технологическая карта урока английского языка
учебно-методическое пособие по английскому языку на тему
Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaja_karta_uroka_inostrannogo_jazyka.pptx | 486.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологическая основа ФГОС нового поколения Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Организация учебного процесса должна обеспечивать школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Технологическая карта урока Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным прежде всего для развивающего образования.
Технологическая карта урока Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления
Технологическая карта урока Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока.)
Технологическая карта урока Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части.
Реализация в технологической карте урока специфики педагогической деятельности Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
Деятельность Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
Структура технологической карты В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность : тщательного планирования каждого этапа деятельности максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Современные тенденции проектирования технологических карт урока В настоящий момент унифицированной, устоявшейся формы ТКУ пока не существует Б ыли выявлены следующие тенденции в планировании учителями урочной деятельности: популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.
Современные тенденции проектирования технологических карт урока Структура карты может содержать блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами достижимо); организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции) Однако моноструктурная карта для учителя-практика является более оптимальной – как по времени, так и по усилиям, необходимым для ее составления
Соответствие структуры технологической карты урока требованиям ФГОС В условиях введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися планируемых образовательных результатов: Личностных Предметных М етапредметных , сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Соответствие структуры технологической карты урока требованиям ФГОС Всё это порождает ряд требований как к содержанию , так и к форме организации образовательного процесса Для педагога становится актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость определяет структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.
Технологическая карта урока Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС включает следующие аспекты: Учебный предмет Класс Тема урока Тип урока Деятельность учителя
Технологическая карта урока Деятельность обучающихся: Познавательная (Осуществляемые действия; Формируемые способы деятельности ) Коммуникативная (Осуществляемые действия; Формируемые способы деятельности ) Регулятивная (Осуществляемые действия; Формируемые способы деятельности) Этапы урока
Технологическая карта урока Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на достижение конечного результата
Технологическая карта урока Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Параметры карты Такими параметрами могут быть этапы урока его цели содержание учебного материала методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
О собенности реализации содержания образования необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных ; новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий
Технологическая карта урока Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Этапы работы над технологической картой 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика
технологическая карта технологическая карта позволит: администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, осуществление необходимой методической помощи;
технологическая карта Позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
технологическая карта Позволит учителю: тщательно планировать каждый этап деятельности максимально полного отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату Способствует координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности
Технологическая карта урока Технологическая карта урока предоставляет педагогу возможность: Спланировать целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов; С вязать педагогические действия в последовательную цепь, которая не нарушает логику целостной деятельности; Создать систему действий и операций , нацеленную на достижение цели.
Технологическая карта урока Основной задачей технологической карты является необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при традиционном планировании уроков : планирование учителем преимущественно своей деятельности , а только потом деятельности учащихся
Технологическая карта урока В содержании технологической карты урока зафиксированы новые функции учителя, его новая педагогическая позиция: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
Составляющие технологической карты урока Инвариантный компонент технологической карты: им является графа «деятельность учителя». Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся вариативный компонент технологической карты урока иностранного языка
вариативный компонент технологической карты урока иностранного языка Вариативность – это возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС можно начинать проектирование, используя один или несколько модулей карты, затем перейти к проектированию целостного урока.
Технологическая карта урока иностранного языка Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов , и определили содержание модулей «Вид деятельности »
Технологическая карта урока иностранного языка ТКУ даёт возможность чётко вычленить: формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности; формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами; уровень сложности предлагаемых учителем учебно-познавательных или учебно-практических задач и благодаря этому дифференцировать процесс обучения.
Технологическая карта урока иностранного языка технологическая карта урока позволяет учителю Зафиксировать изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школьников к новым формам учебной деятельности, коммуникации с педагогом и сверстниками); качественное изменение формы индивидуальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету (вследствие возможности осуществления поэтапного контроля за формированием планируемых результатов образования);
Технологическая карта урока иностранного языка Позволяет фиксировать изменение роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, и становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия
Технологическая карта урока иностранного языка Позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД видимым и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности; оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).
Преимущества технологической карты урока иностранного языка Важным преимуществом карты является её универсальность, поскольку она может использоваться: для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход; для проектирования уроков в разных ступенях обучения; Может быть использована учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией ; Может быть использована как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования
3-модульная карта 3-модульная карта Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель _______________________________________________
3-модульная карта
3-модульная карта в трёхмодульном варианте карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных)
4-модульная карта 4-модульная карта Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
4-модульная карта
4-модульная карта К сожалению, до сегодняшнего дня не все авторы УМК дифференцировали содержание в соответствии с уровнями освоения учебного материала, как того требует ФГОС. Поэтому следующий пятимодульный вариант карты рекомендуется тем учителям, кто: выбрал УМК, где такая дифференциация реализована; чувствует себя опытным в идентификации и подборе заданий разного уровня сложности
5-модульная карта 5-модульная карта Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________
5-модульная карта
Р азвёрнутый коммуникативный модуль технологической карты урока иностранного языка Этап основного общего образования максимально эффективен для развития иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: языковой, речевой, социокультурной /межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Поэтому первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства , третьей — социокультурные знания и умения . Учитывая это обстоятельство и структуру коммуникативных универсальных учебных действий, учителю предлагается развёрнутый КМ
коммуникативный модуль Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель _______________________________________________
коммуникативный модуль
4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем
развёрнутый коммуникативный модуль
4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем
Технологическая карта урока горизонтальная структура технологической карты, предназначенная для фиксирования этапов урока, позволяет использовать карту как для проектирования комбинированного урока, так и для выстраивания уроков, представляющих собой, по сути, один этап — определённый способ деятельности (например, как в дидактических системах Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова, Школа 2100 и др .) В разных дидактических системах названия этих этапов-способов деятельности варьируются: урок целеполагания , урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урок отработки полученных умений и навыков и т. д.
Технологическая карта урока какую бы дидактическую систему учитель ни использовал, карта должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию, в которой учащиеся с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия; исследуют его, совершая разнообразные учебные действия; преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.
Л итература Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока // Директор школы. 2005 № 7 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская и др.; под.ред . А.Г. Асмолова . — М.: Просвещение, 2010 . Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. — 99 с . Логвинова И.М.. Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011 № 12 Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. — Витебск, 2006 . Планируемые результаты основного общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2011 Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по УМК Комаровой Ю.А. «Английский язык»
Тема урока: «Olympic Games» в 6 классе...
Технологическая карта уроков английского языка в 5 классе с углублённым изучением английского языка
Технологическая карта уроков английского языка в 5 классе с углублённым изучением английского языка по темам "Способности. Развитие умений употреблять модальные глаголы" и "Пишем электронные письма. Р...
Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока: «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...
Технологическая карта урока английского языка Учителя английского языка (1 квалификационной категории) МБОУ «Гимназия №6» Музафаровой Эльвиры Саетгараевны
Учебный предмет: английский языкКласс: 2В классУМК: Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на э...
Технологическая карта урока английского языка для 4 класса УМК: «Английский язык. Brilliant» автор Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт
Технологическая карта урока английского языка для 4 класса УМК: «Английский язык. Brilliant» автор Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт. Урок направлен на закрепление материала по теме "школьные...
Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения
Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Класс: 4 Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравнения прилагательных(Аt the Zoo?)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКласс: 4Учебник: Spotlight 4, Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский языкТема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке? Грамматика: степени сравн...