Методы и приемы , применяемые на уроках истории.
статья по истории на тему

Колесникова Ольга Юрьевна

Опыт работы по патриотитческому воспитанию в МБОУ СОШ №9.Методы и приемы , применяемые на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_2014_god.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа №9

г-к Кисловодска

Патриотическое  воспитание на  уроках  истории.

                                                                                                      Автор:

                                                                                             учитель истории

                                                                                          МБОУ  СОШ№9

                                                                                            О.Ю.Колесникова

2014

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время находится в центре внимания. Ни для кого не секрет  что воспитание в школьниках гражданско-патриотических чувств находится на острие  вопросов, ответы на которые необходимо получить в ближайшее время. А решение этого актуального вопроса  современности начинается,  прежде всего, на уроках истории и обществоведения. Преподаватели истории, в первую очередь, должны всерьез задуматься, как помочь школьникам стать политически грамотными гражданами своей страны и не затеряться в нынешнем идеологическом вакууме

В Национальной доктрине  «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего,  историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России . В новых стандартах исторического образования сказано:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

  Патриотизм для россиян – это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству».

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала.

 Я в своей работе стараюсь, как можно больше внимания уделять патриотическому воспитанию. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».

Наиболее огромный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видеоматериалы, презентации и т.д.

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города.

    Еще один методический прием-  алфавитная матрица, например к слову -война. В ходе реализации этого приема  ученики должны раскрыть суть изучаемого понятия, заполнив карточку-матрицу. Для этого они в каждую строчку вписывают   слова, которые не только начинаются с этой буквы, но и связаны по смыслу с изучаемым понятием. Например:

В

взрыв

вторжение

вражеский

Великая

вооружение

военкомат

О

Отечество

оборона

оружие

оккупация

отечественная

огнемет

Й(И )

история

измена

интересы

итоги

интервенция

информация

Н

нападение

нацизм

нашествие

неожиданно

новости

Нагасаки

А

армия

агитация

атомная

артиллерия

артналет

авианалет

   Очень хорошо составляют ученики синквейн , написание которого применяется как правило на стадии рефлексии.

Война

Смертоносная, кровавая

Разрушает, убивает, изменяет

Вооруженная борьба между государствами

Уничтожение

 Эти и другие приемы помогают погрузить учеников в историю, осмыслить и пережить события, а значит затрагивают и ум учеников и их сердца.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

 Школа включилась во Всесоюзное Карбышевское движение, завязалась переписка с дочерью Д.М. Карбышева – Еленой Дмитриевной. Сегодня наши карбышевцы во главе с Сасса Валентиной Федоровной неоднократно представляют г. Кисловодск и Ставропольский край на Всесоюзных Карбышевских слетах и встречах «Фронтовая землянка». С 25 по 26 апреля 2014 года в городе Волжском в рамках Всесоюзного движения "Юные карбышевцы России и стран СНГ" состоялся мини-слет "Землянка". В работе слета  под руководством учителя Сасса В.Ф. приняла  команда карбышевцев МБОУ СОШ №9 им. Героя Советского Союза И.К.

 Каждый год проходит месячник  оборонно-массовой  работы в рамках которого проходят встречи с ветеранами на уроках истории, традиционной стала торжественная линейка «Памяти Героя Советского Союза, выпускника школы  Дводненко И.К.», где мы подводим итоги месячника, и вручаем торжественно приписные свидетельства будущим воинам.,Ежегодно проходит конкурс солдатской песни, праздник  к  Дню  Победы – «Этот праздник с сединою на висках»,  

В своей работе по патриотическому воспитанию  использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Ежегодно в нашей школе проходит туристко-краеведческий праздник « Край мой любимый». Совершаем экскурсии по нашему региону.

 Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Урок  истории   воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.

         Музей  нашей  школы  становится у нас центром краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при работе с детьми РАС»

Материал раскрывает особенности обучающихся с РАС и приемы работы с ними. Содержит практические приемы эффективной работы с учащимися данной категории....

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся....

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.

Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...