Методический семинар к муниципальному этапу конкурса "Учитель года - 2017"
методическая разработка по английскому языку на тему
Содержит презентацию описания педагогического опыта учителя и пояснительную записку к данной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_k_munitsipalnomu_etapu_konkursa_uchitel_goda_-2017.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Давыдова
Анастасия
Вячеславовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Слайд №1. Уважаемые члены комиссии, разрешите представить вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 9 классов через использование УРС на уроках английского языка».
Построение курса обучения любому предмету при любой технологии предполагает решение двух основных задач – чему учить и как учить. Чему учить прописано в основной цели обучения иностранным языкам и согласно ФГОС – это формирование иноязычной коммуникативной компетенции. А вот как учить каждый педагог выбирает сам.
Слайд №2. Условия формирования личного вклада состоит из научно-исследовательских условий, где изучались труды таких ученых, как М.Л. Вайсбурд, А.Н. Шамов, М.А. Ариян и другие. Организационно-педагогические условия. Это активное участие в деятельности РМО и ШМО, в работе экспертных комиссий школьного и муниципального этапов Всероссийской Олимпиады Школьников по английскому языку и т.д. Методологические условия. Это изучение и освоение различных подходов в образовании, курсы повышения квалификации на базе НИРО в рамках введения и реализации ФГОС.
Слайд №3. Актуальностью личного вклада является использование разработанных УРС как средства развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Так как учащиеся стали чаще выбирать английский язык как предмет для сдачи экзамена по выбору (а в скором времени английский язык станет третьим обязательным предметом, который необходимо будет сдать для получения аттестата), то в своей деятельности учителя столкнулись с проблемой несоответствия используемых методов обучения с современными требованиями к овладению иностранным языком.
Слайд №4. Принимая во внимание то, что общение всегда ситуативно, мы остановились на ситуативном подходе при обучении говорению, избрав речевую ситуацию, как средство.
Но откуда, же взялись эти ситуации? Почему они используются в обучении? Причиной тому – популярное определение ситуации как совокупности обстоятельств, вызывающая необходимость обращения к речи в целях воздействия одного человека на других людей в процессе деятельности.
Возникает вопрос: в чем же заключается роль ситуации как средства развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся?
Ситуация способствует развитию механизма дискурсивности, механизма упреждения, механизма выбора, таких важнейших качеств как целенаправленность и самостоятельность.
Слайд №5. Исходя из всего вышесказанного, целью педагогической деятельности является создание условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через использование УРС на уроках английского языка. На основе этого, определены следующие задачи:
1. Определить требования, этапы создания и технологию использования УРС.
2. Проанализировать УМК на предмет использования в нем коммуникативных подходов обучения для формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Организовать устное общение на уроках английского языка посредством использования УРС.
Слайд №6. Отсюда ведущей педагогической идеей можно считать, что важнейшим инструментом формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции является организация устного речевого общения на уроках английского языка, через использование специально разработанных УРС в соответствии с представленной методикой.
Слайд №7. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования состоит из выделения составных частей УРС:
1) общие условия создания речевого высказывания, т.е. условия, в которых его предполагается явить — продемонстрировать;
2) лицо, от имени которого создается высказывание;
3) жанр речевого высказывания;
4) основная тема, содержание высказывания;
5) цель создания высказывания;
6) адресат высказывания;
7) предположительный объем речевого произведения.
Стоит подчеркнуть, что ситуация обладает определенными признаками, выявление которых способствует вскрытию факторов большой методической значимости.
Возникновение в нашем сознании связей между элементами ситуации обуславливается наличием этих элементов. Это могут быть реальные или воображаемые предметы, или явления, что является одним из признаков ситуации.
Второй признак – связи и зависимости между элементами. Процесс появления ситуации в сознании человека – процесс, видимо, сугубо индивидуальный: он зависит от отношения установленных связей к деятельности. Эти связи и зависимости могут выступать по-разному: как предпосылки деятельности или как ее результаты. Для нас, участников диалога, реплика собеседника как начало разговора на определенную тему является предпосылкой нашей речевой деятельности – нашей ответной реплики, для нашего собеседника его реплика – результат речевой деятельности. Это и есть третий признак ситуации.
Четвертый признак – наличие деятельности, определяемой связью элементов и имеющий ее соотношение: мы, участники диалога, произносим ответную реплику на предложенную собеседником тему разговора или отказывается говорить на эту тему. Естественно, отказ также рассматривается как деятельность.
Пятым признаком ситуации является обязательность осознания, осмысления оценки. Осознание – обязательный субъективный элемент, способствующий «открытию» находящегося до этого момента в состоянии возникновения ситуации как объективно существующей реальности.
Наконец, шестой признак ситуации – ее динамичность. Ситуация может изменяться под влиянием самых различных факторов: объективных, когда наша реплика на предложенную собеседником тему разговора прерывается, например, звонком с урока; субъективных, когда наш собеседник по каким-то ему одному известным причинам меняет тему разговора, которая в отдельных случаях может повлиять на сложившую ситуацию. Все это также можно представить в виде схемы.
Также деятельностный аспект личного вклада состоит из отбора требований к УРС. Поскольку в определении требований к подбору учебно-речевых ситуаций среди методистов нет единого мнения, мы выделили требования к учебно-речевым ситуациям на основе мнений разных ученых.
1) Между учителем и учащимся должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель – ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера.
2) Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.
3) Если взаимоотношения между учителем и учениками как между личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, и следует изменить эти взаимоотношения.
4) Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса общения.
5) Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на английском языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.
6) Урок должен носить обучающий, развивающий и воспитывающий характер, обогащать ученика новыми знаниями, умениями и навыками, развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь и мышление, творческую активность.
Рассмотрев методику создания УРС, мы выделили свои этапы создания УРС при обучении английскому языку, где применяли личностно-ориентированный подход.
- В первую очередь, необходимо поставить перед собой (то есть учителем) цель – создать УРС на уроке;
- Учесть интересы и желания учащихся (возможно проведение анкетирования или опросы учащихся);
- Определить тему (подтему) УРС, можно вместе с учащимися (см. пункт №2);
- Отобрать языковой материал, необходимый для учащихся в рамках данной темы (подтемы);
- Отобрать средства для возникновения ситуации общения (атрибуты чего-либо, дополнительный материал, картинки, тексты, аудиозаписи, видеозаписи);
- Поставить перед учащимися коммуникативную задачу (объяснить, что от них требуется и к какому результату им необходимо прийти);
- Собственно, создание (реализация) учебно-речевой ситуации;
- Рефлексия (обсуждение, осмысление результата работы: удалось ли учащимся вместе с учителем достигнуть поставленной коммуникативной задачи и помогли ли им при этом созданные условия и наличие атрибутики).
Технология использования УРС при обучении общению жизненно важна для учителя. И здесь мы предлагаем свою технологию использования УРС.
Ну, во-первых, необходимо с чего-то начать и лучше это сделать с представления героев ситуации общения, кто является участником общения.
Во-вторых, создать среду обучения, то есть, как и в методах создания УРС мы опираемся на картинки, видео и аудиозаписи.
В-третьих, происходит раздача ролей учащимся, то есть ставится коммуникативная задача, чему учащиеся научатся в самом конце и о чем они смогут говорить.
В-четвертых, важным моментом является последовательность ситуации, в данном случае её усложнение, от менее распространенной к более распространенной.
И пятым пунктом при использовании УРС является рефлексия, где учащиеся сами анализируют свою деятельность на уроке, отмечают, понравилось им или нет, и чему они научились благодаря такой работе.
Слайд №8. Исходя из этого, мною были разработаны речевые ситуации, которые применялись на практике в таких видах уроков как урок-игра, где УРС были представлены как отдельные задания в конкурсах (монологические высказывания и диалогические высказывания); урок-дебаты, где во время урока учащиеся вовлекались в микро ситуации с целью подготовки монологических высказываний для дальнейшего обсуждения темы в виде дебатов (одна группа представляла положительные стороны экстремальных видов спорта, другая - отрицательные). Урок-конференция представлял собой УРС, которая состояла из микроситуаций, имевших место в системе уроков по изучению темы «Время подумать о будущей карьере».
Для создания ситуаций я прибегала к различным источникам информации (книга, газета, аудио и видеозаписи) и разным по своему характеру вербальным (кто-то говорит, кто-то слушает) и невербальным опорам (жесты, мимика, пантомимика).
Конечно, подготовка и проведение занятий с использованием учебно-речевых ситуаций требует больших затрат: как временных, так и физических.
Слайд №9, 10. Тем не менее, как показал процесс обучения, использование учебно-речевых ситуаций повышает эффективность учебного процесса, мотивацию учащихся и готовит их к практическому применению языка в реальной жизни. Уровень сформированности устной иноязычной речи учащихся 9 класса до и после обучения с использованием УРС представлен в виде диаграммы, где показано процентное соотношение количества учащихся к подготовленному или неподготовленному диалогическому (монологическому) высказыванию.
Для того, чтобы увидеть результат своей деятельности, я провела мониторинг уровня сформированности устной иноязычной речи учащихся до и после использования УРС (начало и конец года). Данная система мониторинга опиралась на критерии оценивания выполнения устной части ОГЭ по английскому языку.
Необходимо подчеркнуть, что уроки развития навыков говорения (монологическая и диалогическая речь) опирались на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы. Здесь основной целью была необходимость учить ребят мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы.
Речь учащихся стала более активной, они стали заметно быстрее реагировать на реплики, охотнее вступать в разговор. Но иногда в диалогах реплики не отличались последовательностью и часто были сбивчивыми. Диапазон языковых средств был довольно ограниченным, но достаточным для коммуникации. Эту недостаточность учащиеся заполняли жестами, словообразованием.
Слайд №11. Результатом эффективности использования УРС как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции можно считать и участие в лингвистических конкурсах по предмету, где учащиеся показывают сформированность и развитие навыков письменной речи, что является составной частью ИКК. Также участие и победы в олимпиадах всех уровней (от школьного до международного). Активное участие ребят в интернет-проектах и публикации их работ на сайте nsportal.ru., участие и победы в школьных и муниципальных этапах НОУ, также участие в городской научной конференции учащихся «Эврика». Вовлечение учащихся в организацию и проведение предметных недель, недель английского языка. И самое главное, успешная сдача ОГЭ, где учащиеся добились наивысших результатов (69 и 70 баллов), что доказывает ведущую педагогическую идею о том, что важнейшим фактором формирования и развития ИКК является организация устного речевого общения через использования УРС на уроках АЯ.
Слайд №12. Транслируемость практических достижений нашла свое отражение в выступлениях на ШМО и пед.советах; участии и победе в конкурсах профессионального мастерства на разных уровнях; участии в интернет-проектах, семинарах и конференциях; публикациях авторских разработок на сайте образовательного портала «Просвещение», в социальной сети работников образования nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом семинаре в рамках конкурса Учитель года -2015(муниципальный уровень)
Выступление о своем педагогическом опыте в рамках конкурса "Учитель года -2015"(муниципальный уровень) представляет собой обобщение опыта,работу на методической темой и достижения, имеется презентация...
Портфолио участника муниципального этапа "Учитель года - 2016"
Размещены достижения учащихся и учителя, участника муниципального этапа "Учитель года - 2016"...
Мастер-класс финала муниципального этапа "Учитель года-2016" "Исследовательская деятельность в преподавании химии"
Сценарий мастер-класса для конкурса "Учитель года"...
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе по теме: "Посещение врача" к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") в рамках муниципального этапа "Учитель -Тамани 2017"
Данный конспект разработан в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель Тамани-2017"...
Конкурсное задание "Методический семинар" на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" 31.01.2018г.
Опыт работы на тему: «Приобщение учащихся к спорту» Пояснительная записка и презентация....
Методический семинар на муниципальном этапе "Учитель года - 2019"
laquo;Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку» Цель: создание условий для повышения ...
Муниципальный этап "Учитель года 2020" методический семинар
Методический семинар...