Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Проектная исследовательская работа на тему: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе". Содержит теоретическую и практическую часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающие технологии | 90.25 КБ |
Презентация | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
« Реализация здоровьесберегающих технологий
на уроках английского языка в начальной школе»
Работу выполнила
Смирнова Елена Игоревна
МКОУ Тимоновская
СОШ с УИОП
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …..……3 | |
ГЛАВА I. Здоровьесберегающие технологии………………………….…6 | |
I.1 «Здоровьесберегающие технологии» в процессе обучения………….…6 | |
I.2 Принципы здоровьесберегающего обучения в изучении иностранного языка………………………………………………………………………...…10 |
|
I.3 Приемы «здоровьесберегающих технологий»……………………….…12 | |
ГЛАВА II. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка…………………………………………………….……16 |
|
II.1 Организация урока с позиции здоровьесбережения. .………………16 | |
II.2 Физкультминутки как один из видов релаксации на уроке иностранного языка………………………………………………………..…21 |
|
II.3 Игра как элемент здоровьесберегающих технологий…………………24 | |
II.4 Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе……………………...…..25 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………36 | |
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...……..38 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...……...39 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………...……...44
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………...……...46
ВВЕДЕНИЕ
«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.
Приоритетными задачами образования являются: сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273.) Решению этих задач способствует использование здоровьесберегающих технологий.
Английский язык в начальной школе – это один из сложных и серьезных предметов. Иностранный язык требует высокой концентрации внимания. На уроке учащимся приходится много писать, говорить, слушать, анализировать информацию. Поэтому очень важно планировать и проводить уроки таким образом, чтобы у обучающихся не снижалась положительная мотивация к изучению иностранного языка. Считаю, что спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, способность учителя пошутить в нужный момент помогают в преодолении барьера при формировании устной иноязычной речи.
В современном образовании система укрепления и сохранения здоровья детей находится на низком уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении английскому языку в школе, это связано со спецификой урока иностранного языка. Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, очень актуальной становится проблема внедрения и использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.
В разное время разработкой проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые.
Существует противоречие между большим количеством теоретических разработок по проблеме и внедрением их в практику обучения иностранному языку, что и определило проблему работы: как рационально использовать здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка?
Изложенная выше проблема определила тему проектной работы: «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе».
Таким образом, целью работы является рассмотреть и разработать систему условий и технологий, обеспечивающих младшему школьнику возможность сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний по здоровому образу жизни и обеспечение реализации таковых в повседневной жизни и в рамках уроков английского языка.
Для этого были определены следующие задачи:
- проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
- дать характеристику здоровьесберегающим технологиям на уроках иностранного языка в школе;
- изучить принципы здоровьесберегающих технологий;
- рассмотреть виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка с позиции здоровьесбережения;
- представить этапы урока, служащие для поддержания работоспособности и предупреждения утомляемости учащихся;
- определить роль здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.
Объектом является организация процесса обучения иностранного языка в школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Предметом в данной работе является содержательный компонент здоровьесберегающих технологий, а именно средства и приёмы реализации в обучении иностранному языку.
Основными источниками послужили имеющаяся методическая литература и научные статьи. Привлекались также и работы методистов, которые предлагают отличный от традиционного подход к проблеме внедрения здоровьесберегающих технологий на занятиях иностранного языка.
Цели и задачи данного творческого проекта определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
В описании опыта работы рассмотрены взгляды различных авторов, что позволяет сделать общие выводы по применению здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.
В первой главе анализируется педагогическая, психологическая и методическая литература по проблеме здоровьесбережения и рассматриваются разнообразные приемы здоровьесберегающих технологии обучения иностранного языка в школе.
Во второй главе рассматриваются особенности использования приемов здоровьесбережения на уроке иностранного языка. Подробно описываются такие виды деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, как элементы здоровьесбережения.
Работа имеет аналитико-обобщающий характер, и рассмотренные виды деятельности могут быть использованы учителями иностранных языков в работе образовательных учреждений. В этом заключается практическая значимость данной работы. Теоретическая же значимость работы состоит в том, что в первой части теоретически рассмотрены здоровьесберегающие технологии, их сущность, составляющие их приемы и средства, а также их реализация на уроках иностранного языка.
ГЛАВА I. Здоровьесберегающие технологии
Современное общество ориентируется на здоровую личность, способную к нетрадиционному решению проблемных ситуаций, умеющую гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способную прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения, цель которого - не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья. Они позволяют педагогу добиться наибольшей эффективности обучения с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью. Для решения поставленных задач рассматриваются цели, принципы здоровьесберегающего обучения, ориентированного на самореализацию учащегося.
Также важно отметить виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка для формирования иноязычных умений и навыков.
I. 1 «Здоровьесберегающие технологии» в процессе обучения
Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. У большинства детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.
В настоящее время особое внимание уделяется «здоровьесберегающим технологиям», которые описывают систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов [6; 3].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
Педагогические ошибки или неправильно выбранные педагогические технологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений, в результате чего наблюдается низкий уровень познавательной активности и мотивации учебной деятельности, высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоциональной сферы и несформированность навыков общения, что негативно отражается на состоянии здоровья учащихся.
Среди многочисленных «школьных» факторов риска, негативно воздействующих на здоровье учащихся, следует отметить перегруженность школьной программы, несоответствие предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся и отсутствием индивидуального подхода, авторитарный стиль преподавания, недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, а также низкий уровень культуры здоровья учащихся и их неграмотность в вопросах здоровья.
У каждого предмета своя специфика. Школьный курс иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться не на родном языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки.
Необходимо отметить, что использование какой-то одной технологии на уроках, затруднительно. Однако сочетание традиционной формы урока с нетрадиционными вносит разнообразие в процесс изучения иностранного языка.
Правильный выбор традиционных и нетрадиционных форм организации урока иностранного языка, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе, и являются условиями для сохранения и улучшения здоровья в обучении иностранному языку.
По мнению Бродкиной Г.В «технологичность и педагогическая поддержка на уроке положительно влияют на поддержание интереса к предмету, создает психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность» [2; 26]. Уровень и качество обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние характеризуется как стабильно комфортное и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
1. Снятие эмоционального напряжения.
На уроках английского языка на начальном этапе для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии. Игра может быть применима на уроке и как хорошая форма отработки лексического материала, грамматических конструкций, формирования навыков аудирования и чтения, орфографических и фонетических навыков. Хороший эффект дает использование интерактивных программ, которые вызывают огромный интерес у учащихся.
2. Создание благоприятного психологического климата урока.
В этом случае у педагога есть целый арсенал приемов. Это и спокойное ровное общение на уроке, внимание к каждому ученику, позитивное отношение учителя к желанию ребенка высказаться, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. В обстановке психологического комфорта успешность детей и самого учителя повышается.
3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала (технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разные игровые технологии). Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы), создание ситуаций общения на уроках (учебно-речевых ситуаций), позволяющих каждому ученику проявить себя, свою инициативу, самостоятельность, выбор. Для решения этих непростых задач можно применять следующее:
- создать положительный настрой на работу в ходе урока;
- использовать проблемные творческие задания;
- стимулировать учеников к самостоятельности;
- рефлексия.
Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи сохранения здоровья школьников. Благодаря использованию современных технологий на уроках английского языка оказывается возможным обеспечить комфортные условия ученикам, учесть их индивидуальные особенности и минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Образовательная технология должна соответствовать определенным методическим требованиям: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.
I. 2 Принципы здоровьесберегающего обучения в изучении английского языка
В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:
1. Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!» (Nonocere!). Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.
2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.
3. Принцип минимакса: заключается в том, что учитель предлагает каждому учащемуся содержание образования на максимально высоком творческом уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума. Система минимакса осуществляет индивидуальный подход и дифференцированное обучение, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получит максимум. Индивидуальный подход на уроках иностранного языка применим при опросе домашнего задания и контрольной проверке знаний. При выполнении контрольных заданий учащимся предлагаются разноуровневые карточки: на «5», «4», «3». Обучающийся сам для себя определяет количество заданий.
4. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в школе не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка». Для снятия психологической и эмоциональной усталости ребенка в процессе обучения можно эффективно использовать музыку на уроке.
5. Принцип вариативности: означает развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.
6. Принцип творчества: предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного творческого опыта, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
7. Принцип успеха: заключается в создание на уроке для каждого ученика ситуации успеха. Успех – это качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, вера в то, что можно достичь высоких результатов.
Перечисленные дидактические принципы лежат в основе здоровьесберегающего образования, ориентированного на создание каждому ребенку условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.
I. 3 Приемы «Здоровьесберегающих технологий»
Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
По мнению Абрамовой И.В., учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых [1; 4].
Специфика предмета иностранный язык требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку. К ним относятся:
∙ доступность и посильность;
∙ учет возрастных особенностей учащихся;
∙ направленность обучения на развитие учащихся;
∙ активность учащихся;
∙ опора на сильные стороны личности учащихся;
∙ индивидуализация обучения;
∙ деятельностный характер обучения;
∙ оздоровительная направленность обучения.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы [8; 58]. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.
Частные:
1. При обучении произношению использование: считалок, рифмовок, песен, фонетических игр, фонетической зарядки (повторение за учителем в различных формах: сидя, стоя, с поднятием рук вверх, с движением); звукоподражательные игры; физкультминутка с произнесением рифмовок; движения при исполнении песен на иностранном языке и др.;
2. При формировании лексических и грамматических навыков: звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, загадки, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.
При формировании иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование, игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры, маски, костюмы.
Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.
Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, ониблаготворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.
Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык. Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.
Загадка на уроках иностранного языка вводит детей в мир чужой культуры. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре.
Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
Инсценирование – это вид игровой деятельности. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку.
Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.
Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.
Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьесберегающих технологий на каждом из типов будет различной.
В практической части творческой работы уделяется внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, которые используются для сохранения здоровья учащихся, а также служат средством формирования знаний, умений и навыков.
ГЛАВА II. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя речевую зарядку как форму введения учеников в атмосферу иноязычного общения. Также следует отметить использование физкультминуток для поддержания общей учебной работоспособности и предупреждения утомления учащихся. Еще одним средством, реализующим здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку, является игра, которая помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.
II. 1 Организация урока с позиции здоровьесбережения
Использование новых образовательных технологий, раннее начало систематического обучения способствуют росту числа заболеваний у детей. Без сомнения одной из важных задач сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье.
В этой связи нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители). Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). Также должны чередоваться и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации уч-ся (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д). Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к смена видов деятельности требует смены позы учеников. На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.
Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения урока:
ПРАВИЛО № 1.Правильная организация урока.
ПРАВИЛО№ 2. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестетическое).
ПРАВИЛО № 3. Учет работоспособности учащихся.
ПРАВИЛО № 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Говоря об уроке английского языка в начальной школе, обязательным условием успешности учителя и учащихся будет учет всех этих правил и четкое следование им при планировании и проведении уроков. Уроки должны проводиться в соответствии с требованиями ФГОС. Целью учителя должно быть, прежде всего, формирование и повышение мотивации к познанию (к изучения английского языка). Результатом качественно проведенного урока будет взаимный интерес, подавляющий утомление.
Каждый классный коллектив (группа), на уроке состоит из учащихся, наделенных разными способностями и имеющих разные личностные особенности. Учитывая особенности каждого ребенка, учитель должен излагать материал на доступном языке. Для учащихся с преобладающим визуальным восприятием педагог может предлагать письменные формы работы на уроке, в разумном их сочетании с устными. Для аудиалов важным способом восприятия будут прослушивание аудиозаписей, рассказов, песенок, диалогов и монологов, просмотр видеофильмов. Для ребят с кинестетическим восприятием важными аспектами станут игровые моменты на уроке.
Помимо выше перечисленного также можно выделить основные потребности учащихся:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям.
Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.
По мнению большинства ученых, урок, организованный на основе принципа здоровьесбережения, не должен приводить к сильному утомлению учеников.
Утомление - это временное ухудшение состояния человека, выраженное в снижении его работоспособности.
О развитии утомления свидетельствуют:
- Увеличение количества ошибок в ответах учеников:
- Отвлечения внимания, рассеянность;
- Шум в классе.
При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:
1. 5 – 25-я минуты – 80 %,
2. 25 – 35-я минуты – 60-40 %,
3. 35 – 40-я минуты – 10 %.
С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются:
- продолжительностью,
- объемом нагрузки,
- характерными видами деятельности.
Рекомендовано использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (автор Смирнов Н. К.).
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№№ | Фактор урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
Рациональный | Недостаточно рациональный | Нерациональный | ||
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин. | 11-15мин. | Более 15 мин. |
4 | Частота чередования различных видов учебной деятельности | Смена не позже чем через 7-10 мин. | Смена через 11-15 мин. | Более 15 мин. |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
| Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 минут | Через 15-20 минут | Не чередуются |
| Наличие эмоциональных разрядок (число) | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
| Место и длительность применение ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
| Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы |
| Физкультминутки | Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого | 1 физкульт- минутка за урок с недостаточной продолжительностью | Отсутствуют |
| Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции |
| Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | Не ранее чем через 40 мин. | Не ранее чем через 35-37 мин. | Менее чем через 30 мин. |
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом умственной деятельности приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
II.2 Физкультминутки как один из видов релаксации на уроке иностранного языка
Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей.
Цель физкультминуток – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Требования к организации и проведению физкультминуток:
1. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15 – 20-я минуты урока;
2. Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
3. Комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными.
Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок:
Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.
Head, shoulders, knees, and toes, Knees and toes.
Eyes and ears, and mouth and nose.
Head, shoulders, knees, and toes. Knees and toes.
Но далее расширяется словарный запас учащихся, и рифмовки становятся более сложными. Поэтому, когда ребята изучают тему «Части тела», рекомендуется выполнять физминутки под следующие стишки:
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
На уроках английского языка могут применяться физкультминутки с видео или аудио сопровождением, анимированные, что повышает интерес к ним у учащихся. Дети любит выполнять движения под музыку. Применение учителем физминуток на английском языке является и хорошим обучающим моментом урока с элементами релаксации. Но, как и на любом уроке, на уроке английского языка целесообразно применять физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности.
Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес учащихся к этому виду деятельности. Когда физминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными.
Существует ещё один положительный аспект динамических пауз в форме пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.
На занятиях английским языком у младших школьников также необходимо развивать мелкую моторику, так как она позитивно воздействует не только на повышение качества речи родного языка, но и иностранного. Приведём пример рифмовки, который может сопровождаться пальчиковыми играми. Песенка “FingerFamily”:
Daddy finger! Daddy finger!
Here I am! Here I am!
How are you today?
Very well, I thank you!
Run away! Run away!
(далее идут Mummy finger, Brother finger, Sister finger, Baby finger)
В этой песенке можно просто показывать и шевелить тем пальчиком, о котором поётся, а можно сделать из бумаги пальчиковые куклы и играть с ними.
В середине урока по возможности необходимо провести дыхательную физминутку. Дети, представляют, что они воздушные шарики ‘balloons’. При счете на каждую цифру делают глубокий вдох: one, two, three, four - дети делают 4 глубоких вдоха. По команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание. Затем, от 4 до 8, они делают глубокий выдох “Breath out!” — four, five, six, seven, eight.
Как правило, успех применения динамических пауз на уроках зависит от её разнообразия и качественных характеристик. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала.
II.3 Игра как элемент здоровьесберегающих технологий
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес. Применение игрового момента на уроках иностранного языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения.
Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей.
Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учащихся готовность, желание играть и общаться.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации.
Игровым приемам присущи четыре главные черты:
1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
2. творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
3. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;
4. присутствие обучающего характера [4; 63].
В начальной школе подвижные игры способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
На уроках нужно проводить такие игры, которые дают возможность детям не только отдохнуть, они направлены на развитие внимания и тренировку фонетического, орфографического, лексического и грамматического материала.
В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие становится увлекательным (приложение 5).
Таким образом, урок иностранного языка, как никакой другой позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, функциональным, динамичным, а главное полезным.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка с учетом физиологических возможностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
II.4 Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
Работая в начальных классах я стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Для того, чтобы избежать переутомления учащихся, я использую смену видов деятельности: аудирование, работа с учебником, работа в группах, творческая работа, игра, задания соревновательного характера и т.д. Все это повышает умственную способность и мотивацию к дальнейшему изучению языка.
Физкультминутка – это один из главных элементов урока в начальной школе. Проведение физкультминуток помогает предотвратить утомляемость и восстановить работоспособность. Физкультминутку я провожу один раз в течение урока. Одна из самых любимых физкультминуток моих детей:
Hands up, hands down,
Hands on hips, turn around.
Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down.
Stand up, hands to the sides.
Bend left, bend right.
Stand still, sit down.
В течение урока я провожу музыкально-танцевальные физкультминутки. Мы занимаемся по учебнику Spotlight, где в каждом модуле представлена песня и комплекс упражнений по теме. Дети поют на английском языке и выполняют под песню различные движения. Такие физкультминутки пользуются у детей большой популярностью. Например:
This is my house, this is the door!
The windows are clean, and so is the floor!
Outside there’s a chimney,
As tall as can be,
With smoke that goes up,
Come and see!
Такие физкультминутки дети сначала выполняют с помощью видео, а затем самостоятельно.
На уроках, мы выполняем гимнастику для глаз на английском языке, а также комплекс упражнений В.А. Гурова.
Look left, look right, look up, look down, look around.
Look at your nose, look at that rose.
Close your eyes. Open, wink and smile.
Дети легко запоминают слова, и выполняют физкультминутки без помощи учителя.
Большое внимание на уроке я уделяю работе в группах. Групповая работа значительно повышает уровень освоения нового материала, учащиеся закрепляют изученную лексику, детям значительно легче учиться вместе. Часто такая работа организуется так, чтобы ученики работали стоя.
Очень важно обучать школьников ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. На своих уроках регулярно затрагиваю темы здорового образа жизни (режим дня школьника, правильное питание, спорт, экология и т.п.) для привлечения внимания обучающихся к вопросам сохранения и укрепления здоровья. Материалы, используемые на таких уроках, позволяют узнать об отношении англоязычных сверстников к этим проблемам и выразить своё отношение к ним.
На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.
Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.
Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал.
Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.
Один из важных приемов на уроках английского языка в начальной школе является игра. В целях релаксации игра используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.
Например, в игровой форме я провожу работу с лексикой. Дети делятся на команды и поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. В третьем классе, при изучении предлогов места, дети слушают предложения с указаниями и ищут свое место, активно передвигаясь по классу. Применение игровых технологий на уроке помогает вызвать положительные эмоции у ребят, увидеть их индивидуальность, повысить мотивацию к изучению английского языка. С помощью игры дети быстрее и легче запоминают языковой материал.
К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр.
При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.
При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.
Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с детьми по теме или читая текст, я всегда помню о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.
Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, я провожу на уроках разрядку в виде упражнений для глаз, использую специальную таблицу с различными траекториями движения глаз. В классе имеется памятка, благодаря которой, дети учатся беречь органы зрения. Она содержит следующую информацию:
Если глаза устали…
- Поморгай: глаза омоются слезной жидкостью, и усталость пройдет.
- Подойди к окну. Найди вдалеке какой-нибудь предмет, сосредоточь на нем взгляд. Затем осторожно повращай глазами в одну сторону, потом в другую. Ляг, закрой глаза, положи на каждый глаз ватку, смоченную чаем или отваром ромашки. Полежи так 3-4 минуты.
«Запомни!»
- Во время работы за компьютером располагайся на расстоянии вытянутой руки от экрана.
После каждых 15-20 минут работы делаю физкультурную паузу и специальные упражнения для глаз, общая продолжительность занятий на компьютере не больше 45 минут. Если у тебя плохое зрение, обязательно работай в очках.
Пальчиковая гимнастика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно для формирования речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться интеллекту. Например, игра «Право, лево», зарядка для рук «Clap your hands», игра «Мим» (изучение лексики + жестикуляция). Пальчиковая гимнастика особенно важна для самых маленьких школьников.
Дыхательная гимнастика. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Пример дыхательной гимнастики на уроке английского языка – упражнение «Дайверы»: на счёт 1234 – дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
В основе моей работы лежат технологии здоровьесбережения, которые применяются мной на всех уроках и во всех классах. Здоровьесберегающий аспект обучения неразрывно связан с созданием благоприятного эмоционального фона на уроке. По А.А. Ухтомскому, чем больше человек работает в благоприятных условиях, тем больше поглощает энергии из внешней среды и вовлекает её в сферу своей работы.
Для создания положительного фона я использую следующие приемы:
- я подарю тебе счастье
- комплименты
- “эмоциональное поглаживание” (Э.Берн)
В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся и учителей, что способствует обеспечению успешного обучения. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого нужно 3-5 минут. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно поговорить о днях рождения учащихся, праздниках, научных открытиях, сенсациях в мире кино, театра и т.д. главное, чтобы тема задавалась детьми, т.е. была на самом деле интересной. Ученики видят заинтересованность учителя в их личностных интересах, благодаря этому в дальнейшей работе достигаются положительные результаты.
Исключение стрессовых ситуаций на уроке также является важным условием успешной деятельности учителя. Во время урока нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, “примерить на себя” и прочувствовать тот или иной эпизод. Особенно важно это при чтении, говорении и аудировании, когда требуется эмоциональная идентификация информации, в противном случае информация будет отторгнута, и как следствие не принята и не усвоена, а урок пройдет впустую. Для исключения стрессовых ситуаций псхологами рекомендуется задавать детям вопрос “что ты чувствуешь?, а не как ты думаешь?”
Но Выше перечисленные условия принесут результаты только в том случае, если будут применяться систематически.
За время работы в данном направлении мною были выбраны и освоены основные технологии, методы и приемы, отвечающие требованиям здоровьесбережения
- Технология рефлексивного обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Технология диалогового обучения
- Технология управления речью
Эти технологии способствуют созданию благоприятных условий обучения для каждого ученика не зависимо от его склонностей и способностей, обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, помогают каждому ученику познать и поверить в себя, учитывают склонности ребенка, особенности его памяти, внимания, потенциал физического и психического развития.
Технология личностно-ориентированного обучения направлена на формирование психически здоровой личности посредством специальных приемов и методов (подари мне счастье). Здесь реализуется прием сотворчества, где каждый ученик занимает активную познавательную позицию в коллективной деятельности. Выполняя разнообразные творческие задания, дети знакомятся с путями получения необходимой информации, формируют собственную жизненную позицию. Основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками.
На своих уроках я применяю эту технологию при выполнении:
- творческих заданий по инструкции;
- решении проблемных ситуаций;
- Личные и групповые мини-проекты;
- Ролевые игры;
- Творческие работы.
Управление речью или технология эффективной речевой деятельности
Данная технология очень активно применяется на моих уроках, т.к. в её основе лежит нетрадиционность урока, а “все что необычно, то и интересно”:
- урок-сказка;
- кукольный театр;
- драматизация;
- путешествие;
- интервью;
- радио-передача;
- репортаж;
- соревнование;
- урок-презентация и т.д.
Творчество учителя в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. Данная технология создает благоприятный микроклимат в группе, повышает интерес к учению, исключает стрессовые ситуации во время урока, способствует формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание, способствует раскрытию в детях новых возможностей. А, кроме того, владея данной технологией у меня есть возможность систематически отслеживать качество своей речи и речи учащихся.
Технология диалогового обучения помогает учителю превратить урок в пространство эффективного общения. Всем известно, что на II ступени обучения приоритетным направлением деятельности детей становится общение, поэтому очень важно, чтобы они имели возможность общаться на каждом уроке, особенно если речь идет об иностранном языке, основная цель которого формирование коммуникативных компетенций. Главными параметрами работы в рамках любой темы здесь становятся:
- Взаимоуважение;
- Взаимопонимание;
- Взаимодополнение;
- Взаимоподдержка.
Ученики, работая в постоянных или в парах сменного характера, одновременно общаются и выполняют поставленную перед ними задачу. Сильные ученики помогают слабым. Результатом данной технологии является успешность каждого ученика, благоприятный эмоциональный фон и как следствие здоровьесбережение.
Формирование навыков здорового образа жизни реализуется мной за счет тематики учебных тем, специально подобранных мультфильмов и личным примером. По стандарту на данную тематику отводится достаточное количество часов для того, чтобы сформировать правильное отношение учеников к себе, своему здоровью и роли здорового образа жизни в современном обществе. Вне учебной тематики я систематически провожу с детьми беседы, что способствует постепенному привитию культуры ЗОЖ. Я лично заинтересована в том, чтобы дети были здоровы и вели правильный образ жизни, т. к. это способствует правильному развитию всех качеств эмоционально-волевой, интеллектуальной и психо– физиологической сфер деятельности. Результатом чего я вижу воспитание психически здоровой личности ребенка.
- Тематика учебных тем:
- Здоровье.
- Спорт.
- ЗОЖ.
- Здоровое питание.
- Режим дня.
- Экология.
Пример учителя.
Здоровьесберегающий урок должен быть ценен не только своим наполнением и актуальностью проблемы, но, в первую очередь тем, что должны быть соблюдены принципы здоровьесберегающих технологий: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, разные виды преподавания.
Валеологический урок имеет четкую направленность на сохранение здоровья обучающихся: личностную ориентированность, психологическую и физическую безопасность, формирование здорового образа жизни, что требуют ФГОС 2 поколения.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.
В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить речевые зарядки, физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Одним из самых важных здоровьесберегающих действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения.
В процессе проектной работы решены все поставленные задачи. Были проанализированы педагогическая, психологическая и методическая литература по данной проблеме; была дана характеристика здоровьесберегающим технологиям на уроках иностранного языка в школе; были изучены принципы здоровьесберегающих технологий и рассмотрены виды деятельности, применяемые на уроках иностранного языка с позиции здоровьесбережения. Также были представлены этапы урока и определена роль здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.
Таким образом, можно утверждать, что цель работы - определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку достигнута.
Материалы, предложенные во второй главе, а также в приложениях можно использовать при проведении уроков иностранного языка в школе, т.е. работа имеет практическую значимость. Данные технологии позволяют укрепить и сохранить здоровье учащихся при условии соблюдения определённых требований предъявляемых к организации процесса обучения. Особых затруднений, приведенные в работе технологии, при их практическом применении не вызывают, поэтому они доступны для понимания любому педагогу, как с большим, так и с малым опытом. Но нельзя делать окончательных выводов, так как данная тема ещё не рассмотрена до конца. В самое ближайшее время будут найдены новые приёмы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004. №1
2. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. М., 2005
5. Карпова А.К., Рощина Г.А. Физкультминутки для начальной школы. Ярославль, 2006
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004
7. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004
8. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002
9. http://festival.1september.ru/2003_2004/
11. Здоровьесберегающее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpzr.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры, применяемые на уроках в 2-4 классах.
Игра “Укрась елочку!”(2 класс, изучение темы “цвета”)
Цель: научить понимать высказывание;
Перед учениками искусственная елочка и много разноцветных игрушек. Учитель обращается к ребятам с просьбой “Hangupthebluedolphin, please.” И т.д.
Игра “Волшебный мешочек”(2-3 класс, изучение структуры isita…..?)
Цель: развитие грамматических умений.
В непрозрачный мешок складываю игрушки (животные), учащиеся угадывают, что за игрушка (isitacat? Is it a dog?)
Игра“Что он/она делает?” (“what’s she/he doing?) (3-4 класс тема present continuous вопросительные структуры)
Цель: развитие грамматических умений.
Изображение на картинке перевернуто наоборот. Учащиеся поочередно спрашивают, что делает он/она на этой картинке.
Игра “Chainword” (применяется в любом классе на начальном этапе при изучении любой темы).
Цель: развитие навыков чтения и орфографических навыков.
Найди слова в этой строчке. (можно применить как соревнование между командами).
Workeyesausagearockitexcitegglass
(work, eyes, sausage, ear, rock, kite, excite, egg, glass)
Игра “Бинго”. (в любом классе при повторении темы “алфавит”, “числа”).
Цель: развитие навыков аудирования.
Ученики заполняют поле буквами/ числами. Учитель произносит любые буквы/ числа в произвольной последовательности, дети слышат и зачеркивают их на своем поле. Выигравший первым вычеркивает все буквы/ цифры и кричит “бинго!”
Игра “Назови, что я делаю” (3-4 класс тема present continuous)
Цель: развитие грамматических умений.
Ученик у доски изображает действие, другие ребята по очереди комментируют (you are sleeping, you are dancing, you are playing football).
Игра “Одень куклу” (2 класс тема “одежда”)
Цель: научить понимать высказывание;
Учащиеся изготавливают дома модель куклы и одежду для нее и наряжают своих кукол в разные наряды по команде учителя. (put on the coat, take off the coat, put on the dress, take off the dress, put on….)
Игра“Назови слово” (just say the word!) (2 класс тема “звуки и буквы”)
Цель: развитие фонетических, орфографических навыков, навыка чтения.
Учитель произносит слово по буквам, учащиеся его пишут и читают.
Если дети еще плохо знают написание букв, можно составлять эти слова из разрезной азбуки на парте.
Игра “Lucky dip!”(”Удачная рыбалка!”) (2 класс тема “Алфавит”)
Цель: развитие лексических навыков.
Карточки с буквами лежат на столе учителя, ученики подходят и по очереди берут любую карточку. Их задача – назвать букву правильно и слово, которое начинается с этой буквы.
Игра “стоп!”(stop!) (2-4 классы)
Цель: усилить навыки произнесения слов по буквам и понимания слов.
Можно работать в парах. Один ученик задумывает слово, второй пытаясь его отгадать, задает вопросы: Is there a letter“E” in your word? Если такая буква есть, ученик ее пишет в слове, если не – пишет букву Sив слове STOP. Если слово удалоcь угадать раньше, чем написать stop, то ученик выиграл!
Игра “Кукольный театр”(Puppet show) (2 класс)
Цель: развивать навыки монологической (диалогической речи)
Дети, надевая пальчиковую куклу на руку, проигрывают диалоги в парах (мини группах), либо выстраивают монолог на различные темы (например ситуация “знакомство”, “в магазине” и т.д.).
Фонетические игры
Необычный телефон
На доске рисуется большой телефон, на кнопках которого вместо цифр указаны буквы. Задача участников игры: за определенное время составить из букв как можно больше слов и произнести их.
Измени звук
На доске изображены рисунки, под каждым рисунком - 2 буквы. Первая: для подсказки того, что изображено, а вторая: чтобы изменить слово с ее помощью.
Орфографические игры
Вставь букву
Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Странные слова
Ребята должны догадаться, что это за слова, половина букв из них закрыта.
Лексические игры
Как называется наша тема?
Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А-1, В- 2, С- 3 и т.д. Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14.
Кроссворд
Учитель пишет на доске по вертикали слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали.
Грамматические игры
Поменяйся местами
Цель: повторить количественные числительные.
Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим.
Игра в мяч
Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Физкультминутки на уроках английского языка в 2-4 классах.
Hands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!
***
Hands up, clap, clap!
Hands down, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Bend left, clap, clap!
Bend right, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
***
Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.
Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Упражнения для глаз
1. Начертите на доске или другим способом букву S. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку. Ее можно связать с изучаемой темой ( “Wealth is nothing without health”).
2. Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.
3. Можно использовать стихотворный способ для расслабления глаз.
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
Дыхательные упражнения:
Дети, представьте, что мы воздушные шарики (We are balloons). Сейчас я буду считать, а вы на каждую цифру делаете глубокий вдох: one, two, three, four- дети делают 4 глубоких вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем, я буду считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох «Breath out!» — four, five, six, seven, eight.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка - задача особой важности для преподавателей английского языка С каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью, слабой нервной системой. Данные исследования специалистов: За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.. Нервно – психическими расстройствами заболевают c 6 % до 16 %. Число близоруких увеличивается с 1 класса к выпускному с 4 % до 12% Одна из частых патологий у школьников нарушение остроты зрения 30 % – 40%. Нарушение осанки с 2% до 1 6 % . Наряду с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, необходимым является формирование у ребёнка интереса к изучению английского языка, мотивации к познанию, следует тренировать познавательную активность, развивать коммуникативные навыки.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Здоровьесберегающие технологии- э то совокупность всех используемых принципов, методов и приёмов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения , цель которого - не только оберегать здоровье учащегося и учителей от неблагоприятных факторов образовательной среды, но и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии включают : технология проблемного обучения технологии критического мышления методы , способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар ) игровые технологии включение в урок вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни групповые способы обучения применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На моих уроках я использую : методы позитивной психологической поддержки ученика, учёт индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке . такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ- О бязательный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление
Принципы здоровьесберегающего обучения на уроках английского языка «Не навреди!» деятельности минимакса п сихологической комфортности в ариативности т ворчества успеха
Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей: Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки). Формируется здоровый образ жизни
Зарядка для глаз. Look left, right Look up, down Look around. Look at your nose Look at that rose Close your eyes Open, wink and smile. Your eyes are happy again. Начертите на доске или другим способом букву S. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку. Ее можно связать с изучаемой темой ( “ Wealth is nothing without health ”). Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.
Виды релаксаций : различные виды движений ролевые игры пение игры-соревнования игры с предметами диалоги с героями сказок просмотр мультфильмов драматизация небольших сценок
Правила построения урока с учётом здоровьесберегающих технологий Правильная организация урока. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестетическое). Учёт работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
гигиенические критерии рациональной организации урока № Фактор урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через 11-15 мин. Более 15 мин. 5 Число видов преподавания Не менее 3 2 1 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 минут Через 15-20 минут Не чередуются
№ Факторы урока уровни гигиенической рациональности урока 8 Место и длительность применение ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9 Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся . Частые несоответствия позы виду работы 10 Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого 1 физкульт - минутка за урок с недостаточной продолжительн-ю Отсутствуют 11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12 Наличие эмоциональных разрядок (число) В соответствии с гигиеническими нормами (2-3) С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
Выводы: Выбранные и освоенные мной технологии, методы и приемы активно способствуют формированию психически и физически здоровой личности Систематически проводимая работа по оздоравливанию школьников улучшает физические показатели, внимание, память, способствует повышению качества знаний, а главное, не вредит здоровью школьников В результате моей работы в рамках урока иностранного языка создаются условия, обеспечивающие школьнику возможность сохранения здоровья , формирование у него необходимых знаний по ЗОЖ и обеспечение реализации таковых в повседневной жизни На уроках иностранного языка отмечается позитивный эмоциональный фон, доброжелательная атмосфера, атмосфера сотрудничества На уроках присутствуют разнообразные формы работы, частая смена видов деятельности, что способствует высокой мотивации к учению, психологическому комфорту.
Литература 1. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004. №1 2. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002 3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004 4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. М., 2005 5. Карпова А.К., Рощина Г.А. Физкультминутки для начальной школы. Ярославль, 2006 6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004 7. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004 8. Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002 9. http://festival.1september.ru/2003_2004/ 10. http://ped-kopilka.ru/ 11. Здоровьесберегающее образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zpzr.ru
Крепкого здоровья всем в Новом году! Спасибо за внимание! «Здоровье – не все, Но все без здоровья – ничто» Сократ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и сохранить психологическое здор...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Забота о здоровье учащихся – одна из задач процесса воспитания и обучения в школе. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его не...
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе" содержит необходимую информацию для сохранения и укрепления здоровья младших школьников. В статье так же при...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению усп...
Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Презентация педагогического опыта, которая знакомит с типами здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В ней также представлены: структур...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Статья, посвящённая технологиям здоровьесбережения на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий, гигиенические критерии рацио...
"Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка в начальной школе"
Обобщение опыта. В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается в...