Игровая деятельность на уроках английского языка как важное средство системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС
статья на тему
Роль игровых технологий при изучении английского языка младшими школьниками в рамках ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность на уроках английского языка как важное средство системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС
Актуальность и востребованность английского языка в современном мире легко объясняется стремлением людей найти способ общения, понятный и доступный большинству. Историкам известно немало факторов, почему именно английский становится языком международного значения. Однако для любого преподавателя-"иностранца" основополагающими становятся не исторические события. Для учителя приоритетной является задача повысить познавательный интерес школьников к изучению английского языка, увлечь ребят и повысить тем самым их мотивацию при изучении предмета.
Изучение английского языка в рамках ФГОС
Успешным в современном обществе становится человек, в чьем багаже находятся практические знания, которыми он умеет пользоваться и которым всегда найдет применение в повседневной жизни. Именно поэтому за последние годы были пересмотрены многие методы и технологии обучения иностранным языкам. Согласно принципам Федерального Государственного Образовательного стандарта учителю необходимо отдавать предпочтение методике активного обучения, отвечающие следующим принципам:
- стремление развивать в ребенке желание узнавать новую информацию;
- создание на уроке максимальной комфортной для ученика обстановки;
- вовлечь школьника в учебный процесс на эмоциональном уровне, раскрыть его чувства и ощущения;
- умение создавать учебные ситуации, где ученик станет ключевой фигурой, а учитель возьмет на себя роль консультанта, направляющего.
Современное обучение английскому языку согласно ФГОС должно придерживаться основного правила – знания школьник не должен получать в готовом виде. Педагогу важно создать на уроке ситуацию, в рамках которой ученик сам получит необходимую информацию как итог своей исследовательской деятельности. Среди широкого разнообразия всевозможных методик и направлений игровая деятельность на уроках иностранного языка считается одним из самых результативных способов пробудить у школьников живой интерес к предмету, повысить мотивацию обучения.
Игровая деятельность – причины актуальности метода в младшем школьном возрасте
Не секрет, что английский язык учащиеся в большинстве своем воспринимают как сложный предмет, несмотря на всю простоту его грамматики. Чтобы уйти от подобных стереотипов, необходимо еще на самом раннем этапе заинтересовать ребенка, пробудить его позитивные эмоции. Достичь этого позволяют игровые технологии, которые должны стать для учителя приоритетным направлением при обучении младших школьников. Однако педагог должен всегда помнить, что это далеко не развлечение, здесь обязательно должна прослеживаться определенная система, чтобы полученные знания не носили хаотичный характер.
Почему именно игра позволяет ребенку лучше усвоить необходимую информацию? Дело не только в психологических особенностях данного возрастного периода. Многие дети бывают стеснительны и скованы, им сложно озвучить ответы на вопросы. Игра помогает школьнику раскрепоститься. В игре все равны, даже плохо успевающему ученику обычно под силу принимать участие в игровой беседе. Всеобщая атмосфера увлеченности, веселья преодолевает стеснительность, позволяя без боязни произносить слова чужого для детей языка. Ребенок ощущает себя свободно, естественно, что отлично сказывается на его инициативности.
Дети младшего школьного возраста при грамотном подходе педагога воспринимают изучение английского языка как развлечение, однако опытный учитель всегда помнит, что игровая деятельность на уроке всегда выполняет определенные функции:
- обучающая – развитие памяти, внимания, внеучебных умений и навыков;
- воспитательная – умение выслушать своего партнера по игре, вести диалог вежливо и грамотно согласно правилам этикета;
- коммуникативная – создание на уроке атмосферы иноязычного общения, взаимодействия друг с другом на английском языке;
- релаксационная – создание психологически комфортной обстановки, преодоление эмоционального напряжения;
- развивающая – умение обнаружить положительные личностные качества для их дальнейшего развития и совершенствования.
Основные требования к игровым технологиям на уроке английского языка
Игровая методика при изучении иностранного языка невероятно многогранна – она предполагает огромное количество игровых ситуаций. Очень важно не растеряться в подобном разнообразии, а выделить для себя ключевые направления, соответствующие психологическим особенностям младших школьников. Подбирая игры по определенной теме, составляя технологическую карту урока, учителю следует помнить об основных требованиях к игровой деятельности.
- Игра обязательно должна быть легко "управляемой", не выходить из-под контроля педагога, чтобы не сорвать весь учебный процесс.
- Игра не должна быть неопределенной и "размытой", она должна решать конкретные учебные задачи.
- Игровая ситуация должна укладываться в рамки урока, должна быть экономной по учебному времени.
- Игра обязана завуалировать учебные задачи учителя, а на первый план вывести развлекательные моменты.
- Игра должна быть интересной для ребенка, вызывать в нем неподдельный интерес и желание принять участие.
- Игра не должна приводить к усталости и напряжению ребенка, педагогу ни в коем случае нельзя забывать о соблюдении здоровосберегающих технологий.
Придерживаясь данных принципов, можно гармонично сочетать процесс обучения с развлечением, что особенно успешно отразится на результатах. Изначально полюбив иностранный язык, школьник получает отличную мотивацию к его дальнейшему изучению.
Классификация игровых технологий
Любые игры для младших школьников на уроках английского языка можно классифицировать на две большие категории – речевые и языковые. Рассмотрим более подробно каждую из данных групп.
Еще не зная правил английского языка, на уроке ребенок сталкивается прежде всего с речевыми навыками. Маленький ученик оказывается вовлечен в практику устной речи, учится понимать иностранную речь и давать простые ответы на вопросы. Речевые игры учат младшего школьника выделять в речи нужную информацию, развивают слуховую реакцию и память.
Гораздо более объемный пласт игровых ситуаций приходится на языковые игры. Для большего удобства их можно разделить на фонетические, лексические, грамматические и орфографические.
- Фонетические
Такие игры помогают младшему школьнику преодолеть сложности произношения иностранных звуков, не имеющих аналогов в родном языке. Сюда же можно отнести английские поговорки, стишки, веселые сценки.
- Лексические
Цель игр лексической направленности – научить ребенка активно использовать в речи иностранные слова, с которыми он познакомился. Ученик в естественных условиях учится грамотно сочетать иностранные слова.
- Грамматические
Подобные игры помогают преодолевать самые распространенные трудности английской грамматики. Учитель помогает в ходе игры создавать определенные речевые образцы, которые запоминаются лучше всего именно в условиях естественной игровой ситуации.
- Орфографические
Игры орфографические связаны с написанием английских слов, чтобы уметь видеть закономерности и дополнительно тренировать механическую память.
Конечно, далеко не всегда на классическом уроке данные игры можно встретить в "чистом" виде. Очень часто они представляют собой симбиоз, переплетаясь друг с другом. Лексические и фонетические игры чаще всего относятся к речевым ситуациям, так же можно удачно сочетать изучение новой лексики с грамматическими правилами. Главное – не упустить элемент игры, легкости и импровизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста
В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...
Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...
Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "
Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...
Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.
Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....
Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном пр...
Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.
Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует так...