Опыт применения электронно-компьютерных ресурсов в образовательном процессе
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Денисова Анастасия Александровна

С внедрением в образовательный процесс Федерального государственного стандарта общего образования души многих учителей бередит проблема, связанная с внедрением в образовательный процесс компьютерных и электронных технологий.  

Уверена, что каждый заметил и ощутил на себе, как бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие современного общества. Современное развитое информационное общество сегодня широко применяет информационно-коммуникационные технологии в разных сферах своей жизнедеятельности: производстве, промышленности и в других сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании, таким образом, непосредственно влияя на его участников – на школу (т.е. нас, учителей, педагогов), учащихся и их родителей.

Теперь большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает тот мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров. Существенно изменяется и характер любимой практической деятельности каждого ребенка - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

А школа – это тоже ведь часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массы информации.

В этой связи я считаю, что современные информационные технологии в сочетании с традиционными методами обучения могут помочь учителю в решении этой непростой задачи. И в своём сообщении я бы хотела, вникая в суть проблемы, рассказать и показать, как я это применяю в своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ispolzovaniya.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения электронно-компьютерных ресурсов

в образовательном

процессе

Денисова А.А.

учитель английского языка

МБОУ «СОШ» с. Визинга

https://drive.google.com/open?id=0B-8FRFg6kMtZSGFCM1pjZEtVZVU

2015-2016гг.

С внедрением в образовательный процесс Федерального государственного стандарта общего образования души многих учителей бередит проблема, связанная с внедрением в образовательный процесс компьютерных и электронных технологий.  

Уверена, что каждый заметил и ощутил на себе, как бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие современного общества. Современное развитое информационное общество сегодня широко применяет информационно-коммуникационные технологии в разных сферах своей жизнедеятельности: производстве, промышленности и в других сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании, таким образом, непосредственно влияя на его участников – на школу (т.е. нас, учителей, педагогов), учащихся и их родителей.

Теперь большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает тот мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров. Существенно изменяется и характер любимой практической деятельности каждого ребенка - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

А школа – это тоже ведь часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массы информации.

В этой связи я считаю, что современные информационные технологии в сочетании с традиционными методами обучения могут помочь учителю в решении этой непростой задачи. И в своём сообщении я бы хотела, вникая в суть проблемы, рассказать и показать, как я это применяю в своей педагогической деятельности.

В своей деятельности обычно всё, что мы собираемся применить к детям или с детьми, мы тщательно взвешиваем. Потому как, так или иначе, ничего совершенного нет, и всегда мы выделяем для себя плюсы и минусы в работе с чем-то новым. Разделитесь на группы и составьте карту-кластер о: Группа 1 - приемуществах и Группа 2 - недостатках использования ИКТ в образовательном процессе. Представьте ваши решения. Посмотрим, насколько они изменятся впоследствии.

Итак, на сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

 – это технологии, основная задача которых заключается в обеспечении фиксации информации, ее обработки, передачи, распространении и раскрытии,

- это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино- ),

-  это методы и программно-технологические средства, которые позволяют в значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации, призваны экономить много времени, труда и материальную базу и предоставляют человеку дополнительные возможности для формирования и развития его информационной компетенции.
      Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения всё-таки составляет информация и ее преобразование. Поэтому  думаю, что более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является
компьютерная технология.

Разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся – это образовательные средства компьютерной технологии.

Их можно классифицировать по ряду параметров:

а) По решаемым педагогическим задачам:

1.  средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

2.  средства практической подготовки (тренажеры);

3.   вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

4.  комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

б) По функциям в организации образовательного процесса:

1.  информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

2.  интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

3.  поисковые (реализуются через поисковые системы).

в) По типу информации: их можно назвать электронными и информационными ресурсами

1. с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, учебно-методические материалы);

2. с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, схемы, диаграммы);

3. с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений);

4.  с аудио- и видеоинформацией (видеоролики, видеоуроки, видео выступлений);

Возможностей применения ИКТ на различных этапах урока масса

различные образовательные средства ИКТ я применяю

- при подготовке к уроку (электронные копии УМК, доступные для учителей и учащихся, видеоинформация – уроки ресурсных центров например, серия Oxford Big Read, использование т.н. Worksheets - готовые разработки по лексическим, грамматическим темам, разработки для развития умений говорения в сопровождении аудио- и видеозаписей на http://busyteacher.org  , обучающая платформа TED );

-непосредственно на уроке, например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией и с визуальной, аудио- информацией я использую

  • при объяснении нового материала на уроке: я могу использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, аудио- и видеофрагменты, видеоролики, электронные энциклопедии или их скриншоты, электронные словари, установленные в компьютер, например, ABBY Lingvo как приложение к УМК English Кузовлева), таблицы и схемы, популярную нынче инфографику, обучающие мультимедийные программы ( интерактивная обучающая программа к УМК Enjoy English, обучающая программа http://starfall.com/), которые проектируются на большой экран.

  • эти же ресурсы могут включаться в объяснение темы на уроке (_демонстрация отрывка из мультфильма из серии LeapFrog. The letter Factory, , Baby Einstein: Baby's First Sounds,  видеоуроки по лингвострановедению, фрагмент выступления по теме, например, на платформе TED)

  • для закрепления усвоенных знаний – тренировочные упражнения с помощью различных сервисов – Chocolate, LearningApps, обучающего сериала Extra с заданиями, инфографику для стимулирования устной речи

- для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала - ссылки в учебниках на интернет ресурсы, на обучающие видеоролики

  • компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Вообще, применение на уроке компьютерных тестов позволяет мне, как учителю, за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

        В то время для  ученика же важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Сейчас меня радует то, что у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Как правило, интерфейс таких программ интуитивно понятен, и когда уже есть электронный вариант теста (набранный текст, подготовленные графики, рисунки), оформить тест можно в течение получаса.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) (например, я на своих уроках опробовала интерактивную систему тестирования Iren).

Здесь хочется привлечь ваше внимание к тому, что использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки к сдаче ЕГЭ.

Таким образом, на любом этапе возможно привлечение ИКТ, однако

Выделяют варианты уроков с использованием образовательных средств ИКТ.

Вариант 1. Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов. Самый наверное распространённый вариант.

На этапе подготовки к такому уроку мне обычно приходится анализировать электронные и информационные ресурсы, отбирать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации мне оказывает достаточно богатый каталог образовательных ресурсов, размещенный во всемирной сети Интернет.

Не часто можно найти готовую учебную программу (в связи  с отсутствием у нас пока еще электронных учебников), поэтому при подготовке собственных материалов к уроку для демонстрации в режиме электронной доски (один компьютер у учителя) мне удобнее всего создавать презентации.

Средство подготовки презентаций (самое распространенное - PowerPoint) - это мощный аппарат работы с текстом, диаграммами, таблицами. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу и др. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде. Кроме того, при необходимости, можно добавить гиперссылки на другие документы и программы. Например, введение и закрепление у учащихся 3 класса наречий many much  a lot of, игра на обобщение знаний по лексической теме Shopping и грамматической теме Past Simple и Past Progressive, семейная игра «Семейные посиделки» к мероприятию с родителями.

Другое средство – Camtasia Studio.

Но чтоб не превратить учащихся просто в пассивных поглотителей информации, порой целью моей работы в таком варианте становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов.

Создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, который позволяет формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности. Им грех не воспользоваться.

Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта. Возможен вариант, когда ученики разбиваются на несколько групп и каждая из групп готовит проект по отдельным аспектам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам.

В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации, буклета или видеоролика.

Например, проекты My family, My duties, Irregular verbs. 

Отличительными чертами проектной работы является то, что в процессе ее выполнения :

1)          осуществляется поиск информации в различных источниках, ее классификация и обработка;

2)          всё это непременно сопровождается приобретением специальных практических умений и навыков (сканирование иллюстраций, видеомонтаж, интеграция объектов из различных программ и т. д.),

3)         защита требует выработки у ребят навыков публичного общения,

4)         а работа в группе требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Такой вариант урока, на мой взгляд, тесно переплетается со следующим вариантом:

Вариант 2. Интегрирование урока с информатикой –

такой вариант мне знаком во внеурочной деятельности, которой я занимаюсь вот уже второй год.

Задачи такого занятия – отрабатывать учебный материал, используя ПК, и расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ПК. В рамках такой интеграции мы

  • создаём кроссворды различного вида – Word Search, Word Scramble – как приём при чтении текстов, произведений на английском языке,
  • создаём таблицы и схемы при изучении грамматических единиц (используем не только графический редактор Paint, но и другие электронные ресурсы);
  • учимся выполнять проектные работы (Microsoft PowerPoint), например, мини-исследование «Моё имя», проектная работа по глаголу to be (сказка), памятка Stay Healthy, оформленная в виде буклета ;
  • учить красиво и грамотно оформлять тексты (текстовый процессор Microsoft Word) например, стенгазета про писателей;

О ходе подобного урока хочется просто добавить, что при этом обучение иностранному языку переходит на качественно новый уровень использования компьютера, ведь для выполнения тестов или для работы с обучающими компьютерными программами достаточно уметь пользоваться мышкой и клавиатурой, а вот для выполнения задач по созданию видеоролика или информационного проспекта необходимо наряду со знанием темы детальное знание пользовательских программ.

Вариант 3. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

В моей деятельности такой вариант возможен только в случае, когда учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером – на моих уроках это бывает для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме, когда я  могу организовать промежуточное тестирование, решить головоломки или  кроссворды с применением полученных знаний.

Вариант 4. Самостоятельная работа учащихся с ЭИР

Этот вариант предполагает самостоятельную работу учащихся с электронными информационными ресурсами с помощью специальных обучающих систем, электронных приложений и сервисов. Чаще всего в моей практике это дистанционный вариант, необходимым условием для эффективного применения которого является доступ в Интернет.

Так, к примеру, с учащимися старших классов мы создаём совместные презентации (My friend`s trip abroad), совместные проектные работы (A good friend) с помощью сервиса Google презентации.

Следует отметить, что как ни странно в старших классах учащиеся не всегда были готовы выполнять подобные задания в силу своей компьютерной неосведомленности, неумения просто-напросто пользоваться компьютерной программой. Ведь при создании таких работ дети должны продемонстрировать умения выбирать, редактировать и организовывать в соответствии с планом нужную текстовую информацию, работать с графическими изображениями.

В дальнейшем в моих планах в работе со старшеклассниками и возможно учащимися среднего звена – обучение одному из популярных нынче видов совместной проектной деятельности с помощью создания интерактивных плакатов через сервис Глогстер (Glogster), который широко используется в образовательных целях во всем мире.

Такой вариант я нахожу подходящим для работы с детьми, к примеру, во время актированного дня или карантина. В таком случае у меня есть возможность предложить им просмотр видеоурока по теме, выполнение интерактивного тренировочного упражнения из одного из образовательных ресурсов, выполнение проверочной работы с помощью электронных сервисов Chocolate, LearningApps, выполнение контрольной работы через форму сервиса Google Формы.

Как и в случае использования компьютерных тестов на уроке, осуществление подобного дистанционного контроля знаний учащихся позволяет мне получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

Подобную работу я считаю приемлемым и необходимым  проводить не только с учащимися, но и с их родителями, и не только в качестве школьного учителя их ребенка, но и в качестве классного руководителя.

С этой целью мною был создан сайт, при помощи которого я могу поддерживать связь не только со всеми своими учащимися, но и своим классом и своими родителями. Как мне помогает сайт?

- упорядочивает поле деятельности;

- позволяет обеспечивать коллег, учащихся и родителей материалами к учебной деятельности;

- дублирует темы классных часов, внеклассных совместных мероприятий;

- отображает жизнь класса (фотогалерея, достижения)

- помогает ученикам через странички сайта получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам;

- проводить с детьми и родителями различные анкетирования, опросы;

- позволяет обеспечивать родителей дополнительными материалами и информацией по воспитанию учащихся.

Это – лишь некоторые из возможностей, которыми пользуюсь я, как учитель, на уроках и вне уроков по английскому языку. Хочу добавить, что привлечение в мою работу данной технологии мне очень симпатизирует, не смотря на недостатки, и я  собираюсь в дальнейшем продолжать внедрять её в свою работу по обучению английскому языку  и в свою работу классного руководителя.

Подводим итоги плюсов и минусов использования ИКТ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Для учителя математики важно знать и использовать в работе образовательные ресурсы....

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Некоторые аспекты применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Некоторые аспекты применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Материалы к докладу на конференции "Наука. Образование. карьера" - Уфа, 2014г....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...