Метапредметный урок
методическая разработка по английскому языку на тему
Что же такое метапредметный урок и как его организовать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_metapredmetnyy_urok.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар на тему: «Метапредметный урок».
составила: Леонгард Н.А.
МБОУ «Лицей №89»
Современные тенденции в образовании диктуют необходимость перехода на новые формы в обучении. Задача современной школы заключается в подготовке человека думающего, не просто получающего знания, но и способного пользоваться ими в жизни. Решению данной задачи способствует метапредметный подход к обучению.
Метапредметный подход – такая организация деятельности учащихся, которая учит способам использования знаний, в том числе и в реальной жизни.
Метапредметная деятельность – деятельность над пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с предметной единицей: понятием, схемой, моделью, а также связана с жизненными ситуациями.
Таким образом перед учителем встает вопрос о том, как сделать урок метапредметным.
Во-первых, в основе метапредметного урока стоит какой- либо метапредмет:
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности. Ю.В. Громыко выдвинул гипотезу о наличии в процессах мыследеятельности четырех базисных организованностей – знаний, знаков, задач и проблем. Они создают целостность образовательного процесса: т.е. знания существуют в различных знаковых формах, которые используются при решении конкретных проблем, задач.
В процессе изучения метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они выражают с помощью схем большой объем информации. На метапредмете «Задача» обучающиеся учатся использовать разнообразные способы решения разных типов задач. Метапредмет «Знание» развивает способность работать с понятиями, системой знаний. В рамках данного метапредмета используется техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники учатся выделять границу незнаемого в том, что они уже знают.
Обучение метапредмета «Проблема» строится на групповой работе учащихся, в ходе которой сталкиваются разные точки зрения по проблемной ситуации. В процессе обсуждения школьники развивают коммуникативную способность, толерантность к мнению сверстников.
Во-вторых, метапредметный урок должен отображать метапредметные результаты. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Они предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной, социальной практике, способность планирования и организации учебной деятельности. Например, умение ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности, выбор наиболее эффективных способы решения учебных задач, владение основами самоконтроля, самооценки, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, делать выводы, осуществлять смысловое чтение, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами, формирование развитие экологического мышления, умение применять его на практике
При подготовке к уроку учитель в первую очередь ставит цель: образовательную, т.е. по предмету: формирующую у учащихся конкретные знания, способность применять эти знания продуктивно: расширение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи и др., а также деятельностную, творческую: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные результаты предполагают формирование ценностно-смысловой позиции.
Если говорить про тип урока, то это урок-открытие нового знания.
Особенности метапредметного урока:
-Это интегрированное занятие.
-Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
-Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
-Основой метапредметного урока является образовательная ситуация: возникает ключевая проблема, которая носит метапредметный характер.
-Педагог заранее отбирает культурно-исторические аналоги, которые будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.
-Работа учащихся представляется в виде наглядного продукта, поэтому заранее необходимо продумать конкретный предвосхищаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики за время занятия.
Этапы метапредметного занятия (Разработка образовательной ситуации урока).
Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников, целью которой является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) благодаря специально организованной деятельности педагога, который проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности и сопровождает образовательное движение учеников (А. Попов).
Первый этап-это мотивация к учебной деятельности (Инициирование процесса познания).
Предполагаемая тема излагается вначале самими учениками на уровне прогнозирования. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.
Второй этап – актуализация и пробное учебное действие.
Сравнение желаемой версии с созданным образовательным продуктом учениками. Учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики, исходя из своего личного опыта, представлений или знаний.
Четвертый этап-открытие нового знания (Поиск методов разрешения проблемы).
Пятый этап- Закрепление и включение в систему знаний (Трансформация незнания в метазнание).
Учащимися устанавливаются границы применимости новых знаний.
В результате дети сравнивают свои предварительные версии. Происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.
Шестой этап - рефлексия и домашнее задание.
Осуществляются самоконтроль и оценка результатов. На рефлексивном этапе каждый ученик говорит о том, что он переосмыслил, чтобы хотел изучить дополнительно. Каждым ученик осознает свою роль в коллективной работе, трудности, способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит оценка собственного образовательного продукта.
Использование метапредметных методов – особого вида когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской): метод образного видения, метод графических ассоциаций, гипотез, метод сравнений, эвристических бесед, метод вживания, метод наблюдений, метод проб и ошибок, эксперимент, моделирование, метод погружения.
Формы урока: образовательные экспедиции, метапредметные олимпиады, организационно – деятельностные игры, проекты, сетевые проекты, мастерские, тренинги, метапредметный урок, Веб-квест, урок-кейс.
Таким образом, метапредметный урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой ученики-деятельностные мыслители, первооткрыватели, активные участники образовательного процесса, в основе такого урока лежит метапредмет, а результатом урока является развитие УУД, которые учащиеся могут использовать как в образовательном пространстве, так и в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метапредметный урок по биологии "Функции эндокринных желёз" (ХАОС и ПОРЯДОК)
Конспект и презентация метапредметного урока по биологии 8 класс "Функции эндокринных желёз"...
Метапредметный урок в 8 классе
Урок литературы в 8 классе. Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова...
Метапредметный урок в 9 классе по теме " Функциональные зависимости и их применение"
Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме " Свойства функций. Квадратичная функция", реально отражающий учебный план и оптимально с...
Метапредметный урок. Продукты питания и здоровье. 9 класс.
Метапредметный урок (физика, химия, экология, география). Исследовательская работа....
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный урок по истории и информатике «Урок Победы. Боевой подвиг наших земляков»
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать ...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...