Методическая разработка "Управление уроком"
методическая разработка по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа»
Тема: Эффективное управление современным уроком
Выполнил: учитель английского языка МОУ «Краснополянская средняя общеобразовательная школа» Веретнова О.А.
Сентябрь, 2008
Аннотация
Эта работа является руководством по практической организации учебного процесса в классе на уроке. В ней рассказывается о том, как создать наиболее подходящее пространство и организовать взаимодействие для успешного преподавания английского языка. В то же время, работа объясняет, почему все должно быть сделано таким образом и никак иначе.
В работе содержатся методы и приемы по установлению дисциплины в классе, даются элементы плана урока, представлены образцы планов урока.
Оглавление- Что такое управление уроком (классный менеджмент)?
- Организация посадочных мест учащихся.
- Установление дисциплины.
- Организация форм взаимодействия.
- Инструкции учителя.
- Вопросы на уроке.
- Управление ошибками.
- Эффективное планирование урока, компоненты плана урока.
- Этапы урока.
- Образцы плана урока.
Что такое управление уроком (классный менеджмент)?
Главное определение слова менеджмент – это умение взаимодействовать с людьми, управлять ими. В применении к школе это означает организацию процесса обучения в классе.
Что необходимо для получения хорошего результата нашей работы? – это место, где происходит процесс обучения, условия; а также действия учащихся и учителя.
Классный менеджмент контролирует взаимодействие учителя и учеников друг с другом и с предметами в классной комнате и вне ее.
Многие учителя ошибочно считают, что классный менеджмент – это только вопрос дисциплины; на самом деле предмет гораздо шире. Он включает в себя:
Классную мебель: стулья расположены вокруг столов, что побуждает учащихся взаимодействовать друг с другом, они должны быть безопасны и удобны для работы.
Классные стены: на них располагаются детские работы, знаки, напоминания, зрительные опоры, созданные детьми. Ребята стараются изо всех сил, когда видят, что их работы выставляются для всеобщего обозрения.
Место учителя: не должно быть слишком доминирующим и выделяющимся, так как учитель работает с ребятами в разных местах классной комнаты, постоянно перемещается, наблюдая за групповой и индивидуальной работой, в зависимости от урока. В любом случае, учитель не должен возвышаться над детьми, как постамент самому себе.
Голос учителя: должен быть твердым, уважительным, теплым и ни в коем случае не начальственным или надменным и властным. Тон голоса – это важный аспект коммуникации на уроке, нельзя допускать, чтобы он убивал и замораживал робкие ростки детских высказываний на иностранном языке.
Реагирование на посетителей на уроке: учащиеся должны приветствовать вошедшего и быть готовы продемонстрировать свою работу на уроке. Положительная реакция на посетителя свидетельствует о благоприятном психологическом климате на уроке.
Классные задания: наилучшая организация – это четырехтактный урок, на котором используются разные формы организации класса, но, конечно, каждый урок подчинен своей цели и не всегда именно разнообразие оргформ является панацеей. Это в индивидуальном порядке решает учитель, не забывая, все же об индивидуальной работе учащихся.
Организация посадочных мест учащихся
Есть много разных способов рассадить детей в классе, но наибольшее распространение получили четыре варианта посадки учащихся: ровные ряды, подкова, круг и отдельные столы. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки:
- Ровные ряды. Это расположение столов (традиционное для советской и российской школы) позволяет всем учащимся хорошо видеть учителя и классную доску. Оно создает атмосферу порядка и помогает учителю устанавливать дисциплину. Учитель может видеть каждого ученика и легко установить персональный контакт с каждым из них. НО – недостаток – когда ребенок говорит, другие ученики не видят его лица. Такое расположение столов хорошо подходит для организации фронтальной работы, когда задействован весь класс.
- Подкова и круг. Это расположение создает чувство равенства. Учитель не доминирует в классе. Все учащиеся могут видеть друг друга. При такой организации мест очень важно зафиксировать доску в таком месте. Где она будет видна каждому ученику. Также немаловажный момент – необходимо оставить достаточно свободного пространства для свободного перемещения по классу для учащихся и учителя. Эти варианты расположения мест учащихся наилучшим образом подходят для групповой и парной работы.
- Отдельные столы. Плюс такого расположения в том, что каждый ребенок может сосредоточиться на том, что он сам делает, а не на том, что происходит вокруг. Учитель может взаимодействовать с отдельным учеником или группой учащихся и сконцентрироваться на их заданиях, предлагая свою помощь и поддержку. Лучше всего такая организация посадочных мест подходит групповой и индивидуальной работе.
Решать, конечно, учителю, какой вариант посадки учащихся ему выбрать, главное – это чтобы детям было удобно и комфортно заниматься, а также – чтобы вариант организации посадочных мест соответствовал организационным формам, наиболее часто применяемым в классе.
Установление дисциплины
Эффективная классная дисциплина – это один из наиболее трудных аспектов в управлении уроком как для начинающих, так и для опытных учителей. Правила следующие:
- Ожидайте лучшего от своих детей.
- Установите четкие, понятные, немногочисленные правила поведения, возможно разработанные вместе с детьми, убедитесь в том, что каждому ребенку понятно, что значит «плохо себя вести» и требуйте их выполнения постоянно и неукоснительно.
- Одним из факторов, которые создают проблемы с дисциплиной, является обилие наказаний. Тогда как гораздо эффективнее использовать поощрения и похвалу. Награда привлекает внимание к ребятам с хорошим поведением, предлагает модели поведения для других учащихся, а также дает детям чувство позитива по отношению к самим себе, к учителю и к школе в целом.
- Наказание должно точно соответствовать проступку. Не секрет, что когда учитель выведен из себя, он часто провоцирует серьезные дисциплинарные проблемы тем, что за мелкий проступок требует очень жесткого наказания, Например: «Если это поведение не прекратится, то весь класс останется после уроков». Но такой подход к проблеме способен только лишь обозлить тех учащихся, которые вели себя правильно, а тем, кто дисциплину нарушал, даст чувство ложной гордости. Лучше действовать так: если, например, ученик разбил снежком окно, то подходящим наказанием будет попросить его почистить снег на территории и заплатить за разбитое окно. Такой подход четко привязывает наказание к проступку и заставляет задуматься о причинно – следственной связи, а со временем сводит на нет попытки самых отъявленных нарушителей дисциплины мешать остальным детям учиться.
- Если вы должны наказать, лишите нарушителя дисциплины привилегий. Всем известно (и школьникам в том числе), что за стенами школы, во взрослом мире нарушители правил, установленных обществом (законов), очень быстро учатся их соблюдать, потому что за несоблюдение общество сурово наказывает, может, например лишить свободы или привилегий. То же самое должно срабатывать и в классе, нужно только. Чтобы были привилегии, чтобы они были приятны детям, и чтобы они ими дорожили. Тогда страх лишиться привилегий будет достаточно сильным, чтобы удержать потенциального нарушителя дисциплины от соблазна. Если в школьной жизни нет привилегий, то вы можете создать их в своем классе, при участии детей, доведя до сведения каждого, чего именно он лишится в случае плохого поведения. Примеры привилегий могут быть совершенно разные, в зависимости от возможностей классной комнаты, расписания и, школьного устава и других вещей, например, ребята, которые раньше и правильно сделают работу, могут сесть за компьютеры. Или если ребенок неделю проучился без «троек», он освобождается от домашнего задания на выходные.
- Постоянство в требованиях. Замечательный способ установить и поддерживать дисциплину – это постоянство в требованиях, в наказаниях и в соблюдении правил. Здесь не должно быть никаких послаблений или чрезвычайных обстоятельств, поскольку стоит один раз дать слабину, и ни о какой дисциплине можно уже не говорить.
- Хорошее знание своих учеников. Здесь имеется в виду следующее: то, что является наказанием для одного ребенка, для другого будет удовольствием и развлечением, например, просьба к нарушителю выйти из класса. Какое же это наказание, когда ему за радость уйти со скучного урока и, вместо этого, с интересом провести время, подпирая стену и глядя в окно. Или, например, вызов к доске, который иногда используется учителями исключительно, как карающая мера. Никто не задумывался над тем, что для некоторых учеников (и часто как раз для нарушителей дисциплины) это в радость – пойти к доске и покривляться там, ведь на миру и смерть красна. Кроме того, нарушители очень быстро смекают, что на плохое поведение учитель может отреагировать таким вот приятным для них образом, и использовать это в дальнейшем, специально провоцируя его наказать нерадивых учеников.
Суммируя все выше сказанное, отмечу следующее: для успешного проведения уроков необходима хорошая дисциплина. Чтобы ее установить, нужно создать правила поведения для учащихся, которые должны быть:
- Немногочисленными
- Разумными
- Понятными
- Объясненными каждому ученику
- Позитивными
Правила должны устанавливаться сразу в начале учебного года и постоянно напоминаться учащимся. Они становятся более выполнимыми, если в их разработке принимали участие сами дети.
Есть весьма небольшая вероятность того, что все правила сразу будут усвоены всеми детьми, поэтому, каждый раз, как правило нарушено, должно следовать то или иное наказание (реакция) на нарушение, демонстрация примера того, как надо делать и вести себя и далее постоянное напоминание, пока знание правил поведения не будет доведено до автоматизма. Главное в установлении дисциплины это:
- Используйте награды для «правильных» детей, а не наказания для нарушителей (чаще)
- Лишайте привилегий (используйте, как форму наказания)
- Будьте тверды и последовательны в установлении правил и поддержании порядка
- Наказание должно быть пропорционально проступку
- В любом случае избегайте наказаний, если они могут нанести ребенку физический или моральный вред
Организационные формы взаимодействия
Ни для кого не секрет, что в современном уроке организационные формы должны варьироваться, поскольку каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, а, кроме того, все они рассчитаны на определенные виды деятельности.
Выбор оргформы также зависит от стиля учителя и предпочтений и склонностей его учеников.
Я остановлюсь на четырех наиболее распространенных формах организации взаимодействия класса и учителя:
- Фронтальная форма – работая с целым классом, учитель может легко контролировать деятельность учащихся; эта форма предпочтительнее всего при введении нового материала и при выполнении тренировочных заданий.
- Групповая или парная работа – дает больше независимости учащимся, рождает чувство локтя и взаимопомощи. Это наиболее эффективная форма при организации диалогов и дискуссий учащихся. Пока работают пары или группы, учитель может уделить больше времени отдельным учащимся.
- Индивидуальная форма – дает ребятам возможность почувствовать радость от самостоятельной работы, когда ребенок сам выбирает скорость выполнения задания и работает в расслабленной обстановке. Эта форма наилучшим образом подходит для организации самостоятельных, контрольных, оценочных работ, а также для работы над ошибками.
Все эти оргформы охватывали только деятельность учащихся в классной комнате во время урока. Более трудная, но не менее важная задача – организовать деятельность детей после уроков, вне школы.
Если у учителя есть дети, желающие изучать его предмет более углубленно (речь не идет об элективных курсах, факультативах и дополнительных заданиях), то организовать работу детей по предмету можно следующим образом:
- Проектная работа – это форма взаимодействия, когда дети выбирают тему, которая их интересует, и создают продукт, который впоследствии смогут презентовать учителю, одноклассникам или кому угодно. Проект – это хороший способ интегрировать полученные на уроках знания и умения и трансформировать их в реальную жизненную ситуацию.
- Международная проектная деятельность – современные средства коммуникации позволяют детям участвовать в совместных проектах со школьниками из других стран.
- Самостоятельные занятия – когда ребенок сам несет ответственность за свои успехи или неудачи. Он решает сам что, когда и как ему изучать, а также как оценить свое продвижение. В этом случае учитель выступает в роли советника и помощника, если ребенок обратится к нему за помощью.
Инструкции учителя
Очень важно, чтобы обращение учителя к детям происходило на английском языке, потому что это одна из малочисленных возможностей для детей использовать английский язык в реальной жизненной ситуации – потому что уроки - это важная часть жизни детей. Таким образом, инструкции учителя служат одновременно и как средство управления уроком, и как средство создания англоязычной среды.
Еще одним важным моментом является обязательное изучение (повторение) классно-обиходного словаря и тренировка в его употреблении в самом начале нового учебного года.
Инструкции должны быть короткими, четкими, ясными и подходящими к уровню учащихся. Учитель должен как можно реже прибегать к прямому переводу на родной язык, лучше воспользоваться жестами и мимикой.
Вопросы на уроке
Учителю нужны различные типы вопросов (и не только вопросов!) в зависимости от того, что он хочет услышать от учащихся. Вопросы могут быть заданы, чтобы проверить понимание, дать детям практику аудирования, потренировать языковые структуры, развить речевые умения и навыки. Есть несколько типов вопросов:
- К первому типу вопросов относятся четыре подтипа; все они хороши при фронтальной работе или при опросе, когда требуются простые односложные ответы.
- Общие – yes-no questions
- Специальные – special questions
- разделительные – tag questions
- альтернативные - choice (alternative) questions
Все они могут использоваться при быстрой проверке понимания, в качестве разминочной деятельности или для развития навыков аудирования. Особенно подходящи все эти подтипы для начинающих учащихся, когда не обязательно вытягивать или требовать от детей ответов типа «Нет, я не пью кофе на завтрак».
- Вторая группа вопросов используется, когда нам нужно услышать от детей более подробные и развернутые ответы
- Быстрые устные вопросы – speech prompts - “Tell me about your family”
- перевернутые специальные вопросы – inverted special questions – “I’d like to know what they did next”
- вопросы требующие выводов – inferential questions – эти вопросы дают учащимся готовую модель для ответа, поэтому они часто практикуются для тренировки новых структур.
- Третья группа вопросов используется, когда учитель хочет, чтобы дети позадавали вопросы друг другу:
- Опосредованные вопросы – cued questions – “Ask Sveta what she did yesterday”
- написанные вопросы – written questions- ребята пишут вопросы по тексту, который они прочитали, а потом задают их друг другу
- предваряющие вопросы – anticipatory questions – ребята пишут вопросы к тексту, который еще только будут читать, а затем спрашивают друг друга.
Как мы видим, типов вопросов достаточно, а вот как их задавать?
- Первая ошибка учителей – это работа только с ребятами, поднимающими руку, поскольку часть класса (и значительная часть) будет скучать и отвлекаться.
- Вторая ошибка – это привычка спрашивать только тех ребят, кто в состоянии быстро и правильно ответить на вопрос.
Как же сделать работу с вопросами эффективной, обеспечивающей включенность каждого ребенка в процесс продумывания ответов?
Есть такая возможность: нужно запретить детям поднимать руки и привлекать к себе внимание учителя голосом. В таком случае каждый отдельно взятый ребенок чувствует себя равноправным участником процесса. Вот еще несколько приемов, дающих хороший эффект при работе с вопросами:
- Неожиданное обращение – называйте того, кто будет отвечать на вопрос, но только после того, как весь вопрос прозвучал, и прошло какое-то время на обдумывание ответа. Важно не упускать дальние и боковые парты. Если ученик не может ответить, назовите другого, но впоследствии вернитесь к этому ребенку с другим вопросом и добейтесь, чтобы он ответил хоть на один вопрос.
- Охотничье ружье – «стреляете» пальцем в того, кто будет отвечать, после того, как озвучен вопрос. Нечто похожее происходит в начальной школе при использовании мяча, когда ребенок ловит мяч и называет слово. Этот прием подходит для живой динамичной работы, учитель передвигается по классу, а не сидит (стоит) на одном месте.
- Хоровые ответы – лучше использовать при коротких простых вопросах при закреплении материала.
- Письменные ответы – попросите класс быстро записать свои ответы, вместо того, чтобы произносить их вслух. Проверка навскидку, случайно, но сразу надо спрашивать класс: «Это верно?», что дает каждому шанс сказать вслух несколько слов, что всегда ценно. Не нужно записывать ответы на доске или проверять спеллинг слов. Этот прием направлен на вовлечение детей в работу, а не на тестирование их навыков письма. Нужно использовать такой прием время от времени.
- Письменные вопросы – позвольте классу несколько минут изучать текст (отрывок), затем пусть поработают в парах, составляя пару вопросов к отрывку. Затем пусть один ученик задаст один из написанных вопросов вслух. Прежде чем начать отвечать, разберите, верно ли (грамматически) задан вопрос, помогите сформулировать его правильно. Затем назовите ученика, который на вопрос ответит. Не каждому ребенку хватит времени, чтобы составить вопрос или на него ответить, но, несомненно, каждый из них будет вовлечен, что совсем немаловажно в нашей работе.
Управление ошибками
шибки неизбежны, но есть несколько моментов, которые нужно знать: когда и как их исправлять.
Когда деятельность учителя и учеников сфокусирована на каком-то языковом аспекте – произношении, лексике или грамматике – тогда ошибки следует исправлять.
Когда же деятельность направлена на беглость и свободное владение языком, то есть говорение, то все внимание учителя должно быть отдано тому, чтобы поддержать уверенность ученика в своих силах и желание сказать что-нибудь по-английски. В этом случае исправление ошибки допустимо, только если она мешает пониманию высказывания ученика.
Все же остальные ошибки фиксируются учителем и разбираются позже. Если ребята делают слишком много ошибок, это означает, что у них было мало практики, следовательно, учитель делает для себя вывод, какие структуры нуждаются в более тщательной отработке.
Есть много способов показать ученику, что он неверно отвечает, не отбивая при этом его желание говорить:
- Покачайте головой
- Повторите ответ, но остановитесь в том месте. Где сделана ошибка
- Повторите неправильную фразу с удивленной интонацией
- Проигнорируйте ответ и повторите вопрос
- Притворитесь, что не поняли
- Скажите природу ошибки (число, произношение)
Другой вопрос – как исправлять ошибку и кто должен это делать. Конечно, это зависит от обстоятельств: нехватка времени, уровень класса, полнота ответа, природа ошибки и т.д., но все же есть несколько приемов, действующих безотказно:
- Наиболее эффективный способ избежать повторных ошибок – дать возможность ребенку самому их исправить.
- Или исправьте сами, затем повторите вопрос и попросите ответить того же ученика, на этот раз правильно.
- Также хорошо действует исправление ошибки партнером по парте, здесь двоякая выгода, если это можно так назвать: ребенок учится находить ошибки, сначала чужие, а затем и свои.
- Выберите другого ученика для ответа, затем вернитесь к тому, кто не смог ответить, пусть скажет правильно.
- Исправление должно всегда быть позитивным.
- Пригласите весь класс назвать правильный ответ.
- Спросите желающих: «Кто поможет?»
- Всегда гораздо более эффективно похвалить ребенка за правильный ответ, чем наругать за ошибку.
- Наказание (даже если это просто резкое замечание) рождает только страх перед возможностью сделать ошибку и вызывает негативное отношение к урокам английского языка.
Как избежать ошибок детей?
Слишком большое количество ошибок в ответах и в речи учеников свидетельствуют о плохой работе учителя. Если класс пишет тест и показывает, например, 3 положительные оценки из 7-8, то это уже проблема учителя. Ему придется проанализировать свою деятельность и понять, что же не так в его работе, если она приводит к таким плачевным результатам; возможно, увеличить количество тренинговых упражнений, направленных на тренировку тех или иных умений и навыков. В любом случае, плохие результаты детей – это вопрос к учителю: «А почему так?»
Эффективное планирование урока, компоненты плана урока
2400 секунд стандартного урока – это может быть очень мало или очень много – в зависимости от того, насколько эффективно используется каждая секунда. А для того, чтобы с максимальной эффективностью использовать данное уроком время, учителю необходимо тщательно продумывать и методично проектировать этот урок.
Планирование – это очень важный элемент в учительской практике. Мы можем придумать наилучшие техники и задания, продумать разные оргформы и смену видов деятельности, приготовить самые что ни на есть интересные материалы для учащихся. Но все это не будет иметь большой ценности, если не будет сочетаться друг с другом.
Главное, о чем должен думать учитель, планируя урок, это – чему он собирается научить и как он будет это делать. Все не так сложно, если точно знаешь, из каких компонентов должен состоять твой план урока:
- Цели
- Задачи
- Новые языковые структуры, лексика, грамматика и т.д.
- Этапы урока
- Организационные формы взаимодействия – продумать, кто с кем будет в паре, в группе
- Оборудование
- Информация об учащихся
- Возможные трудности
- Планируемое домашнее задание – оно должно быть логичным продолжением урока и способствовать закреплению материала урока
- Планируемые дополнительные задания, если вдруг неправильно рассчитано время, и оно осталось свободным
По возможности, нужно предусмотреть все, даже когда кого спросить и по какому аспекту языка.
Почему план необходим? Потому что, даже собираясь испечь пирог, вы планируете это дело: сколько времени потребуется, какие компоненты нужны, каким должен быть результат. Что же говорить о таком сложном и важном деле, как обучение детей английскому языку.
Как начать составлять план урока? Нужно поставить цель урока, а под нее выстраивать все остальное.
Лучше начать так: «К концу урока мои ученики смогут (напишут, расскажут, споют, переведут, нарисуют и т.д.) …».
Этапы урока
Уроки чтения и аудирования включают в себя до-, во время- и после- этапы.
Первый – предварительный, когда учитель вводит и презентует новую тему, словарь или грамматическую структуру, разъясняет трудности, повторяет ранее изученный словарь, мотивирует учащихся.
Второй этап – учащиеся и учитель работают непосредственно с самим материалом, производя разные виды чтения (аудирования), выполняя различные задания, которые помогут им раскрыть содержание и понять значение текста.
На третьем, последнем этапе, ребята используют информацию, полученную в тексте для выполнения каких-либо коммуникативных заданий.
Уроки, основанные на говорении или письме, построены по-другому. Обычно они начинаются с контролируемых заданий, когда цель учащихся – повторить все изученные ранее языковые структуры и правила.
Затем следует управляемая деятельность, когда ученики должны правильно использовать языковые структуры для выполнения коммуникативных заданий.
Далее идет свободное задание, обычно творческое, на применение полученных знаний.
Три этапа урока – презентация, практика и продукт – используются, когда урок сосредотачивается на языковых аспектах.
- Во-первых, учитель вводит новый словарь, грамматику или произношение.
- Затем дает задания на отработку и закрепление новых знаний в разных ситуациях.
- И, наконец, на третьем этапе, учащиеся используют полученные знания в собственных высказываниях.
Но на каких бы аспектах не фокусировался урок, каждый урок должен иметь черты человеческих отношений, то есть, на уроке всегда должно найтись место для теплого приветствия и обмена новостями, чувствами, обсуждениям погоды и т.д.
Короткая разминочная деятельность в самом начале урока помогает собрать класс вместе и подготовить ребят к серьезной активной работе.
Кроме того, важно учесть связки между этапами урока, они должны быть совершенно логичны, чтобы детям было понятно, почему и зачем они должны делать то или это и, как результат, лучше усвоить материал.
При соблюдении всех выше перечисленных условий управления уроком и планирования урока можно достичь отличных результатов.
Образцы плана урока
План № 1
ФИО учителя Дата
Информация об учащихся:
Цели:
Оборудование:
Новые слова и выражения:
Ожидаемые трудности:
№ п/п | Время | Этап урока | Инструкции учителя | Организационные формы | Цель деятельности/задание |
1 | Организационный момент | ||||
2 | Презентация нового материала (текста) | ||||
3 | Практика | ||||
4 | Творческие задания | ||||
5 | Окончание урока |
План № 2
Название темы, урока Цель (цели) урока Задачи урока: | ||||||||
Этап урока | Время | Действия учеников | Действия учителя | Организационные формы | Умения, навыки | Ресурсы | Языковой компонент (Грамматика, лексика и т.д.) | Оценивание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА
Содержание Содержание составных частей методической разработки3Требования к изложению и оформлению методических разработок6Требования к содержанию основной части6Требования к языку и стилю изложе...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...