Статья по теме: "Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка." (из опыта работы)
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Сапрыкина Инна Михайловна

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи, основные формы и приёмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №51           г. Липецка

Реализация дифференцированного подхода к обучению на уроках английского языка (из опыта работы учителя английского языка Сапрыкиной И.М)

Липецк 2014

Дифференцированный подход в обучении является одной из актуальных проблем в методике преподавания иностранных языков в школе.

Как отмечает Е.И. Пассов, задача учителя заключается в поиске оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке, определении индивидуальных особенностей личности учащихся, организации на этой основе своей деятельности, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. (см: Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.- М.; 1988-с.188)

Т.о., с учётом индивидуальных особенностей, учащиеся делятся на 3 группы:

хорошо успевающие (сильные) дети;

средне успевающие;

3. слабо успевающие.                                                  

   Деление на группы условно, т.к. каждый ученик в процессе обучения может продвинуться на более высокую ступень или наоборот.

Дифференцированный подход осуществляется на всех этапах урока в зависимости от различных видов речевой деятельности.

Чтение 

При работе с текстом  “Class Zoo” в 4 классе учащимся были предложены такие разно-уровневые задания:

сильным:

– передать в нескольких фразах основную мысль текста (используя план на доске),

- охарактеризовать  главных героев рассказа,

- помочь героям завершить действие.

средним:

- выделить смысловые куски, озаглавить их и найти в каждом смысловом куске текста определенные ключевые предложения, подтверждающие основную мысль;

- найти русский эквивалент пословицы;

- прочесть первую синтагму фразы, продолжить фразу.

слабым:

- ответить на вопросы по тексту;

- определить соответствуют ли данные предложения тексту.

Письмо

На послетекстовом этапе для совершенствования навыков письменной речи учащиеся также могут получить индивидуально-дифференцированные задания на дом по теме The animals I like:

-сильные – сочинение “My pet”;

- средние – письмо другу по схеме:

My pet

Hi,….

I….

I have got ….. .  It is….   My….can….

…  look after my…. . …(walk with my pet, feed it, wash it, give…to my pet……..)

We enjoy…..

Best wishes….

-  слабые – передать содержание текста рисунками и подписями к ним.

Аудирование

При обучении аудированию для разных типов уроков также применимы разноуровневые задания.

Например, в 3 классе при прохождении темы: “Are you a good helper?” на уроке СЛНГ использовался микротекст:

I usually help my grandma and grandpa about the house. I always make my bed and wash the dishes. I gather apples in the garden and sweep the path there. I always feed the pets. I sometimes clean the car. I never cook meals. My grandma cooks tasty meals. I don`t set the table. I don`t like it. I don`t dust the furniture either. It is boring.  

- сильные – прослушать текст 2 раза и восстановить его содержание по ключевым вопросам:

Does Dan usually help his grandparents about the house? B. Does he always make his bed? C. What does he do in the garden? и т.д.;

- средние – прослушать текст 2 раза и найти несоответствие между его содержанием и последующими высказываниями на доске:

I sometimes help my grandparents about the house. I never make my bed. I always dust the furniture …

-слабые – прослушать текст 2 раза и закончить предложения.

I usually help…. 2. I always make… 3. I wash…      

4. I gather… 5.My grandma cooks… И т.д.  

Развитие речевого умения (диалог, монолог)

На этом этапе для ликвидации разрыва между сильными, средними и слабыми учащимися используется групповая и парная работа, где имеет место использование упрощенных и усложненных заданий.

Рассмотрим на примере урока английского языка в 5 классе по теме: “Свободное время”, цель которого -  развитие диалогической речи.  

- Орг. момент.

- Проверка ДЗ.

- Предъявление диалога на слух. Отработка клише.

- ВОУ по содержанию прослушанного диалога (сначала сильные и средние уч-ся)

- Чтение диалога (сначала слабые)

- Составление собственных диалогов по функциональным опорам разной сложности.

Hello, what are you going…?

I think, I`ll go …………….And you…?

As for me ….

Sorry...

I say, I`ll….

Oh, I see! I also… Let`s go….together!

Thanks. With great pleasure.

Сильные и средние работают со слабыми, оказывая им помощь. Они вступают первыми в диалог и поддерживают общение.

Итоги.

ДЗ

Работа над орфографией

На этом этапе могут применятся индивидуально-дифференцированные задания:

- для сильных и средних учащихся – словарные диктанты,

- для слабых – вставить пропущенные буквы в слова (на карточках):

A c…ntry, f…nt...stic, b….tiful и т.д.

Формы дифференцированного подхода на уроках ИЯ

-применение заданий разной степени сложности

- оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания

- различное количество повторений для выполнения одного и того же задания

- различные виды опор

- чтение текстов разной трудности

- выполнение индивидуальных заданий на карточках.

При работе с грамматическим материалом (Past Simple) при изучении темы “Хороший помощник” в 3 классе использовались карточки разной степени сложности.

Вар.1 (для сильных учеников):

Расскажи, как ты помогал родителям на выходных, используя глаголы в : wash, clean, dust, feed, make….

Вар.2 (для средних):

Поставь глаголы в скобках в форму Past simple:

I… (help) my grandma yesterday.

My father…(clean) the car  yesterday.

My mother…(cook) meat.

My brother…(wash) the dishes.

Вар.3 (для слабых):

Выберите правильную форму глагола:

I…(dust) the furniture yesterday.

1. dust  2. dusted   3. dusts

Tom …(make) his bed last Sunday.

1. made   2. maked   3. make


Педагогические условия успешной дифференциации

Весь урок не может быть дифференцированным.

Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.

Дифференциация не должна быть явной.

Цель дифференцированного обучения – развитие личности, учитывая её индивидуальные особенности через разно-уровневые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)

Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....

Дифференцированный подход к обучению на уроках английского языка

Дифференцированный подход к обучениюна уроках английского языкаВ условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием, д...

Дистанционное обучение на уроках английского языка. Из опыта работы

Использование образовательных платформ в преподавании английского языка...

Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)

В статье "Дифференцированный подход к учащимся на уроках английского языка с использованием нестандартных форм обучения (ФГОС)", описываю нетрадиционные формы уроков английского языка, котор...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...