Статья " Упражнения для развития механизмов аудирования у школьников 5-9 классов"
статья по английскому языку на тему
В данной статье рассматривается система упражнений для развития механизмов аудирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_uprazhneniy_po_audirovaniyu.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель английского языка
МАОУ «СПШ № 33»
Роньжина Анна Витальевна
Использование нетрадиционных упражнений для развития механизмов аудирования у школьников 5-7 классов
Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Работая по учебно-методическим комплексам Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. Английский с удовольствием Enjoy English (базовый уровень), автор имеет возможность самостоятельно подбирать упражнения по аудированию и не ограничивать себя в творчестве, поэтому ставит перед собой задачу - какие найти методы и приёмы, чтобы сформировать механизмы аудирования. Методисты Гальскова Н.Д.[1], Филатов В.М.[5] в своих работах по методике преподавания иностранного языка выделяют упражнения подготовительные и речевые.
Основываясь на их работы, целесообразно использовать такой прием как подготовительные упражнения. Для активизации фонетических навыков автор использует:
1. Упражнения для обучения речевому слуху:
1) прослушайте и повторите несколько пар слов:
Day - way saw – so boy – toy name – game green – queen
Luck – dark cat – fat down – town look - took rain - train
2) определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например:
Money – honey - bunny - funny; Face – place – lace – pace – race - case
Данные упражнения способствуют развитию речевого слуха, одновременно учащиеся закрепляют звуки, что благоприятно сказывается на чтении.
2. Следующий прием – это упражнения для обучения вероятностному прогнозированию.
1) назовите значения слов, образованных из известных вам элементов, например:
Russia - Russian; talk – talker – talkative – talking;
to reread – read; music – musical – musician.
2) прослушайте с фонограммы или в предъявлении учителя текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста.
Например, Listen and put in the words.
Mike prefers to spend his … in the country. He can … in the fields. Mike picks berries and gathers mushrooms… . He … , swimming, … and riding a bike. The boy… a lot of time outdoors. Sometimes it is boring in the country, for example in the evening. Mike thinks the country is the best … to have a good rest.
Key: place, spends, diving, enjoys, in the forest, walk, summer holidays.
Такие упражнения совершенствуют психолингвистические механизмы первичного прогнозирования – смыслового и языкового, что способствует формированию коммуникативной компетенции и лексико-грамматических навыков.
3. Упражнения в развитии словообразовательной догадки:
1) прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом –er, например:
to write – writer, to drive - driver, to build - builder, to speak- speaker, to teach- teacher.
2) прослушайте слова и образуйте от них существительные:
art – artist
music - musician
to teach – teacher
to write – writer
politics - politician
The suffixes -ist, -er, -ian makes nouns.
- Упражнения в развитии контекстуальной догадки:
2) Например, при изучении темы «Страна изучаемого языка» учащимся предлагается следующее задание: просмотрите ключевые слова и словосочетания и назовите тему, которой посвящен текст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа.
The capital is London, English is the official language, the largest island in Europe, The climate is mild, the English, the Scots, the Welsh, the Irish, Cambridge University, Oxford University. (Answer: The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)
При выполнении данного задания у учащихся появляется интерес к тексту, создается мотивация к изучению темы, они закрепляют изученный лексический материал.
Речевые упражнения с аудиотекстами — ещё один компонент развития механизмов аудирования. Они выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.
1. Упражнения до прослушивания текста
Цель этих упражнений – подготовка учащихся к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся у них знаний и опыта, создание мотива на предстоящую деятельность, снятие возможных трудностей, включение механизма ожидания и прогнозирования.
Особо хотелось бы остановиться на таком приеме, как «ассоциограмма». При изучении темы «Образование в Великобритании», учащимся 7 класса перед прослушиванием текста было предложено задание: назвать все слова, которые ассоциируются с понятием «школа».
Например, to attend, uniform, classes, private, compulsory, free, education, successful, to study, to learn, secondary.
Работа проходила в парах и индивидуально. Школьники активно включились в работу, у них появился интерес к тексту, что дало радость творчества, обеспечило успех, так как с заданием справились все и даже для слабого ученика была создана ситуация успеха.
Или, например, до прослушивания текста по теме «Профессии» учащимся 5 класса было предложено задание:
Read the following definitions and choose the right answers.
- Someone who cooks food in a restaurant is called a …
- chef b) manager c) cook
- Someone who plays professional sports is called an …
- artist b) athlete c) farmer
- A person who takes care of people in a hospital is called a …
- nurse b) barber c) scientist
- Someone who helps you learn in school is called a …
- doctor b) learner c) teacher
- The person who takes care of your teeth is called a …
- doctor b) biologist c) dentist
- Someone who makes beautiful paintings is called an …
а) artist b) editor c) architect
Это упражнение позволило подготовить учащихся к восприятию текста, а также способствовало повторению лексики по теме.
При изучении темы «Знаменитые люди» в 6 классе было дано задание:
Look at the pictures. Do you know who is this? What do they do? ( учитель показывает портреты известных людей Margaret Thatcher, Mark Twain, Charlie Chaplin, Pablo Picasso, Sir Winston Churchill и другие) How do you think about what will be the text? These words help you to understand the text. I read and then you repeat it after me.
T: Famous, writer, musician, politician, painter, scientist, composer, well-known
Учащиеся пытаются догадаться к какой сфере деятельности принадлежат эти люди. Например, I think Sir Winston Churchill was a famous politician. Mark Twain was a famous writer.
Такие упражнения развивают коммуникативную компетенцию, все учащиеся включаются в работу, процесс обучения становится привлекательным и интересным.
2. Упражнения в процессе прослушивания текста
При работе с аудиотекстами большое внимание автор уделяет его продолжительности. Средний размер текстов, измеряемый продолжительностью звучания, для пятых-шестых классов составляет две или три минуты, а и старших - три-пять минут. Текст до трех минут звучания принято считать оптимальным, так как он не превышает возможности учащихся в удержании информации (если ее нужно передать в форме, близкой к тексту оригинала) и позволяет развивать прогностические умения на уровне текста.
Во время прослушивания текста учащиеся должны понять его смысл и коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему оценку (интересно, важно, полезно или познавательно). В процессе аудирования учащиеся отвечают на вопросы, выполняют действия по соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию (дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста, действующих лиц.
Учащимся предлагается в ходе прослушивания текста:
1. отметить в списке слова или словосочетания, с помощью которых описываются те или иные объекты;
Например, тема «Описание комнаты». Listen what Alice says about her room.
Bright room, atmosphere, big, small, invite guests, a pleasant place, shares the room, favourite place, my house is my home, a lot of sunshine.
2. заполнить таблицу, занося необходимую информацию в соответствующие
рубрики, например, listen to the list of places and group them into 4 columns.
continents | |
countries | |
seas and oceans | |
rivers and lakes |
3. Упражнения после прослушивания текста
Послетекстовые задания вовлекают учащихся в активную творческую деятельность, служат для контроля понимания и успешности акта общения. Это упражнения тестового характера, ответы на вопросы, составление плана, пересказ, завершение текста, беседа, дискуссия, оценка героев, их поступков.
Например, при изучении темы «Знаменитые люди» учащимся 6 класса было предложено задание прослушать текст «Юрий Гагарин», и решить какие предложения правильные, а какие нет.
Yuri Gagarin was the first cosmonaut in the world. Yuri Alexeyevich Gagarin was born on the 9th of March, 1934. He was born in the village of Klushino in the Smolensk region. Yura was an active, brave and curious boy. His father was jack of all trades and he helped his son when Yura made toy planes by hand. But the war began, Yuri Gagarin and his mother, father, brother and sister left their house and had to live in a dug-out. In 1951 Gagarin graduated from a vocational school in Lyubertsy near Moscow. In 1955 he entered a school for pilots. Then he became a pilot and joined the first group of cosmonauts. In 1960 Gagarin began to prepare for the flight into space. On April 12, 1961 Yuri Gagarin flew into space and spent 108 minutes there. It was the first time in history that the Russian spaceship "Vostok" with the man on board was in space. After his flight he visited many countries and saw millions of people. Gagarin became a Hero of our country. He died in 1968, but people always remember the first Russian cosmonaut.
Here are some statements. Are they TRUE or FALSE?
- Yuri Gagarin was the first cosmonaut in the world.
- Yura was a weak boy with poor health.
- Yura made toy ships by hand.
- Yuri Gagarin and family left their house and had to live in a dug-out because of the war.
- In 1955 he entered a school for pilots.
- Then he became a pilot and he decided to become a spaceman.
- Yuri Gagarin flew into space in1960.
- People always remember the first Russian cosmonaut.
Таким образом, разнообразие приведенных выше приемов и упражнений позволило повысить у учащихся мотивацию к изучению английского языка. Использование упражнений, развивающие механизмы аудирования, способствует пониманию и усвоению иноязычной речи, помогает учащимся запомнить информацию и систематизировать ее. Подготовительные упражнения, в первую очередь, развивают речевой слух школьников, улучшают вероятностное прогнозирование, развивают кратковременную и словесно – логическую память, словообразовательную и контекстуальную догадку. Речевые упражнения позволяют подготовить учащихся к восприятию аудиотекста, ввести их в тему, актуализировать имеющиеся у них знания и опыт, понять смысл текста и коммуникативное намерение говорящего, удержать в памяти то новое, что узнали из текста и дать ему оценку и, конечно, создать ситуацию успеха, снять возможные трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие композиционного мышления у школьников 1-3 классов
Работа посвящена развитию композиционного мышления, недостаток которого не позволяет учащимся более широко познать изобразительное искусство, как неотъемлемую часть гармонично развитой личности....
Система работы и упражнения на развитие навыков аудирования.
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и ад...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...
Упражнение для развития навыков аудирования spotlight 5 класс, модуль 3
Упражнение для развития навыков аудирования spotlight 5 класс, модуль "Мой дом, моя крепость" стр.47,упр.6...
Статья по теме "Развитие навыков аудирования и говорения у учащихся"
Статья по теме "Развитие навыков аудирования и говорения у учащихся"...
Статья на тему "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ"
Аннотация: Развитие координационных способностей способствует быстрой адаптации детей к появляющимся новым технологиям, к быстрому темпу жизни и изменениям окружающей среды. В статье научно-практическ...