Раннее обучение ИЯ (из опыта работы)
статья
Обучение в раннем возрасте иностранному языку вполне правомерно. При условии методически правильного организационного учебного процесса и учета психолого-физиологических особенностей детей данного возраста оно благоприятно сказывается на интеллектуальном и речевом развитии детей, позволяет заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannee_obuchenie_iya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Некипелова Лариса Иннокентьевна,
учитель английского языка МОУ Мало-Куналейская СОШ
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В 1993 году в Малокуналейской средней школе начался эксперимент по раннему обучению английскому языку в детском саду и начальных классах школы.
Я, придя в этом году работать в МКСШ, со своими коллегами учителями иностранного языка с энтузиазмом взялась за начатое дело. Мне доверили в то время первый класс, с которым мы и начали изучать английский язык.
Вопрос о том, нужно ли, можно ли обучать детей раннего возраста иностранному языку, давно уже решен положительно на практике.
Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, и дисциплину, делает ребенка более активным, самостоятельным; приучает его к коллективным формам работы, пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически.
Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей талантливых, способных к языкам и подготовить их к дальнейшему изучению иностранного языка в средних и старших классах.
Со своим первым набором детей 1го класса я начинала работу по УМК « English – 1» Негневицкой Е.И. с опорой на родной язык, затем стали работать по УМК « Enjoy English» автор М.З. Биболетова и др. Этот УМК оснащен рабочей тетрадью, кассетами, проверочными тестами и т.д. Он позволяет эффективно строить работу по изучению иностранного языка и дает хорошие результаты.
В начале курса обучения проводится диагностика по выявлению уровня развития языковых способностей, развития речи, памяти, логического мышления, концентрации внимания. Данные диагностики в дальнейшем учитываются при подборе материала, ситуации общения, построения урока. В зависимости от уровня развития детей варьируется количество лексического материала, количество часов, отведенных на ту или иную тему, методы и приемы работы.
По мере возможности осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, что дает возможность детям с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно.
За все эти годы работы я сделала 5 наборов первых – вторых классов (сейчас мы начинаем изучение иностранного языка со 2го класса). Самым результативным был выпуск 2006 года. С этим выпуском начала работать со 2го класса.
Языковые способности к языку были обнаружены у всех 10. У каждого из них были развита память, внимание, логическое мышление по-своему. На протяжении всех лет старалась, чтобы у всех ребят сохранилась соответствующая установка, высокий уровень мотивации учения иностранного языка с которым они пришли ко мне. И на выходе мы имели следующие результаты: оценку «5» - имеют 5 учащихся; оценку «4» - 3 человека; оценку «3» - 2 человека.
Особых результатов достигли четверо, которые успешно сдали английский язык на итоговой аттестации .Это :
1.Паргачевский Андрей – призер районной олимпиады 2005 г. – 3 место;
2006 г. – 2 место;
Награжден серебряной медалью. Обладатель диплома 3 степени республиканской научно-практической конференции по лексикологии 2005 г. В данное время является студентом Томского государственного университета, института иностранных языков.
2. Казакова Любовь – золотая медаль; студентка ТУСУРа
3. Осколков Роман – серебряная медаль; студент ТУСУРа.
4. Митапов Анатолий – серебряная медаль; технологический колледж города Улан-Удэ.В данный момент является студентом БГСХА.
Ребята этого класса активно принимали участие в неделях иностранного языка, в олимпиадах, в брейн-рингах, в фонетических конкурсах, в которых непременно становились победителями и призерами. В чем кроется секрет такого результата?
Считаю, что хорошо была заложена основа, фундамент изучения иностранного языка на начальном этапе.
Как же необходимо строить работу на этом этапе?
Во-первых, нужно четко знать и учитывать возрастные особенности детей.
Обучая иностранному языку, мы стремились найти такие виды работы с детьми , которые соответствовали бы возрастным особенностям наших воспитанников, позволяли решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Нами используются следующие приемы обучения:
- Работа с игрушкой, картинкой;
- Разучивание стихов;
- Разучивание песенок, хоровое и сольное пение;
- Инсценирование коротких рассказов, песенок, стихов;
- Физкультминутки;
- Танцы;
- Рисование;
- Вырезание;
- Игра в куклы;
- Подвижные игры;
- Игры творческие и спокойные;
- Дидактические игры;
- Музыкальные игры;
- Игра в сказку;
- Ролевые игры.
Конечно, основным приемом обучения является игра. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания. Занятия детей строится так, чтобы атмосфера игры царила у них с первой и до последней минуты. Не нужно бояться того, что «слишком много» играющие дети не научатся серьезности и ответственности. Ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от реального и переносит умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность.
Деятельность детей на занятии иностранного языка должна быть обязательно разнообразной, эмоционально окрашенной, наглядной, игровой.
Постоянно нужно помнить о том, что в работе с малышами нет мелочей. Волшебная палочка, оживляющая предметы, игрушки, картинки, жетоны – мелочь, но какой восторг вызывает все это у малышей. И речевые образцы, и стишки, пословицы запоминаются быстрее и прочнее.
При составлении сценария занятия стараюсь использовать реальные события, взятые из школьной жизни: день рождения, праздники и т.д.
Из урока исключаю формальности:
- ученики, входя в кабинет, здороваются и прощаются со мной по-английски. Каждому ученику предоставляется свобода в выборе любого речевого штампа, каждый может проявить свой вкус, свою индивидуальность( Good morning, my teacher! How do you do? Glad to meet you! How are you, my teacher?)
- Мы исключаем традиционную ситуацию «Я забыл дома…..», не теряем драгоценное время урока на выяснение; ведь все равно забытый предмет не появится. Лучше организовать бюро добрых услуг, где можно взять на урок ручку, карандаш, линейку или тетрадь.
- У нас нет традиционного рапорта дежурного. Дети непосредственно участвуют в построении урока, поэтому каждый из них еще до начала урока старается помочь в подготовке к уроку. Все это позволяет избежать конфликтных ситуации во взаимоотношениях учителя и учеников, при этом устраняется барьер между ними, исчезает официальность в отношениях, появляется непринужденность.
Детям младшего школьного возраста трудно в школе. Им сложно подчинять себя новым правилам. Одно из самых трудных для них – сидеть тихо. Поэтому в ситуации урока включаем физкультминутки, подвижные игры, музыкальные паузы с ритмическими движениями. Двигательная активность помогает раскрепостить ребенка, снять его зажатость, скованность. Повышается работоспособность, уровень познавательной деятельности, психической активности.
Особое внимание уделяю наглядности. Так как мышление у детей младшего школьного возраста конкретное, наглядно-действенное, то подбираю яркий, выразительный, красочный, забавный, с элементами юмора иллюстрационный материал. Используем фотографии, когда проходим тему « My family» вырезки из альбомов, пособий, журналов. Здесь очень популярен метод коллажирования.
Сценарии уроков составляю так, чтобы малыши были непосредственными участниками всего происходящего на уроке .Дети с большим желанием работают на фонзарядке, когда к ним в гости приходит Mr Tongue (язычок) , они с большим желанием приходят на помощь гному Джерри, расставляют транскрипционные значки к подаркам в день рождения какого-нибудь сказочного персонажа, а потом отправляются к нему в гости, помогают озвучить сказку и т.д.
Существенную роль при изучении иностранного языка играет слово. Если я показываю предметы и называю их по-английски, то слова лучше запоминаются. Поэтому первоначальную презентацию лексики провожу с помощью игрушек, забавных и достаточно больших по размеру. Ребенок обязательно должен потрогать новую игрушку, произвести какие-либо действия с ней: «купить» в магазине, взять в гости, позаниматься зарядкой, сводить в школу, нарисовать. Чем труднее слово, тем более запоминающейся, яркой, наглядной должна быть его презентация.
Знания психологических особенностей детей и особенности их памяти помогает избежать возможных конфликтов, трудностей, связанных с проведением занятий ( при распределении ролей в сказках, в ролевых играх, на соревнования, утренниках). При работе в парах обязательно слежу, чтобы их состав постоянно менялся. Даже если занятия проводится за партами, выбор партнера у детей свободный. Я считаю, что малышам трудно постоянно подчинять свою волю школьным правилам и когда это возможно, предоставляю им свободу выбора. Однако не всегда стоит объединять детей, выразивших желание работать вместе, высказывают желание те ребята , которые дружат. Совместная работа в парах, группах выполнение общего задания – это для них, прежде всего возможность продолжить приятные отношения, не сосредотачивая свое внимание на учебном материале. Поэтому при подборе пар или групп я учитываю и такие факторы, включаются ли дети в совместную работу, возникает ли у них учебное взаимодействие. В паре один ученик должен быть посильнее, чтобы оказать помощь, если потребуется, группы-соперники равны по своей подготовке в языке; более подготовленных учеников назначаю консультантами для работы с детьми, пропустившими занятия.
В работе с ребятами постоянно приходится искать новые формы работы, содержащие элементы новизны, занимательности, стимулирующие интерес к занятиям, стремления к знаниям. Так постепенно формируется личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить и созидать.
Поддерживать интерес к английскому языку позволяют уроки-праздники, уроки-утренники, уроки-презентации, соревнования и др.
Особым видом работы по формированию у младших школьников адекватного уровня притязаний и самооценки являются обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует лишь в том, случае, когда ученик воспринимает задание как достаточно трудное и поощрение учителя он рассматривает как высокую оценку своих возможностей способностей. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи ученика не с учениками класса, их успехами, а с его прежними результатами.
Каждый из нас в процессе работы определяет для себя ряд правил, которых он придерживается в своей педагогической практике.
Приведу свои правила:
- Оставляю плохое настроение за порогом класса, стараюсь быть на уроке в хорошем настроении.
- Обращаюсь к ребенку всегда по имени. Это фиксирует личный характер общения, придает ему непосредственность.
- Не лишаю ребенка радости открытия, поиска, не даю ему готовых выводов, правил, где это возможно.
- Не скуплюсь на похвалу.
- Не забываю про улыбку. Это знак дружелюбия, готовности к общению, открытости. Улыбка может растопить лед самого сильного недоверия.
Если учитель не безразличен к своим ученикам и щедро готов поделиться с ними своими знаниями, если урок для него – непросто прохождение материала, то он будет вдумчиво, творчески искать все, что оживит урок, сделает его увлекательным , интересным и познавательным для детей.
Все это обусловило меня к написанию образовательной программы для детей младшего школьного возраста «Английский язык для начинающих».
Выводы:
Обучение в раннем возрасте иностранному языку вполне правомерно. При условии методически правильного организационного учебного процесса и учета психолого-физиологических особенностей детей данного возраста оно благоприятно сказывается на интеллектуальном и речевом развитии детей, позволяет заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе.
Полученные результаты показали, что в результате использования данной методики у детей значительно обогащается словарный запас, активизируется монологическая и диалогическая работа, совершенствуется произношение иностранных слов, развивается память, речемыслительные способности, развивается коммуникативность, а главное сохраняется высокий уровень мотивации изучения иностранного языка вплоть до окончания школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Компетентностный подход в обучении математике.Из опыта работы"
Компетентностный подход при обучении математике...
Обучение чтению ( из опыта работы по УМК В. П, Кузовлева
Тема моей работы "«Особенности обучения чтению учащихся в школе III вида на уроках иностранного языка» В данной работе я проанализировали теоретические основы обучения чтению на иностранном языке...
Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"
Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...
Дифференцированный подход в обучении математике (из опыта работы)
Я хочу остановиться на «разноуровневых учебных заданиях», которые я применяю на своих уроках. Так как возможности учащихся объективно различны, то и «учебные задания» должны соответствовать возможност...
Использование кабинета технологии в учебно-воспитательном процессе обучения. СанПины Из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны.
Учебный кабинет - учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебная, факультативная и внек...
Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).
Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....
Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)
Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...