РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку
рабочая программа по английскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа разработана на основе:

-Конституции РФ

- Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федерального закона от 01.12.2007 № 309  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областного закона от 14.11.2013 №Цели обучения английскому языку

        Изучение английского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

·     развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

·     речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо)

·     языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы

·     социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка;  26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл angl.yaz_10_kl.docx95.94 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Х. МАЛООРЛОВСКИЙ

                                                                                                                                     

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по английскому языку

Уровень общего образования (класс): основное общее(10)

Количество часов - 102

Учитель: Моисеенко Елена Григорьевна

Программа разработана на основе Программы курса         английского языка для 2 - 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией О.В Афанасьевой, Д. Дули, И.В. Михеевой, Б.Оби, В.Эванс. Английский в фокусе. «Просвещение» 2014г.

2016 – 2017 уч. год.

                                        Пояснительная записка  

Рабочая программа разработана на основе:

-Конституции РФ

- Федерального Закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федерального закона от 01.12.2007 № 309  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

- приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012  69, от 23.06.2015 № 609);

- приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012  74);

-  приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказа  Минобрнауки России  от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047».

-  письма Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письма Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».

-Устава школы;

-Локального акта «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;

- Программы курса   английского языка для 2 - 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией О.В. Афанасьевой, Д. Дули, И.В. Михеевой, Б. Оби,

В. Эванс. Английский в фокусе. «Просвещение» 2014г.

-Учебно-методического комплекта для 10 класса Английский в фокусе  О.В. Афанасьевой,  Д. Дули, И.В. Михеевой, Б. Оби, В. Эванс , состоящего из учебника, рабочей тетради, книги для учителя и аудиоприложения.

Место предмета «иностранный язык» в базисном учебном плане.

По программе учебный курс рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю. В соответствии с Уставом школы, учебным планом школы, годовым календарным учебным графиком на 2016 - 2017 учебный год данная рабочая программа рассчитана на 102 ч в год.

Цели обучения английскому языку

        Изучение английского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо)
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка;

в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

  • компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

                                              Общая характеристика учебного предмета.

На старшей ступени обучения предусматривается развитие учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу;  ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте; обобщать информацию, выделять ее из различных источников.  

         Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по темам курса и рекомендует  последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.                         

         Программа реализует следующие основные функции:

      -     информационно-методическую;

      -     организационно-планирующую;

      -     контролирующую.

          Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

      Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

      Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

     

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирование  уважения к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с  учетом позиций всех участников.

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Содержание учебного предмета

Предметное содержание речи

Изобразительное искусство

Основные мировые религии, верования, предрассудки.

Экологические проблемы современности

Мироощущение личности. Взаимоотношения с другими людьми. Понятие счастья.

Виды речевой деятельности.

Говорение

Диалогическая речь.

      Введение всех видов диалогов и их комбинирование на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях, связанных с выбором будущей профессии. Участие в полилогах, в том числе в форме в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка

Развитие у школьников диалогической речи на старшей ступени предусматривает:

  • развитие умений участвовать в беседе;
  • запрашивать информацию и обмениваться ею;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию;
  • брать на себя инициативу в разговоре;
  • вносить пояснения и дополнения;
  • выражать эмоции различного характера;

При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения, совершенстуют культуру речи и ведения беседы в соответствии с нормами страны изучаемого языка.

    Монологическая речь.

  • подробное/краткое изложение прочитанного (прослушанного, увиденного);
  • характеристика литературных персонажей и исторических личностей;
  • описание событий;
  • изложение фактов;
  • высказывание своей точки зрения и ее аргументация;
  • формулирование выводов;
  • оценка фактов/событий современной жизни;
  • сопоставление культурного портрета своей страны и стран изучаемого языка;
  • комментирование сходства и различий;

Овладение умениями публичных выступлений, такими, как:

  • сообщение;
  • доклад;
  • представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.

Аудирование

     На старшей ступени происходит дальнейшее развитие умения понимать тексты для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального стиля текста, а также понимать содержание различных аутентичных аудио- и видеотекстов:

При этом предусматривается развитие следующих умений:

  • понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики в области личных интересов, в том числе связанной с будущей профессией;
  • выборочное понимание значимой/интересующей информации из аутентичных аудио- и видеоматериалов;
  • относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения;

При этом осуществляется дальнейшее совершенствование следующих умений:

  • предвосхищать содержание аудиотекста по началу сообщения и выделять проблему, тему, основную мысль текста;
  • выбирать главные факты, опускать второстепенные, вычленять аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой;
  • обобщать содержащуюся в тексте информацию, выражать свое отношение к ней;
  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды и пр.,) с опорой на языковую догадку, контекст;
  • игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;

Чтение

      Чтение и понимание (с различной степенью точности, глубины и полноты) аутентичных текстовразличных функциональных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с будущей профессиональной деятельностью, с использованием различных стратегий/видов чтения;

  • ознакомительное чтение – с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, газетных статей, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
  • изучающее чтение – с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;
  • просмотровое/поисковое чтение – с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей из газет, журналов, интернет-сайтов, проспектов для дальнейшего использования в процессе общения  или для подготовки доклада, сообщения, проектного задания.

Совершенствование и развитие сформированных на предыдущих этапах умений:

  • выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления, делать выводы;
  • определять замысел автора, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста;
  • отбирать значимую информацию в тексте/ряде текстов из различных источников, в том числе электронных, для решения задач проектно-исследовательской деятельности, при подготовки доклада, сообщения.

Письменная речь

На третьем этапе происходит овладение новыми умениями письменной речи:

  • писать личные и деловые письма;
  • сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр)
  • писать вымышленные истории, сообщения, доклады;
  • письменно оформлять результаты проектно-исследовательской работы;

Продолжается совершенствование и развитие умений:

  • описывать события/факты/явления;
  • сообщать/запрашивать информацию;
  • выражать собственное мнение/суждение;
  • кратко передавать содержание несложного текста;
  • фиксировать необходимую информацию из прочитанного/прослушанного/увиденного;
  • составлять тезисы, развернутый план выступления;
  • обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе в русле будущей профессиональной деятельности.

Перевод     

Развитие умений письменного перевода с английского языка на русский текстов различных функциональных стилей.

Социокультурные знания и умения

  • расширение объёма страноведческих, лингвострановедческих и лингвокультурологических знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом интересов, наклонностей и предпочтений;  
  • углубление знаний о своей стране и странах изучаемого языка, их системе ценностей, менталитет, образе жизни, этнокультурных стереотипах, искусстве, архитектуре, науке, тенденциях развития современной цивилизации;
  • развитие межкультурных умений нахождения общего значения происходящего, умения быть посредником культур;
  • дальнейшее совершенствование социолингвистических факторов коммуникативной ситуации;

Языковые знания и навыки

  Графика и орфография

       Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

       Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

Лексическая сторона речи

  1. Объём лексического материала в X классе составляет более 2400 единиц, из них 200-250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
  2. Основные словообразовательные средства:

- словосложение по модели (easy-going, heart-breaking);

- словосложение по модели (horse-drawn, well-paid);

- словосложение по модели (blue-eyed, four-legged);

- словосложение по модели (five-year-old, second-hand);

- деривационное словообразование с помощью префиксов различной семантики: anti- (antiwar), dis- (disloyal), mis- (misbehave), out- (outdo), un- (unfasten);

- конверсия для образования глаголов от существительных, обозначающих животных (ape – to ape, dog – to dog);

- сокращение лексических единиц (exam – examination), в том числе с помощью создания аббревиатур (mp, pc, etc.);

  1. Фразовые глаголы (to die away, to die out, to die down, to die for; to carry on, to carry out, to carry through; to rub along, to rub down, to rub in, to rub out; to stick out, to stick to, to stick together, to stick up for sth, to stick with).
  2. Синонимы (lump – piece, require – demand, seek for – look for, feast – holiday, feast – meal, pupil – disciple, smell – sent – sent – aroma – reek, strange – queer – odd, to reflect – to brood, to stay – to remain, fee(s) – salary, fat – stout, very – pretty).
  3. Сложные с точки зрения значения и употребления лексические единицы (shadow – shade, victim – sacrifice, accord – discord, affect – effect, in spite (of) – despite).

Грамматическая сторона речи

  1. Морфология
  1. Имя существительное

 - особенности употребления нарицательных имен существительных:

а) оканчивающихся на ics (athletics, linguistics, etc.)

б) имеющих омонимичные формы для единственного числа (headquarters, means, series, species)

в) имеющих различия в зависимости от числа (air/airs, custom/customs)

г) употребляющихся во множественном числе для передачи единого концепта (belongings, brains, lodgings, outskirts)

 - особенности употребления собирательных имен существительных:

а) сочетающихся с глаголом только во множественном числе (people, cattle, the clergy, the police, the military)

б) сочетающихся с глаголом,  как в единственном, так и во множественном числе (audience, class, club, crew, crowd, family, staff, team).

            2. Местоимение

  - местоимение one/ones и особенности его употребления.

            3. Имя прилагательное

  - адъективные единицы, используемые только в функции предикатива (afloat, afraid, alike, alive, ashamed, asleep, awake);

  - изменение значения прилагательных в зависимости от препозитивного или постпозитивного употребления по отношению к имени существительному (the concerned (=worried) doctor; the doctor concerned (=responsible);

  - порядок следования прилагательных в атрибутивных цепочках (a beautiful big old oval brown Turkish carpet).

             4. Наречие

  - наречие для выражения отношения говорящего к предмету высказывания (generally, normally, hopefully, frankly, honestly).

             5. Глагол

 - транзитивные/переходные глаголы; предлоги to и for для введения прямого и косвенного дополнения в предложения с подобными глаголами (to hook/buy/cook etc. sth for sb; to give/lend/offer etc. sth to sb); возможностьнекоторых глаголов функционировать в качестве переходных и непереходных (Eugene opened  the door. The door opened. She is cooking fish. The fish is cooking.);

 - структуры с глаголом have + V/V-ing:

а) have + object + V (They had us clean the floor.)

б) have + object + V (We’ll have you dancing professionally in six months.)

в) won’t/can’t + have + object + V (I won’t have you sitting (sit) about.).

6. Междометия

 - междометия как единицы для выражения эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность (Oh! Oh, no! My! Ouch! Oi! Wow! etc.).

В курсе иностранного языка можно выделить следующие содержательные линии:

•        коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;

•        языковые средства и навыки пользования ими;

•        социокультурная осведомленность;

•        общеучебные и специальные учебные умения.

Основной содержательной линией из четырех перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».

                                       

                                      Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении иностранного языка:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
  • формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющей гражданской идентичности личности;
  • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в старшей школе.

Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке.

Предметные результаты освоения выпускниками школы программы по иностранному языку:

Говорение Диалогическая речь

Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.

Развитие умений:

•          участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,

•          выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.

Объем диалогов - до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом. Развитие умений:

•          делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,

•    рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.

Объем монологического высказывания 12-15 фраз.

Аудирование

Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до Зх минут:

-относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Развитие умений:

•          отделять главную информацию от второстепенной;

•          выявлять наиболее значимые факты;

•  определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста необходимую/интересующую информацию.

Чтение

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;

просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.

 Развитие умений:

•          выделять основные факты;

•          отделять главную информацию от второстепенной;

•          предвосхищать возможные события/факты;

•          определять свое отношение к прочитанному.

Письменная речь

        Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.

Компенсаторные умения

        Совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения; мимику, жесты. 

Социокультурные знания и умения

        Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:

•     социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье,

при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;

Языковые знания и навыки

В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе, продолжается овладение учащимися новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения английским языком. 

Орфография

Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.

Фонетическая сторона речи

        Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

Лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических единиц. Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования.

Грамматическая сторона речи

        Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе:

        Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией "I wish..." (I wish I had my own room), конструкцией "so/such + that" (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It's him who ..., It's time you did smth.

        Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов.

        Совершенствование навыков употребления определенного / неопределенного / нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе ( в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих

количество (many/much, few/a few, little/ a little); количественных и порядковых числительных.         

        Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги, во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).

 

 

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся

Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)

Оценка «5»ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.

Оценка «4»ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.

Оценка «3»ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.

Оценка «2»выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.

Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)

Оценка «5»ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).

Оценка «4»выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.

Оценка «3»ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.

Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.

Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)

Оценка «5»ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.

Оценка «4»ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.

Оценка «3»выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.

Оценка «2»выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.

Понимание речи на слух

Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.

Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).

Оценка «4»ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.

Оценка «3»свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.

Оценка «2»ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.

Высказывание в форме рассказа, описания

Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.

Оценка «4»выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.

Оценка «3»ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.

Оценка «2»ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.

Участие в беседе

При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.

Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «4»ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.

Оценка «3»выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.

Оценка «2»выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.

Оценивание письменной речи учащихся

Оценка «5» Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок.  Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.

Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень,  препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.

Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка.  В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.

Оценка «2»  Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

                                 Тематическое планирование

                                                Название темы

Количество часов

1

Повторение грамматического материала

4

2

Прочные узы.

12

3

Жизнь и деньги.

12

4

Школьные дни и работа.

12

5

Экологические проблемы современного мира.

12

  6

      Отдых.  

12

7

Еда и здоровье.

12

8

Развлечения.

12

9

Технологии вокруг нас.

12

Итого

102

  Календарно-тематическое планирование по английскому языку 10 класс

Раздел учебной программы по предмету

Тема урока

Кол час

Основные виды учебной  деятельности

Текущий контроль

Дата проведения урока

            План

Коррекция

1

I. четверть.

Повторение грамматического материала – 4 часа

Вводный курс. Повторение грамматического материала. Имя существительное

1

Говорение

Диалог - обмен мнениями.

Фронтальный опрос

01.09

2

Артикли. Употребление неопределённого и определённого артикля

1

Говорение. Составление предложений с новыми словами.

Индивидуальный опрос

02.09

3

Имя прилагательное.

Числительное

1

Составление диалогов по теме.

Фонетический диктант

06.09

4

Глагол. Видо – временные формы глагола. Согласование времён.

1

Говорение

Монолог

Слуховой диктант

08.09

5

Раздел 1: Прочные узы – 12 часов

Что значит быть подростком.

1

Говорение

Монолог

Индивидуальный опрос

09.09

6

Дружба. Настоящие друзья

1

Диалог - расспрос

Фонетический диктант

13.09

7

Настоящие времена глагола. Словообразование прилагательных

1

Составление предложений

Фронтальный опрос

15.09

8

Луиза Элкотт «Маленькие женщины».

1

Аудирование

Чтение

Фронтальный опрос

16.09

9

Слова и выражения неформального стиля общения

1

Чтение с извлечением информации.

Индивидуальный опрос

20.09

10

Культура англоязычных стран: Молодежная мода

1

Монолог

Индивидуальный опрос

22.09

11

Дискриминация и защита прав

1

Изучающее чтение

Фронтальный опрос

23.09

12

Экологическое образование: Переработка

1

Письмо

Работа по карточке

27.09

13

Домашнее чтение.

1

Употребление лексики в мини-диалогах

Зрительный диктант

29.09

14

Подготовка к ЕГЭ

1

Выполнение упражнений

Фронтальный опрос

30.09

15

Контрольная работа №1 по теме «Прочные узы»

1

Развитие устной диалогической речи

Индивидуальный опрос

04.10

16

Повторение и обобщение по теме: «Прочные узы»

1

Развитие грамматических навыков

Фронтальный опрос

06.10

17

Раздел 2: Жизнь и деньги – 12 часов

 2 четверть

Карманные деньги.

1

Ознакомительное чтение

Слуховой диктант

07.10

18

На что потратить деньги?

1

Чтение с пониманием основной мысли.

Фронтальный опрос

11.10

19

Инфинитив и ing форма глагола.

1

Говорение

Фонетический диктант

13.10

20

Эдит Нэсбит «Дети железной дороги».

1

Диалог-расспрос

Индивидуальный опрос

14.10

21

Аббревиатуры в английском языке.

1

Чтение с пониманием основной мысли.

Работа по карточке

18.10

22

Спорт  в Британии.

1

Чтение

Говорение

Фронтальный опрос

20.10

23

Социальное образование.

1

Чтение

Слуховой диктант

21.10

24

Загрязнение воздуха.

1

Письмо

Тест

25.10

25

Домашнее чтение.

1

Говорение

Чтение Письмо

Индивидуальный опрос

27.10

26

Подготовка к ЕГЭ.

1

Говорение

Чтение Письмо

Индивидуальный опрос

28.10

27

Подготовка к ЕГЭ.

1

Изучающее чтение

Письмо

Введение новой лексики.

Фонетический диктант

08.11

28

Повторение по теме: «Жизнь  и деньги».

1

Чтение  с полным пониманием содержания

Слуховой диктант

10.11

29

Раздел 3:Школьные дни  и работа -12 часов

Школы во всём мире.

1

Чтение и обсуждение прочитанного.

Индивидуальный опрос

11.11

30

 Разнообразие профессий.

1

Употребление разделительных вопросов.

Зрительный диктант

15.11

31

Будущие времена глагола.

1

Чтение

Индивидуальный опрос

17.11

32

А. П. Чехов «Душечка»

1

Чтение

 Говорение

Письмо

Фронтальный опрос

18.11

33

Школы в Америке.

1

Употребление выражений в диалогической речи

Самостоятельная работа

22.11

34

Образование в англоговорящих странах.

1

Употребление лексики в мини-диалогах

Индивидуальный опрос

24.11

35

Школьная

жизнь.

1

Говорение

Индивидуальный опрос

25.11

36

Подготовка к ЕГЭ

1

Диалог - обмен мнениями

Работа по карточке

29.11

37

Подготовка к ЕГЭ

1

Чтение и обсуждение прочитанного.

Индивидуальный опрос

01.12

38

Школьная

жизнь.

1

Говорение

Монолог

Фронтальный опрос

02.12

39

Повторение и обобщение по теме: « Школа и работа»

1

Диалог – обмен мнениями. Обсуждение в парах

Индивидуальный опрос

06.12

40

Контрольная работа №2 «Школьные дни и работа»

1

Чтение

Фронтальный опрос

08.12

41

Раздел 4: Экологические проблемы современного мира – 12 часов

Защита окружающей среды.

1

Чтение

Индивидуальный опрос

09.12

42

Негативные влияния деятельности человека на окружающую среду.

1

Чтение

 Говорение

Индивидуальный опрос

13.12

43

Модальные глаголы. Отрицательные приставки и суффиксы.

1

Введение нового грам. материала.

Письмо

Фронтальный опрос

15.12

44

А.К. Дойл «Затерянный мир».

1

Чтение

Диалог

Фонетический диктант

16.12

45

«За» и «против».

1

Письмо

Тест

20.12

46

Большой Барьерный Риф.

1

Говорение

Фронтальный опрос

22.12

47

Фотосинтез.

1

Диалог - расспрос

Слуховой диктант

23.12

48

Проблема тропических лесов.

1

Говорение Письмо

Комбинированный опрос

27.12

49

3 четверть

Подготовка к ЕГЭ.

1

Диалог - расспрос

Говорение Введение новой лексики.

Фонетический диктант

10.01

50

Подготовка к ЕГЭ.

1

Изучающее чтение.

Фронтальный опрос

12.01

51

Домашнее чтение.

1

Диалог – обмен мнениями.

Индивидуальный опрос

13.01

52

Обобщение и контроль по теме: «Экологические проблемы современного мира».

1

Тренировка в новой лексики.

Зрительный диктант

17.01

53

Раздел 5: Отдых  – 12 часов

Путешествия.

1

Совершенствование навыков устной монологической речи

Комбинированный опрос

19.01

54

Трудности в поездке.

1

Говорение

Самостоятельная работа

20.01

55

Прошедшие времена глаголов. Сложные существительные.

1

Ознакомительное чтение

Индивидуальный опрос

24.01

56

Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней».

Введение нового грам. материала

Индивидуальный опрос

26.01

57

Река Темза.

1

Совершенствование навыков диалогической речи

Индивидуальный опрос

27.01

58

Река Темза.

1

Развитие умений и навыков полилогической речи.

Фонетический диктант

31.01

59

Домашнее чтение.

1

Развитие навыков устной монологической речи

Слуховой диктант

02.02

60

Загрязнение морей.

1

Развитие навыков диалогической речи

Индивидуальный опрос

03.02

61

Загрязнение морей

1

Введение нового грам. материала

Фронтальный опрос

07.02

62

Подготовка к ЕГЭ

1

Совершенствование навыков устной речи.

Комбинированный опрос

09.02

63

Подготовка к ЕГЭ

1

Чтение про себя с обсуждением прочитанного.

Фронтальный опрос

10.02

64

Обобщение и контроль по теме: «Отдых».

1

Актуализация грам. материала.

Фронтальный опрос

14.02

65

Раздел 6: Еда и здоровье – 12 часов

Основы правильного питания.

1

Совершенствование навыков аудиативных умений.

Индивидуальный опрос

16.02

66

Плюсы и минусы диеты.

1

Развитие навыков чтения

Работа по оценочным листам

17.02

67

Условные предложения 1,2,3 типа. Значимые приставки.

1

Аудирование

Индивидуальный опрос

21.02

68

Чарльз Диккенс «Оливер Твист».

1

Введение нового грам. материала

Индивидуальный опрос

28.02

69

Шотландия.

1

Совершенствование навыков устной речи

Индивидуальный опрос

02.03

70

Шотландия.

Говорение

Слуховой диктант

03.03

71

Органическое земледелие.

1

Диалог

Фонетический диктант

07.03

72

Домашнее чтение.

1

Введение нового грам. материала

Фронтальный опрос

09.03

73

Контрольная работа  по теме : «Еда и здоровье»

1

Совершенствование навыков устной речи

     Тест

10.03

74

Анализ ошибок, допущенных  в работе.

1

Письмо

Индивидуальный опрос

14.03

75

Контроль чтения.

1

Совершенствование навыков устной речи.

Фонетический диктант

16.03

76

Обобщение и контроль по теме: «Еда и здоровье».

1

Активизация фонетических навыков и навыков чтения.

Индивидуальный опрос

17.03

77

Развлечения – 12 часов

Телевидение.

1

Диалог - расспрос

Индивидуальный опрос

21.03

78

Театр и кино.

1

Формирование навыков и умений чтения.

Индивидуальный опрос

23.03

79

Страдательный залог. Сложные прилагательные

1

Формирование навыков поискового чтения.

Фронтальный опрос

24.03

80

4 четверть

Страдательный залог. Сложные прилагательные

1

Поисковое чтение

Слуховой диктант

04.04

81

Гастон Лера «Призрак оперы».

1

Говорение

Письмо

Работа по карточке

06.04

82

Музей Мадам Тюссо

1

Введение лексики.

Говорение

Письмо

Фонетический диктант

07.04

83

Электронная музыка.

1

Говорение

Фронтальный опрос

11.04

84

Бумага.

1

Чтение Аудирование

Индивидуальный опрос

13.04

85

Домашнее чтение

1

Говорение

Аудирование.

Индивидуальный опрос

14.04

86

Подготовка к ЕГЭ.

1

Диалог – обмен мнениями.

Зрительный диктант

18.04

87

Подготовка к ЕГЭ.

1

Говорение

Фронтальный опрос

20.04

88

Обобщение и контроль по теме: «Развлечения».

1

Изучающее чтение.

Фронтальный опрос

21.04

89

Технологии вокруг нас.12 ч

Высокие технологии вокруг нас.

1

Чтение

Индивидуальный опрос

25.04

90

Электронное оборудование и связанные с ним проблемы.

1

Активизация навыков устной речи.

Индивидуальный опрос

27.04

91

Косвенная речь. Словообразование глаголов.

1

Аудирование

Чтение

Индивидуальный опрос

28.04

92

Герберт Уэллс «Машина времени».

1

Ознакомление с речевыми клише по теме

Фронтальный опрос

02.05

93

Вводные слова и словосочетания.

1

Говорение

Работа по карточке

04.05

94

Британские изобретатели.

1

Развитие навыков монологической речи на материале текста.

Фронтальный опрос

05.05

95

Физика.

1

Говорение Чтение

Фронтальный опрос

11.05

96

Альтернативные источники энергии.

1

Аудирование

Письмо

Индивидуальный опрос

12.05

97

Подготовка к ЕГЭ.

1

Чтение с полным пониманием прочитанного.

Фронтальный опрос

16.05

98

Подготовка к ЕГЭ.

1

Закрепление грам. материала

Слуховой диктант

18.05

99

Контрольная работа  по теме «Технологии вокруг нас».

1

Письмо

Тест

19.05

100

Анализ ошибок, допущенных  в работе.

1

Письмо

Индивидуальный опрос

23.05

101

Повторение по курсу 10 класса.

1

Чтение с полным пониманием прочитанного.

Фонетический диктант

25.05

102

Обобщающий урок.

1

Говорение Чтение

Фронтальный опрос

26.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа "Английский язык" 10-11 класс. ( «Английский в фокусе», О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, В. Эванс.)

Рабочая программа "Английский язык" 10-11 класс. «Английский в фокусе», О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, В. Эванс....

Рабочая программа "Английский язык" 2-4 класс «Английский в фокусе».

Рабочая программа "Английский язык" 2-4 класс  «Английский в фокусе»....

Рабочая программа "Английский язык" 5-9 класс «Английский в фокусе».

Рабочая программа "Английский язык" 5-9 класс  «Английский в фокусе»....

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...