику говорить исключительно на иностранном языке в классе, носят в основном психологический характер. Даже носителю языка требуются годы, для того, чтобы отшлифовать грамотную и связную речь, поэтому, разумеется, прежде чем приблизиться к хорошему языковому уровню, ученик делает множество ошибок. Если мы даем задание на спонтанную речь, или речь с минимальным временем для подготовки, это приводит к увеличению ошибок. И давая подобное задание, мы фактически предлагаем ученику показать себя с невыгодной или даже смешной стороны в тот период времени, когда мнение других (своих ровесников) о нем имеет очень большое значение.

Другим важным аспектом является недостаток мотивации. Ведь если задать вопрос ученикам: «Почему вы должны говорить только на иностранном языке в классе», ответом будет либо тишина и отсутствующий взгляд, либо заученные слова «потому что нам надо практиковаться». Они следуют указаниям учителя – но с какой целью? Чтобы через несколько лет иметь возможность эффективно общаться с англоговорящими людьми? Дело не только в том, что это внешняя мотивация, не обусловленная внутренними  потребностями учащегося, но и в том, что конечная цель при этом очень далека и непонятна. Для многих учеников немедленное вознаграждение и быстрые, значимые для них результаты были бы гораздо более эффективной мотивацией.

Еще одной проблемой, мешающей свободному общению на английском языке, является отсутствие или недостаток поддержки. Есть две составляющие такой поддержки: психологическая, а именно, атмосфера в классе, и лингвистическая. Безусловно, полностью удержать подростков от критики друг друга, для того, чтобы ситуация общения в классе была наиболее благоприятна, не всегда возможно. Однако возможно вдохновить их на поддержку друг друга, например, объединив для работы в группы. Лингвистическая поддержка может быть оказана на основе фраз, которые  часто используются на уроках.

Обозначенные проблемы имеют несколько вариантов решения. В первую очередь необходимо вывести учащихся на необходимый уровень мотивации. При этом основополагающее значение имеет личность ученика и степень сформированности отношений ученик – учитель, которые позволяют, опираясь на интересы ребенка, отразить необходимость освоения английского языка для развития этих интересов.

Повысить уверенность за счет лингвистической поддержки можно на основе обозначения обычных для учебного процесса действий на английском языке (начиная с «Извините за опоздание» и т.д.), а продолжить можно, используя игры на произношение и говорение. Свою эффективность может продемонстрировать совместное произношение слов, предложений, стихов или определенных текстов, так как в этом случае учащиеся слышат речь на иностранном языке, при этом не только свою речь – и привыкают к языку.

Большую роль в повышении уверенности учащихся играет достижимость цели, т.е. цель должна быть легко достижимой и не вызывать страх неудачи. Соответственно, чем ниже уровень английского в классе, чем более низкий уровень языка он может продемонстрировать. Однако даже для учащихся с высоким уровнем важно определить, где необходимо использовать только иностранный язык, и где можно воспользоваться русским. Это может быть сопровождено какими-либо визуальными знаками, которые были бы понятны ученикам.

 Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. В отличие от аудирования, собственно говорение не предъявляет столь высоких требований к объему словаря, объему языкового материала как условию, обеспечивающему реализацию этого навыка. Однако, говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных экстралингвистичесчких средств данного языка, как например, абсолютный темп речи, характер пауз (их длительность и размещение), а так же жесто-мимические особенности данного языка.

Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом. В этом случае возможно достижение максимально благоприятной к развитию навыков говорения ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования навыков говорения на уроках иностранного языка.

Статья раскрывает некоторые проблемы,возникающие при обучении говорению на иностранном языке...

Формирование навыков говорения на уроках английского языка 6 класс

Данные карточки предназначены для использования на зачётах по английскому языку в 6 классах школ с углублённым изучением английского языка. Разработаны для учебника для общеобразовательных учреждений ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

Использование информационных технологий в процессе формирования навыков говорения на уроках английского языка.

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения ...

Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

Современные технологии формирования навыков говорения на уроках английского языка

Make students speakСовременные технологии формирования навыков говорения на уроках английского языка...

«АКТИВИЗАЦИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ С УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» В 5 И 6 КЛАССАХ»

Целью данного исследования является определение наиболее эффективных упражнений, направленных на развитие навыков говорения в УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight” для 5 и 6 к...