Аспекты образовательного потенциала урока
статья по английскому языку на тему
Четыре аспекта иноязычного образования - познавательный, развивающий, воспитательный и учебный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aspekty_obrazovatelnogo_potentsiala_uroka.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА
Урок иностранного языка, пожалуй, как никакой другой, обладает поистине огромным образовательным потенциалом. Образовательным, не только учебным. Образование органично включает в себя и познание, и развитие, и воспитание. Целью обучения является формирование знаний, навыков и умений; они же являются и содержанием обучения. У образования же и цель, и содержание иные: цель – формирование человека, а содержание – культура. Только усвоение культуры в широком смысле слова делает человека Человеком.
И наш предмет обладает как раз таким потенциалом, который может в значительной мере способствовать формированию человека как гражданина и личности.
В основу учебников линии УМК «Английский язык» для 2–11 классов общеобразовательных учреждений положена концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта.
В учебниках нашего УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования — познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный. Хочется на отдельном примере наглядно и, скажем так, инструментально определить задачи урока, показать учителю, как эти аспекты выражаются в рамках конкретного урока.
Начнем с познавательного (социокультурного) аспекта. Его цель — овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:
- отображение актуальной действительности:
- иллюстрации;
- фото;
- слайды;
- фильмы;
- компьютерные программы;
- анкеты;
- билеты;
- этикетки и т. п.;
- репродукции картин художников стран изучаемого языка;
- отрывки из текстовых произведений:
- художественной литературы;
- справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.);
- материалов СМИ;
- разговорный массив:
- аутентичные диалоговые тексты;
- объяснения и показ строя языка;
- речевые образцы;
- правила-инструкции;
- структурные и функциональные обобщения;
- сведения о функциях языка, его роли в жизни и мире;
- фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.
Урок иностранного языка всегда начинается с предъявления значимого, интересного факта иноязычной культуры, который осознаётся учениками в процессе чтения, аудирования, говорения и письма. Поэтому первой целью урока является цель познавательная, то есть овладение социокультурными знаниями. В качестве примера обратимся к формулировке целей к уроку 29 «I’m Peter Pan» из книги для учителя к учебнику «Английский язык» для 2 класса общеобразовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, С.А. Пастуховой, О.В. Стрельниковой. (М.: Просвещение, 2011).
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:познавательный (социокультурный) аспект: знакомство с Питером Пэном (Peter Pan) — героем сказки шотландского писателя Джеймса Барри (J. Barrie), с памятниками литературным героям: the Peter Pan Statue in London, the Alice in Wonderland Sculpture in New York, the Fisherman and the Goldfish Sculpture in Moscow, знакомство с популярной детской игрой «Animal? Mineral? Vegetable?».
Важно отметить, что познание иной культуры предлагается ученику в сопряжении с родной культурой. Замечу, что нахождение различного и схожего способствует становлению ученика как субъекта собственной, российской культуры. Для этого в каждом цикле урока есть раздел «In your culture».
Вторым аспектом иноязычного образования является развивающий аспект, следовательно, развивающей должна быть и вторая цель урока. Что служит объектами развития, какие навыки развивает учитель в данном аспекте?
Очень многие. Перечислим лишь некоторые: способность к осмысленному восприятию, увеличение объёма внимания, непроизвольное запоминание, антиципация структур, догадка и анализ, абстрагирование и обобщение, логическое изложение, планирование высказывания, выражение различных чувств, эмпатия, коммуникабельность, оценка и самооценка, имитация, комбинирование, импровизация.
Приведём пример.
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:развивающий аспект: развитие способностей к языковой догадке, имитации; развитие интонационного слуха; развитие психических процессов и функций: внимания, памяти, мышления (мыслительные операции — сравнение и обобщение); качества ума (самостоятельности); творческого воображения; компенсаторных умений: использование речевого образца в качестве опоры для построения собственного высказывания, использование языковой догадки по аналогии с родным языком, по иллюстрациям; развитие учебных умений (общеучебных и специальных): умений работать со справочными материалами (англо-русским словарём, лингвострановедческим и грамматическим справочниками); сотрудничество со сверстниками, участие в коллективном обсуждении.
Третьей целью урока согласно воспитательному аспекту иноязычного образования является воспитательная цель. Содержанием воспитательного аспекта служит духовно-нравственное развитие учащихся. Согласно новой Концепции в это содержание входят патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семейные ценности, труд и творчество как ценность, традиционные российские религии, искусство и литература, природа как ценность и др. Основой всего этого являются базовые национальные ценности России.
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока: воспитательный аспект: формирование положительного отношения к реалиям иностранной культуры, осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран; формирование представлений о положительных и отрицательных чертах характера; воспитание познавательных потребностей, интереса к чтению.
Наконец, четвёртый аспект иноязычного образования — учебный. Его цель — овладение сложным умением общаться в межкультурном диалоге, которое основано на умении говорить, аудировать, читать и писать. В связи с этим четвёртой целью урока всегда является овладение языковыми навыками, лежащими в основе речевых умений, либо совершенствование этих навыков, либо развитие какого-либо умения (его качества, механизма, уровня), либо овладение умениями собственно общения. Безусловно, объекты учебного аспекта очень многочисленны и разнообразны, но они все чётко обозначены и спланированы для каждого уровня в отдельности и для системы УМК в целом.
Приведём пример.
Lesson 29. I’m Peter Pan.
Цели урока:учебный аспект: формирование лексических навыков; совершенствование грамматических и произносительных навыков.
Итак, достижение образовательных результатов возможно только в том случае, если на каждом уроке ставятся и успешно достигаются конкретные познавательные (социокультурные), воспитательные, развивающие и учебные задачи, составляя в своей совокупности образовательный потенциал урока иностранного языка.
Литература
В.П. Кузовлева: "Четыре аспекта образовательного потенциала урока (Интернет-издание «Просвещение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье рассмотрены проблемы практического использования реальной городской среды при работе с учащимися. Описаны возможности и преимущества виртуальных моделей городов и отдельных городских объектов...
Интеграционный образовательный потенциал туристических походов
Интеграция школьных предметов в туристических походах....
Образовательный потенциал игры как педагогического метода на примере обществознания в старших классах средней школы: гендерный аспект
Описание и типология игр, используемых в образовательном процессе....
Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности
Коммуникативная компетентность становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевания в жизни,...
Вариативное использование образовательного потенциала СПбГЛТУ и Лисино-Корпус в проектной деятельности
Вариативное использование образовательного потенциала СПбГЛТУ и Лисино-Корпус в проектной деятельности...
«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...
Понятие «Цифровые образовательные медиаресурсы», их образовательный потенциал и перспективы применения при обучении биологии
Понятие «Цифровые образовательные медиаресурсы», их образовательный потенциал и перспективы применения при обучении биологии...