Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В связи с этим думается, что интеграция проблемного и информационного подходов в обучении позволяет превратить урок иностранного языка в дискуссионный, исследовательский процесс, в котором решаются интересные, значимые и доступные учащимся проблемы, ориентирует школьников на реальный практический результат и применение полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konf-15_vintonyak_e.v.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В. Винтоняк
Интеграция проблемного и информационного
Подходов в обучении на уроках английского языка
Аннотация. Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В связи с этим думается, что интеграция проблемного и информационного подходов в обучении позволяет превратить урок иностранного языка в дискуссионный, исследовательский процесс, в котором решаются интересные, значимые и доступные учащимся проблемы, ориентирует школьников на реальный практический результат и применение полученных знаний на практике.
Ключевые слова: принцип интегрированности, проблемная ситуация, проблема, проблемность, проблематизация учебной задачи, информация, переработка информации, информационный подход.
ХХI век - век технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обойтись без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования. Современные образовательные технологии и подходы в обучении, также как и все высокиетехнологии, должны быть основаны на следующих принципах:
• принцип гуманности - должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.
• принцип эффективности - должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.
• принцип наукоемкости - должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.
• принцип универсальности - должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.
• принцип интегрированности - должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга- [4,92 с.].
Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате происходит приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей.
Информационный подход в обучении следует рассматривать, как сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и без них.
По мнению Е.В. Ковалевскойпоскольку проблему мы ищем в информации, а новую информацию создаем через постановку и решение проблем, постольку проблемный и информационный подходы – это часть единого целого, или – «две стороны одной медали». Информационный подход отвечает за содержание обучения, а проблемный – за процесс обучения.
Рассмотрим, какпринцип интегрированности реализуется в процессе применения проблемного и информационного подходов в обучении с целью формирования и совершенствования навыков говорения в 5 классе по теме: «Летние каникулы» (Student’sbook “EnjoyEnglish-5” М.З. Биболетова).
Делая акцент на развитие речевых навыков и умений, предлагаем согласно принципу интегрированности перевести содержание урока (языковой и речевой материал) на платформу проблемности, т.е. проблематизировать учебные задачи.
В начале изучения темы ученикам была предложена проблема, личностно-значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации, подводящая учащихся к теме урока. Она вызвала интерес школьников, заинтриговала, послужила мотивацией к активной деятельности.
Ещё на перемене учеников заинтересовал слайд сличными фотоучителя, демонстрирующими его умения и таланты садовода-огородника.Увидев их, учащиеся наперебой задавали учителю вопросы: Это Ваш огород? Это всё вырастили Вы? И всё это Вы сами приготовили? и т.д. Учитель не торопится отвечать, а предлагает задать все интересующие ребят вопросы на уроке на английском языке. Ребята с нетерпением ждут начала урока и сразу после оргмомента задают учителю свои вопросы: Isityourdacha? Arethevegetables from your garden ?Did you make jams yourself?Didyouspendyoursummerholidaysatyourdacha ?Проблемнаяситуацияспособствоваласозданиюположительного настроя к уроку и помогла учащимся самостоятельно сформулировать тему.
Выстраивая учебно-познавательный процесс в формате проблемно-информационного подхода учитель целенаправленно создаетпроблемные ситуации, включающие противоречие, задачи с недостаточными или избыточными данными, знаково – символическими средствамии др. Результатом решения проблемы являются самостоятельно добытые учащимися субъективно новые знания.
Например, для описания популярных видов деятельности во время летних каникул ученикам предлагается игра на основе вопросно -ответного взаимодействия «Закончи предложение», направленная на актуализацию знаний и активизацию речемыслительной деятельности.Чтобы сделать задание посильным для всех учащихся, заранее готовятсясмысловые и языковые опоры:лексическиеединицы и речевые клише.Учитель произносит начало предложения,бросает мяч ученику; ученик ловит, произносит конец предложения и возвращает мяч учителю. Использование игровых приемов активизирует учебный процесс и делает его более увлекательным.
С целью развития коммуникативных и познавательных умений на основе языковых и социокультурных знаний, привития навыков групповой работы и воспитания в духе патриотизма, ученикам было предложено интересное задание в формате «поговорка-пазл» ‘‘ EastorWest , homeisbest’’. Чтобы снять, определённые трудности в понимании лексических единиц на слайдах были представлены смысловые опоры в виде компаса.На основе рассуждений и доказательств учащиеся выбирали правильный смысл высказыванияв рамках заданного контекста ( Choosethecorrectmeaning:1.Holidaysindifferentcountriesarethebest! 2.My country is the most interesting and pleasant for my holidays!) , училисьсвязномупостроениюиноязычноговысказывания.
Для развития личностной активности и умения применять полученные знания в нестандартной ситуации ученикам было предложено задание, ориентированное на использование речевого материала в персональных творческих проектах:changethekey (main) wordintheproverbandcreateoriginalcaptionsunderthepictures (theymaybeusedasatitleforyourproject).
Ребята с удовольствием работали в группах: искали ключевое слово в поговорке, в соответствии с картинкой видоизменяли его, получив оригинальные заголовки длябудущих проектов и надписи для иллюстраций: ‘‘EastorWest , Sochiisbest’’ , ‘‘EastorWest , mycountryisbest’’ ,‘‘EastorWest , mydachaisbest’’.
Чтобы учебно-познавательный процесс стал творческой деятельностью, а ученик - ученым-исследователем полезно использовать задания со знаково – символическими средствами. Информация, передаваемая знаками и символами, интригует, создаёт проблемную ситуацию, психологический дискомфорт, который побуждает к действию по поиску способа ее разрешения, является мощным стимулом деятельности.
Для проверки понимания прочитанного ребятам было предложено задание, призванное научить их использовать знаково – символические средства:What do the symbols mean? -25 .09.2012 *500* 2014 (до начала Олимпийских игр осталось пятьсот дней). Задание вызвало большой активизирующий эффект. Затем ученики с удовольствием работали в парах, учились преобразовывать информацию в знаково- символическую форму. Значение знаково-символического развития детей, начиная уже с первых классов, педагогика признает безапелляционно.Л.С.Выготский считал, что овладение новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.
Как видим, проблемный и информационный подходы в обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимообогащают и усиливают друг друга. Интеграцияпроблемного и информационного подходов в обучении способствует развитию творческих способностей, стимулирует речемыслительную деятельность, учебно-познавательную мотивацию и делает процесс усвоения знаний эффективным и увлекательным.
Литература
1.Зуева М.Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43). С. 87-92.
2.Ковалевская Е.В.Проблемно-информационный подход в современном образовании // Реализация проблемного и информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского образования: Материалы XI Московской международной конференции «Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых» (18-19 марта 2011 г.): Сборник статей / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – С 60 – 62.
3.Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.Издательство МосковскогоУниверситета,1988 //Источник информации - http://www.twirpx.com/file/113837/
4.Юнина Е.А. Учебно-методическом пособие «Педагогическая психология: социально-личностное образование» -Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка." (из опыта работы)
Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи, основные формы и приёмы....
Презентация.Интеграция проблемного и проектного подходов в обучении английскому языку.
Проблемный и проектный подход в обучении способствует реализации личностно-ориентированного обучения, лежащего в основе ФГОС, интеграция которых выступает основой формирования иноязычной компетенции о...
Дифференцированный подход к обучению на уроках английского языка
Дифференцированный подход к обучениюна уроках английского языкаВ условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, д...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках английского языка.
В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодом...
Профессиональный проект «Внедрение компетентностного подхода в обучении на уроках английского языка»
Обоснования выбора профессионального проекта: применять компетентностный подход в обучении английскому языку на уроке, чтобы урок оказался максимально продуктивным, способствовал развитию ...
Разноуровневый подход к обучению на уроках английского языка
Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании т...