Понятие «Цифровые образовательные медиаресурсы», их образовательный потенциал и перспективы применения при обучении биологии
статья по биологии
Понятие «Цифровые образовательные медиаресурсы», их образовательный потенциал и перспективы применения при обучении биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fedorova_m.e.docx | 11.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие «Цифровые образовательные медиаресурсы», их образовательный потенциал и перспективы применения при обучении биологии
В современном мире использование медиаресурсов является неотъемлемой частью жизни. Компьютер занимает значимое место в жизни учащихся, при работе с ним проявляется большая усидчивость и внимательность, чем за тетрадкой и учебником.
В своей диссертации ученый-методист Е.А. Филиппов отмечает «В своей практике учителя биологии часто сталкиваются с проблемами осуществления принципов наглядности и доступности на уроках общей биологии. Эти проблемы заключаются в сравнительно малой эффективности традиционных средств изобразительной наглядности, их низкой динамичности, малой реальности, что мешает лучшему усвоению материала учащимися» [16].
«В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации» [9].
Важной задачей современного образования является подготовка учеников к информационному миру, где умение работы с медиаресурсами необходимо для оперативной обработки информации, ее применения, для развития личностных свойств.
В Большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова [7], медиа определяется как средства массовой информации.
Медиаресурс – это источник средств массовой информации, а также информационный ресурс, который воспринимается через отдельные сенсорные каналы: зрение, слух, осязание, обоняние, и их совокупность.
Медиаресурсы являются очень важной частью современного процесса обучения, поэтому педагоги применяют разные средства, повышающие качество образования – технические устройства (компьютеры, планшеты, мобильные устройства, проекторы, интерактивные доски и т.д.) и программные (текстовые редакторы, программы для создания и редактирования видео/аудио файлов), методические (учебные и методические материалы) и информационные (ресурсы Интернет).
Элементы и продукты масс-медиа, применяемые в образовательном процессе, выступая в качестве принципиально новых средств обучения, не только одновременно выполняют роль неисчерпаемых источников знаний и эффективных способов коммуникации, но и вызывают у учащихся большой интерес, повышение у них заинтересованности в учебе [18].
Правильное применение медиаресурсов в процессе обучения значительно повышает мотивационный уровень, стимулирует аналитическое, критическое, творческое мышление учащихся, способствует существенному развитию их активности и самостоятельности. Они помогают разнообразить учебную деятельность, делая ее более наглядной, интересной, информативной и актуальной, для современных школьников.
Рассмотрим некоторые из них: интерактивные доски позволяют привлекать внимание учеников, делают урок более интересным и познавательным, являются эффективным средством образования, дают высокую обратную связь. Их можно назвать актуальным мультимедийным тренажером на уроке биологии, так как появляется отличная возможность облегчения восприятия сложных тем, требующих визуализации.
В настоящее время существует большое количество различных Педагогических Программных Средств (ППС) [5]:
• компьютерные учебники (уроки);
• программы-тренажеры (репетиторы);
• контролирующие (тестовые оболочки);
• информационно-справочные (энциклопедии);
• демонстрационные (слайд или видеофильмы).
Кроме того, множество программ, построенных на игровых технологиях, позволяют педагогу создавать интерактивные задания или выбирать из предложенных (банк которых пополняется каждый день). Самый известный сервис – LearningApps.
Для того, чтобы учебный процесс обеспечил развитие метапредметных результатов, требуется создавать разные задачи, которые будут привлекать учеников к активной деятельности для их решения, так постепенно развивается тяга к получению новых и более объемных знаний. Необходимо также учитывать возможности цифровых образовательных медиа-ресурсов для формирования УУД и развития способностей к самостоятельной познавательной деятельности.
Способы и средства применения цифровых образовательных медиа-ресурсов с каждым годом развиваются, что позволяет делать учебный процесс все более интерактивным и углубленным. За несколько десятилетий ЦОР стали значительно увеличиваться в использовании и применении их в педагогике. «Информатизация биологии в настоящее время развивается главным образом в форме внедрения в учебный процесс средств новых информационных технологий (СНИТ) в качестве технических средств обучения» [13].
На данный момент сложно представить урок без применения медиа-ресурсов, обучающиеся не хотят воспринимать только текстовую информацию и иллюстрации с плаката, они получают в большей мере основную информацию посредством развлекательного изучения, общения, в том числе и обучения (различных сайтов, обучающих видеоуроков и т.д.).
Из вышесказанного можно выделить перспективы использования медиа-ресурсов. Они состоят в развитии умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией.
Существует ряд тем для эффективного использования цифровых образовательных медиаресурсов на уроке биологии, где важно визуализировать материал. Например, в теме «Биосинтез белка» в 10 классе целесообразно использовать видео материал, для большего понимания учебного содержания, ученикам достаточно сложно визуализировать процессы, на уровне молекулярной биологии, медиаресурсы помогают решить данную проблему.
Задача современной школы заключается в развитии медиа-компетенции современных школьников. Создание своих интерактивных проектов позволяют улучшить цифровые навыки, помогают более глубоко вникнуть, а также более наглядно и качественно рассмотреть проблемные вопросы, что максимально важно для самостоятельной подготовки материала [8].
Список литературы
1. Андреева Н. Д. Биология. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Н. Д. Андреева. – 6-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2013 – С. 205-209
2. Борис С. И., Ханнаннов Н. К. «Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии» Газета «Биология», № 6, 2005 год,. Издательский дом «Первое сентября»
3. Власенко И. С. Медиаобразовательные технологии в системе изучения курса "Русский язык и культура речи" в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Власенко Иван Сергеевич, - М., 2011
4. Галеева А.Г. Стандарты разработки цифровых образовательных ресурсов // Всероссийская научно-практическая конференция – 2014 г [электронный ресурс] – Режим доступа: https://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/standarty_razrabotki_cifrovykh_obrazovatelnykh_resursov/26-1-0-201 (дата обращения: 25.02.2021)
5. Использование педагогических программных средств в образовательной среде школы для формирования универсальных учебных действий// Сборник методических рекомендаций, технологические карты уроков, 2016, № седьмой
6. Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях, научная статься по специальности «Науки по образованию» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://clck.ru/MqQpj
7. Кузнецов С. А. Толковый словарь С. А. Кузнецова [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cutt.ly/bk9gkmN (дата обращения: 16.02.2021)
8. Кузьмина М. В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузьмина Маргарита Витальевна, - М., 2014
9. Москвина Н. В. Технические средства обучения — ИКТ / Москвина Н. В., Горбунова Н. Н. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15206/ (дата обращения: 16.04.2021)
10. Некрасова А. Н., Семчук Н. М. Мультимедийные презентации как средство обучения биологии // Научные исследования в образовании, 2010. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/UKdUL (дата обращения: 16.04.2021)
11. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. Биология. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций; под ред. В. В. Пасечника. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2014 – С. 208-211
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
13. Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / Смирнов Василий Алексеев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные образовательные технологии опыт и перспективы применения
Материалы для проведения методических семинаров и педагогических советов....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...
ПАМЯТКА Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, ...
Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе
Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов
Проект занатия, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов,применяемое в шестом классе на...
Цифровые образовательные медиаресурсы на занятиях
Использование цифровых медиаресурсов является важной частью в жизни каждого современного человека. Современное образование готовит учеников к познанию информационного мира, где умение работы с медиаре...