Экологическое воспитание учащихся в процессе внеурочной деятельности
статья по английскому языку (7, 8, 9 класс) по теме
"О, природа, застыну в молчании перед вечной твоей красатой.
Твои глуби, оттенки, звучания повторю ли я в песне простой ..."
Я. Ругоев
Проблемы экологии актуальны в современном мире. От подростающего поколения зависит каким будет будущее нашей планеты. Заниматься экологическим воспитанием нужно с самого раннего дейтства. В статье мною представлен практический опыт по работе над данной темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о экологическом воспитании школьников во внеурочной деятельности | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание учащихся в процессе внеурочной деятельности
«О, природа, застыну в молчанье перед вечной твоей красотой.
Твои глуби, оттенки, звучанья повторю ли я в песне простой…»
Я. Ругоев
Уже несколько лет я занимаюсь экологическим воспитанием учащихся средней общеобразовательной школы. В последнее время задумалось о том, что проблемы экологии должны рассматриваться не только в процессе учебной деятельности, но внеклассная работа дает возможность выйти за рамки урока, расширить и углубить тематику, заинтересованность учащихся, соединить изучение немецкого языка с проблемами защиты природы.
На сегодняшний день мы сталкиваемся со многими проблемами современности, в том числе экологические проблемы занимают одно из первых мест в круговороте жизни. Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.
В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых организмов, основу современных отношений человека и природы должен составлять глубоко нравственный принцип устойчивого развития.
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее же возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры. Уровень экологической культуры во многом определяется качеством экологического воспитания. Состояние же образования учащихся в области окружающей среды в нашей стране пока не соответствует международным требованиям, что вызывает серьезную озабоченность и тревогу общества. В решение задач экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время включаются образовательные учреждения разных уровней, начиная с детского сада, что позволяет осуществлять непрерывное экологическое воспитание.
Особое внимание к проблемам экологического образования учащихся можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой.
Действительно, уже является аксиомой, положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.
В результате исследований различных проблем экологического воспитания, проведенных в 80-90-е годы, были определены методологические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию.
Так, было доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы. На сегодняшний день особое внимание уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического воспитания в условиях обучения в учебных заведениях, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, природоохранной деятельности.
Проблема создания экологических практикумов и их внедрение в реальный учебно-воспитательный процесс до сих пор остается одной из самых неразработанных в современном мире. Попытки педагогов организовать практические внеклассные занятия с учащимися по изучению экологического состояния обитания наталкиваются на серьезные трудности, связанные с загруженностью детей и нехваткой времени, преодолеть которые самостоятельно не удается. В результате, не получая подкрепления во внеучебной практической деятельности учащихся, процесс формирования их экологической культуры становится неполноценным.
Именно поэтому важной работой считаю собственный поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы. С этой целью совместно с учащимися 9 «Г» класса 2011-2012 учебного года вели тетрадь – «Экологический вестник» (которая хранится в классе), куда помещали материалы как российских, так и зарубежных газет и журналов. Заметки читали в процессе уроков, а также на классных часах, обсуждали, проводили дискуссии и решали проблемы. В рамках экологического практикума в процессе проведения классных часов учащимися была подготовлена информация по ознакомлению с деятельностью природоохранных организаций «Гринпис», «Фонд охраны дикой природы», «Экологическое Содружество», «Экогруппы» и др. После ряда проведенных бесед, круглых столов, дискуссий стало ясно, что эта тема является довольно актуальной для учащихся школ, о чем свидетельствовало активное участие студентов в обсуждении существующих проблем экологии и нахождении их решения.
Список использованной литературы:
- журнал «Классный руководитель» № 3, 2006 год. С.77-80, 122-126
- журнал «Начальная школа» № 6, 1998 год. С. 43-45
- журнал «Учитель» № 4, 2000 год. С. 85-86
- журнал «Иностранные языки в школе» № 4, 1993 год. С. 66-67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...
Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...
Деятельность участников образовательного процесса в экологическом воспитании учащихся
1. При экологическом воспитании в процессе внеклассной работы для получения эффективных результатов необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные способности, в...
Из опыта работы:"Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"
Экология стала важнейшей проблемой для каждого из нас, для всего человечества в целом. Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников, научить их бережно относи...
Программа "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"
Приводится аннотация к программе "Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности"...
Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы
Статья "Гражданско-патриотичное воспитание учащихся в системе внеурочной деятельности школы" обобщает опыт работы по формированию нравственных ценностных ориентиров у учащ...
Статья - Экологическое воспитание учащихся в процессе обучения физике.
В данной статье рассказывается об экологическом воспитании учащихся на уроках физики....