«Пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка»
материал по английскому языку на тему

Зеленцова Наталья Ивановна

Доклад на методическом объединении предметов гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zel.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка»

Учитель английского языка

Зеленцова Наталья Ивановна

 

Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей является повышение эффективности урока, так как урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Именно на уроке учащиеся получают основную часть знаний, домашнему заданию отводится немаловажная, однако второстепенная роль. как основной формы обучения и воспитания учащихся. От умения учителя общаться с учениками на уроке зависит морально-психологический климат в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность предметом, настроение учителя и учащихся, их психическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития. Под общением психологи понимают сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание этого человека. Для того чтобы научиться эффективно общаться с учащимися, надо постоянно общаться с ними. Никакие тренинги не могут заменить живого общения с учениками, они могут лишь служить вспомогательным средством развития коммуникативных умений. Учитель должен стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, добиваться, чтобы они не только понимали, чего от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней или высказывали противоположную точку зрения, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать свое мнение и выступать полноправными партнерами по общению. Положительно изменить многое в отношении учащихся к мнению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока иностранного языка. Выбранная мной тема является весьма актуальной на сегодняшний день, ведь возможности и средства обучения современной школы стали куда разнообразней, а значит, стало тяжелее ответить на вопрос, как же добиться максимальной эффективности урока, какой прием, метод или подход лучше всего использовать в данной конкретной ситуации. К каждому ученику необходимо найти подход, заинтересовать его, нужно объединить группу, создать коллектив, воспитать в каждом ученике личность, не забывая при этом прививать детям любовь к иностранному языку. И существует большое количество средств, с помощью которых всё это легко осуществить. В своём докладе я постараюсь осветить наиболее популярные и эффективные приемы работы на уроке.      

Требования, предъявляемые к уроку иностранного языка сегодня

 Урок представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика. У каждого учителя со временем вырабатывается свой стиль, свои любимые приемы работы. Что хорошо для одного учителя, то не всегда может быть приемлемо для другого. Но что объединяет все хорошие уроки, так это грамотная методическая концепция. Без четкой методической концепции урок может превратиться в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений и заданий. Я постараюсь перечислить основные положения, которые определяют особенности урока, его структуру, логику и приемы работы. 

Индивидуализация.   Индивидуализация заключается в учете и использовании резервов личности обучаемых, их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе. У каждого человека может быть свое отношение к обсуждаемой теме. Хорошо, если учитель знает жизненные обстоятельства своих учеников и может их учесть при определении круга обсуждаемых проблем. Значит ли это, что надо «подстраиваться» под мировоззрение учеников, зачастую очень незрелое и ошибочное? Отнюдь нет. Обучение иностранному языку, как и обучение в целом, прежде всего, призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в обществе, правильно понимать динамику его развития и нормы человеческого общения. Учитывая сложившиеся стереотипы своих учеников, учитель может повлиять на их преодоление, способствовать большей социальной зрелости, умению принять иную точку зрения, стать терпимее или, наоборот, активнее и критичнее. Как же обеспечить индивидуализацию урока? Вот несколько возможных вариантов:

  • При планировании темы отобрать те проблемы, которые наиболее актуальны для данной группы, для контекста их деятельности, соответствуют уровню понимания и знаний учащихся.
  • Использовать задания открытого типа, высокого уровня проблемности, такие, где есть возможность выразить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечить столкновение мнений, дискуссию.
  • Использовать различный жизненный опыт учащихся, их интересы и увлечения при организации обсуждения, возможно, планируя опрос для конкретных учеников.
  • Использовать индивидуальные домашние задания, давая возможность ученикам проявить себя наилучшим образом, раскрыть свои знания, поделиться опытом, и даже удивить товарищей и изменить их отношение к себе.
  • Учитывать социальный статус различных учеников и корректировать взаимодействие учащихся в том случае, если поведенческие модели формируют определенные комплексы, как у самого ученика, так и у всей группы по отношению к нему.
  • Учитывать реальный уровень обученности по предмету, сформированность речевых и языковых навыков. В случае отставания от программы или ее опережения внести необходимые поправки в планирование цикла уроков и всего курса.
  • Использовать различные режимы и формы работы на уроке, обращая особое внимание на формирование групп, пар, распределение ролей и т.д.

Речевая направленность урока.  Хороший урок иностранного языка идет на языке, но это не урок о языке. Безусловно, могут быть уроки, ориентированные на формирование чисто языковых знаний, но если речь идет о формировании коммуникативной компетенции, то такие уроки скорее будут исключением, чем правилом. Ведь даже если это урок формирования лексических и грамматических навыков, нас интересует не уровень знания, а уровень умения применить эти знания в реальном общении. К сожалению, эти два уровня не всегда пересекаются. Нередко на уроке предложения не имеют практической речевой ценности. Их механическое повторение и даже определенные трансформации по образцу не способствуют подготовке учащихся к общению, остаются чем-то аморфным, громоздким и малоэффективным. 

Ситуативность На уроке бывают различные ситуации общения, но их можно условно подразделить на три основные группы: реальные, проблемные и условные.

Реальные ситуации на уроке ограничены ролями учителя и учеников, а значит, и не столь многочисленны. В основном они касаются опозданий, выполнения или невыполнения домашнего задания, самочувствия и просьб, связанных с классным обиходом.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения или по крайней мере две взаимоисключающие друг друга. Это столкновение двух разных точек зрения, двух разных видений подталкивает человека к тому, чтобы в этой ситуации начать самому конструировать и реконструировать имеющееся знание. Проблемные ситуации, как правило, создаются учителем. Однако не все учителя могут сразу придумать интересные проблемные вопросы. Необходимо достаточно тщательно планировать урок и очень внимательно относиться к формулировке заданий. Условные ситуации могут лучше всего моделировать реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведения. При этом условные ситуации не так просто создать на уроке, как, например, проблемные. Чтобы создать условную ситуацию, нужно:

  • Представить себе подобную ситуацию в реальном общении;
  • Определить место и время данной ситуации;
  • Определить партнеров по общению и их характеры;
  • Определить цель общения;
  • Довести эту цель до учащихся.

Функциональность.

 Основные речевые функции:

  • Передать информацию;
  • Запросить информацию;
  • Извиниться,
  • Похвалить/поругать;
  • Сравнить/противопоставить;
  • Пригласить кого-либо куда-либо;
  • Выразить свою позицию по данной проблеме.

В жизни разные тексты читаются с разной целью:

  • Узнать новое;
  • Ответить на поставленный вопрос;
  • Получить тему для обсуждения;
  • Понять общий смысл.

Следовательно, на уроке тексты не надо чрезмерно и неоправданно видоизменять, иначе можно утратить смысл всей деятельности.

 Выводы:

  1. У каждого учителя со временем вырабатывается свой индивидуальный стиль преподавания, что хорошо для одного учителя, может оказаться неприемлемым для другого.
  2. На уроках очень важна индивидуализация, постановка проблемных вопросов и ситуаций, оригинальные решения заданных проблем.
  3. В обучении иностранному языку большое значение имеет функциональность и речевая направленность урока, это даст более прочные знания и возможность применения иностранного языка в широком кругу различных видов деятельности.

    Список используемой литературы:

  1. Алхазишвили А.А. Основы владения устной иноязычной речью. - М, 2002.- 125с.
  2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1999. – 242 с.
  3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., Уч. зап. НГПИИЯ, 2001. – 198 с.
  4. Бадмаева Н.Ц. Мотивационные факторы повышения интеллектуального и творческого потенциала учащихся / Н.Ц. Бадмаева, Л.Ф.Алексеева // Философия образования. – Новосибирск, 2005. № 1 (12). –С.209-212.
  5. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
  6. Кукушина В.С. Педагогические технологии .- Ростов на Дону: МАРТ, 2002.- 215 с.
  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1998. — 208 с.
  8. Интернет-ресурсы:
  1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе. – 2008, №2.

festival.1september.ru/articles/607442 pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4595 cat.yarstud.ru/work/39378/Problemnoe-obuchenie-na-urokax pedsovet.su/load/116-1-0-7009 http://www.pedlib.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как фактор повышения качества обучения на уроках английского языка.

Преподаватели начального профобразования, используя нестандартные подходы в обучении, желают заинтересовать учебной дисциплиной, увлечь обучающихся будущей профессией, воспитать у них самостоятельност...

Пути повышения эффективности обучения иностранному языку

В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам, анализируется значимость организации учебного процесса и учебного материала для эффективного обучения, описываю...

Технология развития критического мышления, как способ эффективного обучения на уроках английского языка

Ускоренное совершенствование образовательного пространства усилило интерес и к изучению иностранных языков, став одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В соответствии с ...

Использование технологии веб-квестов для повышения мотивации обучения на уроках английского языка.

В данной статье автор рассматривает приемы использования технологии веб-квестов для повышения мотивации обучения на уроках английского языка.....

«Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения на уроках английского языка»

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативных навыков обучающихся, их подготовки к жизненным ситуациям в быстро меняющемся информационном обществ...

Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"

В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....