Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
статья по английскому языку на тему

В статье предложены средства, которые помогут восстановить работоспособность учащихся на уроке ( физкультминутки, пальчиковые игры,смена видов деятельности) и  сохранить психологическое здоровье учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»

Мастер-класс

 Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Автор опыта:         учитель английского языка Погожева Т. А.

2010 г.

Презентация педагогического опыта

Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровьесберегающих технологий.        2 СЛАЙД (прочитать)

Этому в значительной степени способствуют:

  1. 3 СЛАЙД      Диагностика утомляемости
  2. 4 СЛАЙД    Число видов учебной деятельности, используемых учителем (чтение,  письмо, слушание, рассматривание наглядности и т. д. (4-7 видов) ;
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (7-10 мин.);
  4. Число использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. (не менее 3-х).
  5. Чередование видов преподавания;
  6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  7.  5 СЛАЙД     Использование  разнообразных форм организации детей: фронтальные, индивидуальные и в подгруппах.
  8. различные варианты физкультурных занятий, физкультминуток, физкультпауз. Возможны различные  варианты: а) речевое действие с музыкальным действием; б) речевое действие с игровым действием; в) речевое действие с движением; г) речевое действие с движением и игровым действием.

Это могут быть:

  1. физкультурные занятия (дети отчётливо произносят слова, сопровождая их действиями);
  2. физкультминутка (название и выполнение действий и команд);
  3. физкультпауза + стихотворение / рифмовка (дети выполняют движения вслед за учителем);
  4. физкультминутка, построенная на танцевальном материале (интегрирование движений, музыки и сюжета эффективно воздействуют на личность ребёнка);
  5. занятия на основе подвижных игр.
  1. 6 СЛАЙД     Гигиенические условия в классе (кабинете);
  2. 7 СЛАЙД  

Всё это предупреждает утомляемость учащихся и является необходимым моментом на уроках иностранного языка в младших классах.

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учёные утверждают, что полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удаётся, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом  полноценного функционирования и развития растущего организма. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий  за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление.

Представление системы учебных занятий

 Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Для организации благоприятного климата на уроке, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных  и практических целей, поддержания мотивации обучаемых в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Для этого я стараюсь учитывать:

  1. физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста;
  2. предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы напряжение и  усталость;
  3. стараюсь проводить урок непринуждённо, с настроением и только положительными эмоциями;
  4. создаю приятную, располагающую к занятиям обстановку;
  5. включаю в урок зарядки-релаксации.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к эффективности усвоения материала (длительность зарядки – релаксации 3-5 минут). При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Вот некоторые элементы релаксации, которые я применяю на начальном этапе обучения.

  1. Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость. Примерами такой зарядки являются песенки “Clap, clap, clap your hands”, “One, two, three on the tiptoes”, “ If you are happy” и другие.
  2. 8 СЛАЙД ( песня)
  3. Физкультминутки. Тексты рифмовок вы видите на листках. Они собраны из разных источников и успешно апробированы на уроках в начальной школе.
  4. Игра. Это не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Например, при изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик у доски выполняет это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита. При изучении темы «Моё любимое животное» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами. При изучении темы «Мой день» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
  5.  пальчиковые игры. (провести игру)

Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Данный вид деятельности можно использовать и в начале урока. Это настроит детей на занятие, даст позитивный заряд, а также поможет активизировать мозговую деятельность. С текстами пальчиковых игр вы можете ознакомиться на листках.

What’s the weather like today?

Look through the window! What’s the weather like today?

Is it sunny? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками – лучиками)

Is it rainy? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)

Is it windy? ([w – w - w] размахиваем руками, показывая порывы ветра)

Is it cloudy? (прикрываем лицо ладонями)

Is it dry? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)

Is it wet? (стряхиваем с рук воду)

Hello!

Пальчики левой руки по очереди «здороваются» с пальчиками правой руки, похлопывая друг друга кончиками “Hi” или “Hello!”. Либо большой палец по очереди «здоровается» с другими пальцами руки. Можно выполнять одновременно двумя руками.

Му Family

Поочерёдно разгибая пальчики из кулака и загибая обратно:

This finger is my grandfather,

This finger is my grandmother,

        This finger is my daddy

        This finger is my mummy,

         And it’s me!

       Wake up!

Поочерёдно загибаем пальцы в кулак, потом резко разжимаем, широко расставляя пальцы.

This finger wants to sleep,

This finger wants to sleep,

This finger wants to sleep,

This finger wants to sleep,

This finger wants to sleep.

Wake up! It’s time to play!

Balloon

«надуваем» шарик: сначала ладони вместе – шире – шире –вместе (воздух выходит [∫-∫]). Сопровождать глубоким вдохом и выдохом.

Let’s play a balloon!

And make it bigger – bigger – bigger! (разводим руки)

Hop ! [∫-∫-∫] (сводим руки)

В ходе урока  движения пальцев рук и кистей помогут ребёнку расслабиться, убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают общую умственную усталость.

Dance of the leaves

First they dance upon the trees,(поднять руки вверх и раскачивать, имитируя порывы ветра, пальчики при этом шевелятся как листочки)

Then they float on the breeze. (руки плавно «плавают  по волнам», пальчики расслаблены)

Then they gaily blow around, (сделать круги руками, вращая ладони)

Now they’re sleeping on the ground. (мягко опустить руки вниз, присев на корточки).

Homes

This is a nest for Mr. Bluebird (сложить ладошки чашечкой, изображая гнездо)

This is a hive for Mrs. Bee (сложить кулачки вместе, изображая улей)

This is a hole for funny rabbit (соединить кончики пальцев двух рук, изображая вход в норку для кролика)

And this is a house for me.(сложить руки «домиком « над головой)

Массажные игры     (проведение игры со слушателями)

Посмотри на меня и послушай меня:

Eyes, are you ready? (поглаживание век)

Yes, we are. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)

Ears, are you ready? (поглаживание ушей)

Yes, we are. (прикладывание ладоней к ушам)

Hands, are you ready? (поглаживание кистей рук)

Yes, we are. (хлопки в ладоши)

Legs, are you ready? (поглаживание ног)

Yes, we are. (притопывание)

Shoulders, are you ready? (поглаживание плечей)

Yes, we are. (постукивание по плечам)

Children, are you ready? (развести руки в стороны)

Yes, we are. (обнять себя руками)

Проведение имитационной игры

Если вы обратили внимание, то представление опыта я попыталась представить с позиции технологии здоровьесбережения:

  1. использовала разные виды преподавания  (словесный, наглядный, аудиовизуальный)
  2. использовала разные виды учебной деятельности (слушание,  рассматривание наглядности, чтение )
  3. использовала физкультминутку,
  4. использовала физкультпаузу
  5. использовала пальчиковую игру
  6. частота чередования различных видов деятельности не превышала 7 минут

 Моделирование

А теперь попробуйте разработать фрагмент урока 1  стр 38 (Раздел3) учебника для 3 класса УМК Кузовлева В. П,  с позиций технологий здоровьесбережения Работаем 5 минут. Можете объединится в группы.

Ну что, справились с заданием? Если не готовы, то давайте вместе.

     

Рефлексия

           Мне бы хотелось узнать,считаете ли вы полезным представленный опыт, как вы оцениваете проведённое занятие?

           Для этого заполните, пожалуйста, находящиеся перед вами анкеты.

                                                             

И в заключение хотелось бы сказать о здоровьесбережении учителя.

Сохранению психологического здоровья современного школьника уделяется большое внимание, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя.

Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личность.

Давно настало время серъезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия.  

Педагогическая профессия относится к умственному труду и требует большого интеллектуального напряжения, но предполагает слабую мышечную активность. Учитель часто испытывает психологический дискомфорт, причинами которого могут быть:

  1. довольно часто возникающее напряженные педагогические ситуации;
  2. физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
  3. высокий уровень ответственности;
  4. тенденция агрессивного отношения родителей и учащихся.

Умение пользоваться способами регуляции своего эмоционального состояния может помочь учителю снизить психоэмоциоанльное напряжение и сохранить своё здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости.

Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку.

Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния является самовнушение. Например, «я могу наслаждаться своей работой. У меня хорошая работа. Каждый день я с радостью иду на работу. Я работаю легко и радостно. У меня все получается. Это просто здорово - работать с подрастающим поколением. От своих учеников я заряжаюсь молодостью и энергией. Я энергична, молода душой и оптимистична».

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром, после сна или по дороге в школу. Ну, а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Использовать можно следующие приемы:

  1. медленно осмотреться по сторонам, даже в том случае, если помещение знакомо, мысленно описывать один предмет за одним. Пример: «коричневый письменный стол, белые занавески….»
  2. представить себя в приятной обстановке на природе.
  3. Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
  4. Вспомнить приятные события из собственной жизни, вспомнить состояние радости, сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом.

По мере того, как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида, станут постепенно уходить.

Согласно утверждению психологов, в борьбе со стрессом помогают: ранний подъем, разделение труда в доме, периодический отдых, физические упражнения, снисхождение к себе( не стоит слишком многого от себя требовать: дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок. Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительности правильности своих поступков. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому, что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит), расслабление, желание прощать (научитесь не обращать внимание на неприятности и прощать тех, кто вас расстраивает. Прощая их, вы даете себе возможность не сосредотачиваться на проблемах. А это сбережет и нервы и здоровье), готовность решать проблемы (не стоит бежать от трудностей, надо научиться их решать, иначе их может накопиться столько, что груз окажется для вас просто не подъемным. Сколько бы вы не тянули, проблем не станет меньше, наоборот – они лишь усугубятся и из вполне решаемых  могут превратиться в действительно неразрешимые).

Итак, уважаемы коллеги! Вопрос восстановления профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний.  

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. Будьте здоровы!

        8 СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

В статье рассказывается об основных элементах здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, о том, как их лучше сочетать, чтобы достигнуть наилучшего результата поставленной цели урока. ...

"Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучения  я использую элементы здоровьесберегающих технологий....

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

презентация по теме "Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка" с примерами...

"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех!         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...

Статья "Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе"

Музыка как составляющий элемент здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах....

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе.

В данной статье учителя демонстрируют необходимость использования элементов здоровьесберегающих технологий  в начальной школе....