Основные проблемы обучения английскому языку как второму иностранному
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Конкурс "Педагогические надежды" II этап, г. Санкт-Петербург, 2016г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_obucheniya_angliyskomu_yazyku.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешите еще раз представиться: меня зовут Валентина Альбертовна Шакалова, я учитель английского языка в гимназии №271. Особенностью данного учреждения является многолетнее изучение английского языка как второго иностранного, поскольку гимназическое образование предусматривает обязательное изучение 2-х языков. Благодаря этому, образование является не только многоязычным, но и вместе с тем поликультурным, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого языка.
За весь курс обучения первому иностранному языку учащиеся должны достичь уровня В1, В2 по европейской шкале, и уровня А2, В1 в изучении второго иностранного языка. И нам это удается.
В настоящий момент в соответствии с ФГОС вводится обязательное обучение двум иностранным языкам во всех образовательных учреждениях, и учебные заведения стоят перед выбором, какой язык выбрать первым, а какой вторым. Данная проблема порождает много других проблем, а именно таких как нехватка кадров, социокультурный компонент, согласие родителей. Я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос, который стоит наиболее остро перед учителями иностранного языка. А именно, на проблему выбора учебно-методического комплекса.
Дело в том, что обучение второму иностранному языку имеет отличительные особенности содержания, возможной структуры УМК, организации процесса обучения, способов подачи материала. Но так как до сих пор не существует учебника английского языка с грифом «2-й иностранный язык» и созданного для учащихся 10-11 лет, мы используем учебно-методический комплекс, предназначенный для изучения первого языка.
Будучи молодым учителем, я понимаю, что предложенный ФГОС учебно-методический комплекс Афанасьевой, Михеевой не совсем подходит для изучения английского языка как второго иностранного. И я была удовлетворена тем, что на Всероссийской научной конференции, которая проходила на базе нашей гимназии, данная проблема стояла очень остро.
Министерством образования предложены разные учебно-методические комплексы, но, если соотнести конечные результаты обученности и требования, то нетрудно заметить, что содержание учебника не выполняет поставленных целей и задач в обучении иностранному языку: коммуникативная грамотность, грамматика, фонетика.
Как я сказала ранее, специализированного учебника и УМК для второго иностранного языка нет, но, тем не менее, задачи подготовки учащихся к итоговой аттестации такие же как и у первого. И в настоящий момент я не могу достичь предполагаемого результата. Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а также развить коммуникативный навык учащихся.
Я использую Учебно-методический комплекс, созданный специалистами в области преподавания английского языка О. В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Данный УМК включает в себя учебник, две рабочие тетради, аудиоприложение, книгу для учителя и методическое пособие. Надо сказать, что учебник соответствует требованиям основного общего образования, но тем не менее, он не совсем подходит для достижения поставленных ФГОС целей, ибо задания построены на основе грамматико-переводного метода. И для создания социокультурного компонента необходимо дополнять урок «свежим», актуальным языком и аутентичными материалами, которых данный учебник не имеет.
Довольно сложно, также, подготовить учащихся к сдаче экзаменов по этому учебнику. Например, в 8 классе есть целый раздел, посвященный сложному грамматическому времени, которое не встречается в контрольно-измерительных материалах. Данное время в английском языке уже давно заменяется другим, более простым.
Или другой пример: каждый урок включает в себя слишком много грамматических правил, лексики и языковых нюансов и слишком мало упражнений для отработки. Весь этот объем просто невозможно изучить за два часа в неделю, и что еще более важно, использовать его на практике.
Конечно, издательство Дрофа активно работает над созданием электронного дополнения к учебникам, но все же я думаю, что наиболее эффективно было бы изучать иностранный язык с добавлением материалов из учебников, изданных в стране изучаемого языка.
У меня есть опыт работы с подобными учебно-методическими комплексами, которые созданы по коммуникативным технологиям. Они включают в себя не только учебник и рабочую тетрадь, а также видео, аудио материалы, сайт с дополнительными заданиями. Данный комплекс интерактивен, и формирует все необходимые компетенции.
Федеральным образовательным стандартом запрещен полный переход на зарубежные учебники. Чтобы разнообразить урок, подготовить учащихся к экзамену, да и просто научить их общаться на иностранном языке, приходится дополнять занятия упражнениями и лексикой, предложенными оригинальными учебниками. Несмотря на то, что учебники, изданные в стране изучаемого языка очень актуальны, не всегда есть возможность их использовать на уроке. Лексика и грамматика не соответствуют содержанию учебников, предложенных ФГОС, далеко не все родители дают согласие на покупку данных учебно-методических комплексов.
Таким образом, я могу выделить две основные проблемы в обучении английскому языку как второму иностранному: отсутствие адекватного учебно-методического комплекса и условий правового порядка использовать дополнительные издания страны изучаемого языка. Это проблема стоит не только перед отдельным учителем. Данная проблема стоит перед всем сообществом учителей иностранного языка, как первого, так и второго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе
В статье поднимается вопрос о проблемах и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....
Проблемы изучения английского языка как второго иностранного языка в школе
В статье поднимается вопрос о проблемах и основных направлениях изучения английского языка как второго иностранного языка в школе....
Рабочая программа учебного предмета английский язык как второй иностранный (второй год обучения)
Настоящая рабочая программа по английскому языку разработана на основе авторской программы курса «Нью инглиш файл элементарный уровень, 3-е издание» (“New English File Elementary third edition”), авто...
Возможности использования дистанционного метода обучения при обучении английского языка как второго иностранного.
Плюсы использования дистанционного обучения, использование лаборатории MyGrammarLab....
Итоговая контрольная работа по английскому языку для учащихся, изучающих английский язык как второй иностранный. Третий год обучения.
Итоговая контрольная работа по английскому языку для учащихся, изучающих английский язык как второй иностранный. Третий год обучения....
Рабочая программа по английскому языку, как второму иностранному. Афанасьева О. В., Михеева И. В. 6 класс, второй обучения.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 урока в неделю, полностью соответствует Авторской программе...