Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
статья на тему
Статья, посвящённая технологиям здоровьесбережения на уроках английского языка в начальной школе. Рассматриваются основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий, гигиенические критерии рациональной организации урока, ивды работ на уроках английского языка, способствующих здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Максимцова Елена Леонидовна
учитель
МБОУ «Гимназия №1», г Ангарск
Главная причина, основа, успеха в обучении – это комфортность эмоциональная, физическая, интеллектуальная. Условие комфорта – отсутствие каких-либо помех и преград. Недомогание, усталость, непонимание – это огромная помеха в овладении новыми знаниями, в учёбе; это стресс, который приводит к ухудшению здоровья. Одна из главных задач учителя – не навредить своими действиями ребёнку. А это не просто, ведь в погоне за результатами мы забываем о физиологических особенностях детей, их болезнях, особенностях восприятия и запоминания материала, не думаем об их самочувствии, не допускаем мысли о возможных проблемах в семье или коллективе. Часовая, весовая и информационная загруженность детей явно на лицо. Как сделать, чтобы на уроках не чувствовалась усталость, а правила запоминались сами собой, положительные эмоции преобладали над отрицательными, а от процесса обучения каждый раз получали удовлетворение и учитель, и ученик. В этом должны помочь здоровьесберегательные технологии. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий способствует повышению качества обучения, мотивации, сохраняет здоровье школьников.
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;
2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;
3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;
4. построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным;
5. учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции;
6. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;
7. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;
8. рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни;
9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;
10. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;
Рекомендуется использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, автор Смирнов Н. К.
Фактор урока | рациональный | Недостаточно рациональный | нерациональный |
Плотность урока | Не менее 60% и не более 80% | 85 – 90% | Более 90% |
Число видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
Средняя продолжительность разл. видов учебной деятельности | Не более 10 мин | 11-15мин | Более 15 мин |
Частота чередования разл. видов учебной деятельности | Не позже чем через10 мин | Через 11-15 мин | Более 15 мин |
Число видов преподавания | Не менее 3 | 2 | 1 |
Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин | Через 15-20 мин | Не чередуются |
Наличие эмоциональных разрядок | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением норм | В произвольной форме |
Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением норм | В произвольной форме |
Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся | Имеются случаи несоответствия позы виду работы | Частые несоответствия позы виду работы |
физкультминутки | 2 за урок, состоящие из 3-5 повторений | 1 за урок с недостаточной продолжительностью | отсутствуют |
Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Индифферентный, имеются случаи отрицательных эмоций | Преобладают отрицательные эмоции |
Момент наступления утомления | Не ранее, чем через 40 мин | Не ранее, чем через 35-30 | Гораздо раньше, чем через 30 |
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе.
На уроках учителей, работающих в начальных классах, в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.
- Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.
- При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть, они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.
- Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
- Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, маски. Дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.
- Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
- Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.
- Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Детям такие уроки особенно нравятся.
- Во избежание усталости учащихся обязательна смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
- Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.
- На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
- Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Критериями отслеживания результатов использования здоровьесберегающих технологи могут служить показатели качества обучения (тесты, контрольные срезы), психологические тесты на определение отношения учеников к предмету, активность учеников на уроке, их участие во внеклассных мероприятиях.
Список литературы
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 110.
- Сонькин В.Д. Законы растущего организма. – Издательство «Просвещение», 2008. – с.35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и сохранить психологическое здор...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Забота о здоровье учащихся – одна из задач процесса воспитания и обучения в школе. Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его не...
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе" содержит необходимую информацию для сохранения и укрепления здоровья младших школьников. В статье так же при...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению усп...
Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Презентация педагогического опыта, которая знакомит с типами здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В ней также представлены: структур...
Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка в начальной школе. Динамическая пауза.
На страницах этой статьи я хочу поделиться с коллегами опытом проведения динамических пауз на уроках английского языка в начальной школе....
"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".
Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех! Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...