Говорение как вид речевой деятельности. Методика формирования навыка говорения на старшем этапе обучения при подготовке к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему

Манакова Елена Анатольевна

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.

Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью адекватного овладения иностранной речью в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorenie_kak_vid_rechevoy_det-ti.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Говорение как вид речевой деятельности. Методика формирования навыка говорения на старшем этапе обучения при подготовке к ЕГЭ.

Современная международная обстановка, информационный взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение все возрастающего числа специалистов в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов, - все это предъявило свои требования к характеру владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры новых методов обучения, в частности, иностранными языкам.

Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом.

Таким образом, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью адекватного овладения иностранной речью в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Уровень адекватности владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного общения, при чтении аутентичной и высокосодержательной литературы по специальности, при обмене письменной информацией в виде статей, книг, аннотаций к ним, тезисов для конференций, деловых бумаг и т.д.

При овладении иностранной речью в рамках средней общеобразовательной школы преподаватели сталкиваются с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным языком. Часто «испытание практикой» заставляет подвергнуть сомнению правильность экзаменационной оценки по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как, несмотря на качественно новые, довольно конкретные требования к уровню владения иностранным языком, экзамены по-прежнему ориентированы на традиционный или какой-либо другой метод обучения, где знаниям о языке придается большее значение, чем умениям и навыкам в самом языке, и где владение устной речью носит вторичный подчиненный характер, а не является условием создания других речевых навыков: навыка чтения и письма.

В связи с этим целью настоящей работы является разработка концепции комплекса упражнений для обучения говорению на английском языке при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Участие в общении предполагает овладение устной речью на иностранном языке, т.е. создание навыка говорения. В отличие от аудирования, собственно говорение не предъявляет столь высоких требований к объему словаря, объему языкового материала как условию, обеспечивающему реализацию этого навыка. Однако, говорение довольно жестко устанавливает объем необходимого минимума словарного и вообще языкового материала, которым должен овладеть обучаемый для полноценного участия его как личности в процессе общения. Этот минимум, кроме словарного и грамматического материала языка, предполагает овладение целым рядом основных экстралингвистичесчких средств данного языка, как например, абсолютный темп речи, характер пауз (их длительность и размещение), а так же жесто-мимические особенности данного языка.

В процессе настоящей работы будут раскрыты принципы говорения как вида речевой деятельности, проанализированы современные методы обучения говорению в школе, исследованы их достоинства и недостатки в процессе их обучения устной речи английского языка. На основании теоретических обобщений разработана концепция комплекса упражнений по обучению говорению учащихся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к сдаче ЕГЭ..

ГОВОРЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер. Это зачастую является последствием недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию у учащихся монологической речи на иностранном языке.

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ

 

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их внеучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения .

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;        

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным. Речь идет о воспитании в учащемся :

- интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

- понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;

- понимания важности изучения иностранного языка;

- потребности в самообразовании.

Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия .

Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка званиями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.

По окончании курса обучения иностранному языку у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения :

1. В области говорения:

- осуществлять диалогическое общение со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуаций общения;

- делать высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.    

2. В области аудирования :

- в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сфер тематики и речевых ситуаций;

- понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе;

- понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально
и преимущественно невербально на их содержание;

- полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.      

При формировании навыков говорения на уроке иностранного языка (ИЯ) важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки ИЯ должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решает одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Отсюда и определение типов уроков развития того или иного вида речевой деятельности, уроков ознакомления, тренировки, контроля и т.д.

Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения .

В содержание обучения иностранным языкам входят:

- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими;

- сферы общения, темы и ситуации;

- речевые умения,  характеризующие  уровень практического владения иностранным языком как средствам общения;

- комплекс знаний и представлений о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях;

- общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в иностранном языке.

Как уже отмечалось выше устноречевое общение может иметь монологическую, диалогическую или полилогическую форму.

Содержание урока целью которого является обучение монологу.

Тематические планы урока строятся исходя из разновидностей монолога, которые встречаются в реальном общении. В частности к ним можно отнести :

- приветственную речь;

- похвалу;

- порицание;

- лекцию;

- рассказ;

- характеристику;

- описание;

- обвинительную или оправдательную речь и т.д.

Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей .

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками:

- целенаправленность (соответствие речевой задаче);

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- самостоятельность;

- выразительность.

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:

1) «сверху вниз»;

2) «снизу вверх».

Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Система упражнений, направленная на формирование навыков говорения на среднем этапе обучения.

 Before you start

Данное упражнение помогает ученикам активизировать уже имеющиеся в их памяти слова по данной теме.

1.Match the captions (1-5) with the people in the photos (A-E).

1 campaigned for the of  black people in the USA

2 campaigned for civil rights in the Soviet Union

3 fought for freedom in South Africa

4 campaigned for the rights of  women in Britain

5 worked to help poor people in India

2.Your Culture Dr Leonid Roshal is a modern Russian campaigner. What do you know about him?

Example He  helped people injured in the Dubrovka Theatre attack.

3.Use the Key Words to complete the  factfile about Emmeline  Pankhurst. Use the Mini-dictionary to help you.

KEY  WORDS: Campaigns

elections, equal rights, hunger strike, meeting, parliament, protest march, rights, speech, suffragette, vote

FACTFILE

1879: marries – with her husband for women’s 1________ .

1889: demands 2_______ for women.

1894: married women can vote in local 3_______ .

1903: organises a 4_______ in London and makes a famous 5 _______ at a public 6________ . People call her a 7________ .

1912: goes to prison  twelve  times  -  each  time  she  goes  on 8 _______  .

1919-1926: spends  time in  Canada  and  the USA.

1928: the British 9____________ gives  the 10________ to women.

  Listening

4 Read the Strategies.

LISTENING  STRATEGIES:  True\ false questions

Read the statements. Use your general  knowledge to predict answers.

Identify  important  words in the statements, e.g. school, Paris.

Listen first to get general idea and find the relevant information.

Listen again and decide if the statements are true or false.

Guess the answers you don’t know!

5 Listen to a radio programme about Emmeline Pankhurst. Use the Strategies and decide if the statements are true(T) or false (F).

1__   She  went  to school in Paris.

2__   She  married  an architect.

3__   In  1903  she made a speech in Parliament.

4__   ‘Suffage’ means ‘the right to vote’

5__   Some  campaigners used violence to get publicity.

6__   Emmeline   became a Member of  Parliament in 1918.

В данном случае аудирование является подготовительным этапом к устному высказыванию. Ученики сначала слушают, как другие люди говорят, обращая внимание на то, как они высказывают свои впечатления, знакомятся с полезной лексикой.

6 Answer there questions.

  1. What was Emmeline’s   husband   campaigning   for?
  2. What violent  protests did the suffragettes  make?
  3. Why did the  suffragettes stop their campaign in 1914?
  4. Why did people want  Emmeline  to become a Member of  Parliament?

Pronunciation   Listen  to these sentences from the radio programme . Underline  the  stressed words.

  1. She was born in Manchester in 1858.
  2. She demanded   equal right for women.
  3. She moved to London.
  4. The qovernment  did  nothing about women’s  right.

8 Listen to some students talking about the people in the photos. Complete the Function File with these words.

too, I agree, you  think, I don’t  agree,  in my opinion,  personally,  I think,  you’re  right, I don’t  think

Opinions (1)

A  Well, 1_______  Emmeline  Pankhurst is very important  because she________.

B  I’m sorry, but  2_________3________,  Mother  Teresa is more  important ,  because…..

A Yes, 4_________ . But 5_________ she’s more important than  Martin  Luther King.

B  Yes, 6_________ . He’s like  Nelson Mandela. What  do 7________?

A   I agree and Andrei  Sakharov  is  similar. 8_________ , I think that he’s  a great  campaigner,  9 _______.

Аудирование также является подготовительным этапом к устному высказыванию.

 Speaking

9 Work in pairs. Make notes about three campaigners. Copy the table below and use there Key Words to help you complete it.

Ученикам предлагается высказать свое мнение, используя ключевые слова.

KEY WORDS: Causes and Issues

For: animal right, children’s right, equal right, freedom of speech, human speech, independence , peace, women’s rights

Against: child labour,  colonialism  pollution, racism, slavery, war

Name

Campaigned for

Worked to help

Fough against

10  Form groups with another pair and discuss your campaigners. Use expressions from the Function File.

Student A Give an opinion.

Gandhi was a pacifirst. In my opinion, he was one of the most important people of the twentieth century.



Student B  Agree or disagree and give your opinion.

Yes, you’re right. But personally, I think Nelson Mandela is more important because....


Данное упражнение формирует у учащихся самостоятельность и ответственность в процессе обучения. Также подготавливает к заданию ГИА и С4 ЕГЭ, призывая ученика за короткий промежуток времени высказать свое мнения, не нарушая законов логики.

Vocabulary:  Multi-part Verbs (2)

11  Match these verbs with the underlined verbs in the sentences. Use the Mini-dictionary to help you.

returned,  established, participated,  postponed

1 She set up the Women’s Franchise League.

2 She took part in a protest march.

3 In 1914, they put off their campaign.

  1. She came back to Britain in 1926.

Заключение.

          В ходе настоящей работы были исследованы основы обучения говорению, а также разработана система дискутивных упражнений. Была сделана попытка раскрыть современные методы преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе ученикам старших классов, с целью практического применения нового интенсивного метода обучения иностранному языку, с тем, чтобы обеспечить овладение, в условиях жесткого лимита времени, английским языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на английском языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпу при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.

      В теоретической главе нами были рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются учитель и его ученики в процессе обучения говорению, а также мы выявили пути их решения.

       Мы рассмотрели пять видов источников мотиваций, и свою систему мы построили согласно мотивации успеха, так как любой человек, а особенно подросток, болезненно переживает «неуспех», но если предмет «удаётся», то его изучают с удвоенным интересом. В представленных нами упражнениях ученик, проявляя речевую деятельность, обязательно будет награжден, самое главное здесь нет неправильных ответов, важно мнение и попытка ученика высказать свое, а для более слабых учеников хотя бы участие в речевом акте.

       При выборе упражнений мы руководствовались принципом обучения говорению с помощью опоры, так как мы брали в расчет среднестатистического ученика школы, которому на начальном этапе подготовки будет не просто строить свое высказывания без опоры на изученный материал, прочитанный текст и услышанную информацию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.

2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966, с. 256.

3. Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ, 1972, с. 346.

4. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с. 386.

 5. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1989, 239.

6. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988, 324. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Методическая разработка. Говорение как вид речевой деятельности на уроках немецкого языка.

Обучение общению в основной школе строится с ориентацией на аутентичные (или приближённые к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах, тематические беседы, высказывания, рассуждения....

Методика формирования навыков говорения на среднем этапе

К основным трудностям обучения говорения следует отнести               мотивационные проблемы, такие как:- ученики стесняются гово...

Методическая разработка "Формирование навыка чтения на среднем этапе обучения"

В данной работе представлены упражнения, направленные на развитие навыка чтения на уроках английского языка....

«Формирование навыков говорения при подготовке к ЕГЭ»

               «Формирование навыков говорения при подготовке к ЕГЭ»...

Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средство формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения

Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности, т.е. в их ориентации на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к ест...