Статья на тему: "Интегрированная технология вопросника как эффективное средство развития навыков коммуникации"
методическая разработка по английскому языку (9 класс) на тему
В статье подробно анализируется упомянутая в заглавии технология, раскрывается её суть и приводятся методические рекомндации для её применения на уроках английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Манжурин В.А.
Учитель английского языка, ГБОУ СОШ № 4 им. Кусто (Василеостровский р-н, Санкт-Петербург)
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОПРОСНИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Работу над данной темой учитель начал ещё во второй половине 1990-х годов. Постепенно накапливающийся опыт позволял применять указанную технологию, речь о которой ниже, при работе с самыми разными темами, на разных площадках и с разными коллективами (группами) учащихся. Проводились открытые уроки, опыт обсуждался на курсах повышения квалификации.
Современное западное общество, в том числе англоязычное, чрезвычайно социологизировано. «Новое дыхание» этому придало развитие Интернета с его социальными сетями, блогами и т.д. Существующие уже в течение продолжительного периода многочисленные социологические службы, в том числе виртуальные, постоянно проводят всевозможные опросы общественного мнения по самым разным темам и поводам, и публикуемые результаты подобных опросов неизменно получают немалый резонанс. После распада СССР подобные службы появились и в России (а равно и новых странах – бывших республиках СССР), одновременно с распространением такой специальности, как «Связи с общественностью», или по английской аббревиатуре (“Public Relations”) – Пи-аР; слово это с той поры прочно вошло в современный русский язык.
Получая и развивая навыки составления и заполнения опросников, наряду с развитием умения задавать вопросы (и отвечать на них) на английском языке, учащиеся поднимают собственные навыки коммуникации на новый уровень, очень актуальный в современном мире, ибо такой уровень им пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.
АНАТОМИЯ ИНТЕГРАЦИИ
Согласно формулировке темы, вопросник – тоже коммуникация. Но это сложная коммуникация, сочетающая такие разные приёмы, как письмо, говорение и аудирование. Чтобы использование разных приёмов дало должный эффект (выполнение поставленных задач), необходим хороший уровень владения учащимися соответствующими навыками, т.е. происходит неизбежная активизация накопленных опорных знаний, составляющих их лингвистическую компетенцию.
Учащийся составляет вопросы для своего вопросника (некоторая тавтология – увы! – неизбежна, т.к. анкета и вопросник не совсем одно и тоже), - т.е. тем самым он пишет и одновременно развивает собственное умение правильно задавать вопросы на английском языке, которое оттачивается на протяжении всех лет обучения (умение сложное само по себе в силу синтаксических особенностей английского языка). Затем ученик, общаясь с респондентами, задаёт им эти вопросы и заслушивает ответы: тем самым сочетаются говорение и аудирование. Одновременно задающий вопросы фиксирует ответы (см. ниже, в «Методических рекомендациях»): здесь, а также на следующем этапе – при обработке данных, т.е. редактировании полученных ответов, снова «включается» навык письма, а также – пусть и в несколько меньшей степени – чтения.
С целью придать работе учащихся творческий характер, учитель своё профессиональное мастерство использует, комплексно решая обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:
Обучающие – выполняя учебные задачи в рамках конкретной темы урока,
Развивающие – развивая владение навыками составления и заполнения вопросника,
Воспитывающие – обучая учащихся умению общаться друг с другом с учётом требований англоязычного речевого этикета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Настоящие методические рекомендации носят общий характер и могут быть применены для работы с практически любой лексической или страноведческой темой (см. прилагаемый отдельным файлом План-Сценарий). При условии наличия необходимого опыта, вопросник можно применять на любом этапе работы с темой: предварительном, развивающем или закрепляющем.
Любая тема неизбежно начинается с новой лексики, которая даётся в диалоге, тексте и т.д. Имеет смысл активизировать уже имеющиеся у учащихся лексические познания по новой теме, обычно в виде кластеров. При этом необходимо дифференцировать понятийный и ассоциативный ряды, объяснив учащимся разницу между ними. Работа с новой лексикой может носить как фронтальный характер, что, хоть и побуждает работать всех, но неудобно, т.к. отнимает много времени, - так и парно-групповой характер. При этом дети работают творчески, общаясь друг с другом в ходе так называемой «мозговой атаки». Результаты такой атаки учитель может фиксировать на доске (в частности, помогая разделять, как выло указано выше, понятийный и ассоциативный ряды – в кластерах), или оставить учащимся в их тетрадях для предстоящей работы над вопросником.
В зависимости от собственного плана работы над данной (той или иной) темой. Учитель может задать вопросник на дом – при условии, что учащиеся достаточно хорошо владеют всеми необходимыми навыками и умениями. Всё же не лишним будет форму вопросника и содержание задаваемых вопросов разобрать в классе.
Для вопросника готовятся 5-6 вопросов по данной теме, обязательно разнотипных, и намечаются несколько респондентов для опроса. При этом предусматриваются свой собственный ответ и так называемый «ожидаемый/возможный» ответ, который должен отличаться от собственного. Вопросы могут готовиться индивидуально, в парах или группах: выбор формы такой работы лучше предоставить самому учащемуся. При составлении вопросов могут использоваться учебные пособия, учащиеся консультируются друг с другом или с учителем, который попутно исправляет некоторые грамматические (в том числе синтаксические) и/
или речевые неточности и ошибки.
Дальнейшее творчество учащихся в работе над вопросником продолжается в общении друг с другом в ходе интервьюирования. Должно отметить – это вопрос достаточно дискуссионный, - что вопросник сочетает в себе элементы как интервью, так и анкеты, но заметно отличается от них 9как указывалось выше) как особенностями составления, так и заполнения(и в целом оформления). Даже общаясь друг с другом, то есть – задавая заранее подготовленные вопросы, учащиеся нередко вносят те или иные изменения и дополнения.
Заключительный этап работы над вопросником – заполнение его полученными ответами, соответствующим образом обработанными. Будучи оформлен на отдельном листе – формата А; или двойном тетрадном, - вопросник сдаётся учителю. Но работа может на этом не закончиться, так как учитель после тщательной проверки обязательно выскажет свои комментарии и укажет на определённые недочёты, которые потребуется исправить. Творчество требует постоянной работы и совершенствования, потому есть смысл использовать вопросник регулярно ил иже время от времени, на усмотрение учителя.
Предварительный просмотр:
Манжурин В.А.,
Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 4 им. Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ по теме: «Использование интегрированной технологии вопросника как эффективного средства развития навыков коммуникации»
Методическая разработка
Класс: 9
Тема: «Новости»
Время: 2 модуля (один блок)
ВСТУПЛЕНИЕ: Теоретическое обоснование урока.
Данным открытым уроком (ОУ) учитель обнародует свою работу над данной темой, начатую некоторое время тому назад. Изменения в обществе, связанные с развитием социальных сетей и продолжающиеся по настоящее время, побудили его вернуться к теме.
Методической целью учителя является показать составление и заполнение вопросника как творческий процесс, определённая сложность которого заключается в использовании таких разных приёмов коммуникации, как письмо и говорение, а также аудирование. По мысли учителя, интеграция происходит именно таким образом, согласно существующему пониманию данного термина (интеграция на уровне надпредметных технологий и метапредметных связей).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Базовым УМК для данной темы является «учебник английского языка для 9-х классов» (авторы Афанасьева О.В. и Михеева И.А.). Дополнительным пособием послужил «Школьный Кембриджский учебник» (”Cambridge English for Schools” by Diana Hicks), уровень 3. На предварительном – вводном – уроке учащиеся знакомились с разделами данной темы, активизировали уже имеющуюся в их активном словарном запасе лексику, которая им будет необходима на уроках. Для первого урока, выносимого на ОУ, учащиеся получили домашнее задание. Они разделились на несколько групп, каждая из которых должна будет просмотреть новостные выпуски по определённым телеканалам и/или сайтам в Интернете, что пригодится для конкретной работы на уроке.
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ
Составление вопросника – занятие не новое для учащихся. Как таковое, оно может быть дано (в зависимости от темы) даже в качестве домашнего задания. Для данного ОУ вопросник – работа, запланированная на второй модуль.
В начале же первого модуля учитель объясняет учащимся цели и задачи предстоящей работы по теме «Новости». Форма урока – работа в группах, состав которых предопределён заранее. Целью первого модуля является составление аналитической диаграммы, отражающей структуру выпуска новостей. В процессе достижения поставленной цели учащиеся выполняют следующие задачи:
- выясняют, из каких разделов состоит вообще обычный выпуск новостей. Сначала в составе своих групп, затем меняясь представителями с другими группами, чтобы сравнить данные (не более 5 минут);
- знакомятся с диаграммой как таковой в процессе изучения текста в учебнике. По ходу этого они выписывают новую лексику, которая им пригодится для дальнейшей работы или абсолютно незнакома. К тексту им придётся обращаться и позднее, при составлении своих диаграмм, и работа неизбежно приобретёт аналитический характер. Учитель при необходимости сообщает учащимся значение незнакомых слов, которые им не удалось «угадать» самим (10 минут);
- составляют диаграммы новостных выпусков «своих» телеканалов – или интернет-сайтов, используя в качестве образца диаграмму в учебнике. Работа носит коллективно-групповой характер, и 5-ти минут оказывается достаточно. После этого группы вновь обмениваются представителями для сравнения своих диаграмм. В конце группы по очереди озвучивают результаты своей работы.
После этого учитель даёт задание (как правило – на дом): составить диаграмму «идеального» выпуска новостей.
ВТОРОЙ МОДУЛЬ
В начале второго модуля учитель объявляет учащимся цель предстоящей работы: составление вопросника. Характер работы – творческий, и учащиеся вправе сами для себя определиться, к а к они будут работать: в составе ли групп, или индивидуально.
На партах перед учащимися – УМК, словари, диаграммы, – всё, что может пригодиться им для работы. учащиеся начинают с того, что составляют вопросы (5 или 6), желательно разнотипные: общие, специальные, альтернативные и разделительные (вопросы-«хвостики»). Умение задавать подобные вопросы учащимися освоено в предыдущих классах. Тематика вопросов – новости. Помимо разнотипности, вопросы должны быть составлены так, чтобы на них были даны интересные, содержательные ответы. Для опроса учащиеся намечают несколько собеседников (4 или 5), а кроме того – оставляют место на листах своих вопросников для своих собственных ответов и ожидаемого/возможного ответа (предполагается, что он будет отличаться от их собственного). В этих деталях, а также в том, как проходит сама работа по составлению и заполнению вопросника – методическое отличие вопросника от «обычных» анкеты и интервью, хотя элементы того и другого в вопроснике, безусловно, присутствуют. При составлении вопросов учащиеся пользуются своими учебными материалами, а кроме того, могут сравнить свои вопросы с чьими-либо ещё – в своей паре, группе, у соседей. На это уходит 10 минут.
Следующий этап работы – опрос. Учащиеся обходят друг друга, задают подготовленные вопросы и записывают ответы (всё – на английском языке). Времени на это уходит не меньше, чем на предыдущий этап. Происходит непосредственная коммуникация в форме разговора на определённую тему. Задача учителя – ненавязчиво управлять происходящим процессом. Причём он и сам может быть вовлечён в этот процесс как объект опроса.
Затем – не менее ответственная работа: заполнение вопросника полученными ответами и одновременное их редактирование, устранение допущенных (неизбежных при общении на иностранном языке) речевых ошибок, т.к. работу необходимо будет сдать учителю. Вот почему нежелательно занесение ответов сразу при опросе. Как правило, не все успевают справиться с работой до звонка с урока, и такие получают дополнительную работу на дом. Тем не менее, у учителя есть возможность сделать экспресс-анализ первых сданных работ. Практика показывает несомненную пользу, когда подобный экспресс-анализ делают сильные ученики класса (группы).
В конце урока учитель благодарит учащихся за проделанную работу во время двух модулей и напоминает домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "КСО и современные информационные технологии как средство развития навыков устной речи"
Обобщение опыта представлено в виде презентации...
Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку
Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек обогащается н...
Проект«Применение криотерапии как эффективного средства развития графо-моторных навыков на занятиях по коррекции дисграфии"
Одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...
Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...
Задания на развитие навыков коммуникации и сотрудничества
Задания на развитие навыков коммуникации и сотрудничества на уроках русского языка и литературы...
«Интерактивная игровая технология как эффективное средство развития креативных (творческих) способностей, учащихся на уроках технологии»
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные...