Интеграционный образовательный потенциал туристических походов
материал (5 класс) на тему
Интеграция школьных предметов в туристических походах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integratsionnyy_potentsial.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграционный образовательный потенциал туристических походов
Бровко Е.Н.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творческтва», г. Пыть – Ях, ХМАО - Югра
Любовь человека к странствиям зародилась еще в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и другие в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познание ее в непосредственном общении. В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна категория путешественников– пилигримы, странники по святым местам. Представители эпохи Возрождения
М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы в ХVIII в. Рассматривали путешествие как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.
В России появление и развитие туризма связано с краеведением. В 1932 году элементы краеведения начинают вводиться в учебные программы. В 1940 году туризм как норматив вошел в комплекс ГТО. В настоящее время туризм развивается стремительными темпами во всех его проявлениях.
Как правило, походная жизнь учит многому. В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу, преодолевать любые препятствия. Не тревожит и отсутствие крыши над головой, природа – дом для туриста. Кончились продукты? И это не страшно, сколько съедобных грибов и ягод вокруг. Чего, только не умеет делать человек с рюкзаком! Главное, много узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать.
Анализируя историческое прошлое туризма, напрашивается вывод, что туризм всегда и везде имел оздоровительное значение, акцентировалось внимание на спортивной и краеведческой деятельности. Патриотическое воспитание, познание окружающей природы, ее охрана играют также немаловажную роль.
Являясь педагогом дополнительного образования, работая в туристско-краеведческом направлении в течение длительного времени, в своей работе придерживаюсь данных основ, считая, что туризм и туристские походы – это отдых, физическое воспитание, труд, закалка, общение с природой. Однако уже несколько лет в походах я наблюдала за воспитанниками и делала выводы. Первые походы для ребят – это испытание, новые ощущения вдали от своего дома, города, огромное любопытство и интерес. Это мир, который открывается перед ними с другой стороны. Мир, где дети самостоятельные люди, которым нужно себя обогреть и накормить.
В последующих походах заметно утрачивается интерес у детей, им необходимо уже что– то большее, чем отдых, трудовое и физическое воспитание, умение выжить в природных условиях, и свободного времени вполне достаточно.
Постепенно наличие свободного времени в походе переросло в проблему. Появилась необходимость сделать поход еще более значимым и интересным. Каждый выбранный маршрут должен быть похож на «познавательный лабиринт». Дети, проходя этот лабиринт, должны получать не только необходимые умения и навыки, но и интересный познавательно – развивающий материал.
Высказывание великого дидакта К.Д. Ушинского очень точно определяет цель похода в природу это воспитательное значение. Но общение с природой несет в себе огромный образовательный потенциал. Конечно, вопросом образования и обучения занимается школа, дети на уроках получают массу информации по различным предметам. Возникла необходимость связать изучение школьных предметов и туристический маршрут, так, чтобы эта связь была ненавязчива и пополняла «интеллектуальную копилку» воспитанников, чтобы походы можно было использовать как образовательную среду для решения предметного преподавания. Нельзя претендовать на полноту отражения всех аспектов изучения материала школьных программ в лесу. Но почти любой туристический маршрут можно использовать не только для изучения предметов, но и дополнить их энциклопедическими знаниями, информацией из разных источников. Такой маршрут увеличит интерес воспитанников не только к походам, но и к предметам в общеобразовательном учреждении.
Как правило, туристические походы в школах проводятся эпизодически, не становясь полноценными элементами учебно-воспитательного процесса. Выходы на маршруты обычно заранее не спланированы. Выбор учителем маршрутов определяется случайными факторами. Как следствие туристическая работа в школах бессистемна. А ведь какой широкий спектр взаимосвязи туризма и школьных предметов открывается перед учителями– предметниками и классными руководителями.
Рис. 1
Образовательный потенциал туристических маршрутов для активизации знаний детей в разных классах отражает таблица 1:
класс предмет | 5-6 | 7-8 | 9-11 |
Биология | Растения края - как составная часть природы. Разнообразие растений. | Грибы, мхи и лишайники. | Биогеоценозы |
Экология | Бережное отношение к флоре и фауне. | Человек и природа. Охрана природы. | Рациональное природо- пользование. |
География | План местности. Карта и компас. Топография. Глазомерная съемка местности. | Физико-географическая характеристика. Рельеф и геологическое строение. | Человек, общество, природа. |
Физика | Физические явления в природе. | Работа с компасом. Магнитное поле Земли. | Основы биомеханики. |
Астрономия | _____ | _____ | Созвездия. Ориентирование по Солнцу и Луне. |
Математика | Простейшие измерения на местности. Масштаб. | Измерение расстояний и высот. | Расчеты высот и расстояний по формулам. |
ОБЖ | Ядовитые и съедобные грибы, ягоды, плоды. | Ориентирование. Движение по азимуту. | Физическая подготовка. |
Литература | Маршруты, связанные с именами писателей и поэтов. Лес в русских народных сказках. Фольклор коренного населения. | ||
Русский язык | Составление отчетов о походе. Рефераты, проекты. | ||
История и краеведение | История развития края. История заселения. Быт и культура коренных народов. | ||
ИЗО и искусство фотографии | Зарисовки пейзажей, фотографии маршрута. | ||
Физическая культура | Общая и специальная физическая подготовка. | ||
Психология | Тренинги на сплочение, выявление индивидуальных особенностей членов группы. |
Какими же незнакомыми кажутся знакомые маршруты, когда раскрываешь их образовательный потенциал. Даже столько раз проходимая
река под названием Большой Балык преобразилась
при ее изучении. Порядок предметного исследования представлен в таблице 2:
Образовательный потенциал объекта- река Большой Балык
Предмет | Содержание |
География | Физико-географическое положение объекта. Геологическое строение и рельеф. Работа с топографической картой. |
Биология | Мир растений в пойме реки Большой Балык. Ярусность. Животный мир. |
Экология | Экологическое равновесие. Охрана природы. Взаимодействие человека и природы. |
Физика | Работа с компасом. |
Математика | Измерение расстояний на местности. Измерение высоты склонов. Математические расчеты. |
ОБЖ | Ориентирование по местным признакам. Определение местонахождения. Разбивка бивуака. Костры. Приготовление пищи. |
Астрономия | Ориентирование по Солнцу и Луне. |
Литература | Хантыйская поэзия и эпос. |
Русский язык | Составление летописи похода. |
ИЗО и фотодело | Фотографии местности, зарисовки. |
Физическое воспитание | Движение по маршруту. Игры на свежем воздухе. |
Какими маршрутами не шел бы человек, в памяти всегда остаются яркие мгновения. Образовательные маршруты вкладывают в умы воспитанников много полезной информации, которая в дальнейшем помогает им занимать призовые места на конкурсах и соревнованиях различного направления (спортивный туризм, краеведение, фотоконкурс, школьные олимпиады и другие). Благодаря данному подходу к преподаванию туристской деятельности, можно выделить ряд положительных моментов для воспитанников и для педагога. Дети ненавязчиво получают информацию из школьной программы. Информация наглядно обоснована и легко запоминается воспитанниками, расширяется кругозор и увеличивается интерес через исследуемый маршрут к изучаемым предметам в школе. Постоянно происходит смена умственной и физической деятельности. Педагог всегда находится в поиске познавательного материала, повышает свое самообразование, ведет работу в разном направлении.
Впереди у воспитанников еще множество неизведанных маршрутов и все они будут яркими и запоминающимися, несущими в себе огромный образовательный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.
Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно многодневных, возникает много об...
интегрированный урок "учимся в туристическом походе"
1. Проект предназначен для учителей общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, преподавателей педагогического колледжа и всех, кто заинтересован проб...
Проект туристического похода
Материал содержит цель,задачи, этапы подготовки школьного туристического похода "Наше здоровье в наших руках". Также названы этапы реализации проекта и программа турпохода....
«Туристический поход по стране Числитинск»
Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-повторения она используется для уточн...
Учимся в туристическом походе
Интегрированный урок (физическая культура, русский язык, технология, информатика).Тема: «Учимся в туристической походе».Форма урока: урок-игра....
«Теоретические основы изучения организации туристических походов»
Подготовка к походу начинается с комплектования группы. Заблаговременно все оповещаются о предстоящем походе. Информация должна быть предельно четкой, ясной и исчерпывающей. Она может быть в виде устн...
Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.
В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...