Методы и приемы , применяемые на уроках истории.
статья по истории на тему
Опыт работы по патриотитческому воспитанию в МБОУ СОШ №9.Методы и приемы , применяемые на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2014_god.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
г-к Кисловодска
Патриотическое воспитание на уроках истории.
Автор:
учитель истории
МБОУ СОШ№9
О.Ю.Колесникова
2014
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время находится в центре внимания. Ни для кого не секрет что воспитание в школьниках гражданско-патриотических чувств находится на острие вопросов, ответы на которые необходимо получить в ближайшее время. А решение этого актуального вопроса современности начинается, прежде всего, на уроках истории и обществоведения. Преподаватели истории, в первую очередь, должны всерьез задуматься, как помочь школьникам стать политически грамотными гражданами своей страны и не затеряться в нынешнем идеологическом вакууме
В Национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России . В новых стандартах исторического образования сказано:
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Патриотизм для россиян – это та «национальная идея», которая способна сплотить общество на созидание и защиту ценностей, которые на всех этапах истории нашего Отечества позволили стране занимать достойное место в мировом сообществе.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству».
В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.
Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала.
Я в своей работе стараюсь, как можно больше внимания уделять патриотическому воспитанию. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал : “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота».
Наиболее огромный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видеоматериалы, презентации и т.д.
На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города.
Еще один методический прием- алфавитная матрица, например к слову -война. В ходе реализации этого приема ученики должны раскрыть суть изучаемого понятия, заполнив карточку-матрицу. Для этого они в каждую строчку вписывают слова, которые не только начинаются с этой буквы, но и связаны по смыслу с изучаемым понятием. Например:
В | взрыв | вторжение | вражеский | Великая | вооружение | военкомат |
О | Отечество | оборона | оружие | оккупация | отечественная | огнемет |
Й(И ) | история | измена | интересы | итоги | интервенция | информация |
Н | нападение | нацизм | нашествие | неожиданно | новости | Нагасаки |
А | армия | агитация | атомная | артиллерия | артналет | авианалет |
Очень хорошо составляют ученики синквейн , написание которого применяется как правило на стадии рефлексии.
Война
Смертоносная, кровавая
Разрушает, убивает, изменяет
Вооруженная борьба между государствами
Уничтожение
Эти и другие приемы помогают погрузить учеников в историю, осмыслить и пережить события, а значит затрагивают и ум учеников и их сердца.
Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.
Школа включилась во Всесоюзное Карбышевское движение, завязалась переписка с дочерью Д.М. Карбышева – Еленой Дмитриевной. Сегодня наши карбышевцы во главе с Сасса Валентиной Федоровной неоднократно представляют г. Кисловодск и Ставропольский край на Всесоюзных Карбышевских слетах и встречах «Фронтовая землянка». С 25 по 26 апреля 2014 года в городе Волжском в рамках Всесоюзного движения "Юные карбышевцы России и стран СНГ" состоялся мини-слет "Землянка". В работе слета под руководством учителя Сасса В.Ф. приняла команда карбышевцев МБОУ СОШ №9 им. Героя Советского Союза И.К.
Каждый год проходит месячник оборонно-массовой работы в рамках которого проходят встречи с ветеранами на уроках истории, традиционной стала торжественная линейка «Памяти Героя Советского Союза, выпускника школы Дводненко И.К.», где мы подводим итоги месячника, и вручаем торжественно приписные свидетельства будущим воинам.,Ежегодно проходит конкурс солдатской песни, праздник к Дню Победы – «Этот праздник с сединою на висках»,
В своей работе по патриотическому воспитанию использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Ежегодно в нашей школе проходит туристко-краеведческий праздник « Край мой любимый». Совершаем экскурсии по нашему региону.
Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Урок истории воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели.
Музей нашей школы становится у нас центром краеведческой работы школы : мы продолжаем собирать материал по истории школы, семей наших учащихся, учителей, проводим экскурсии по музею, принимаем здесь гостей, воспитывая любовь к Родине через историю школы. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...
Методы и приемы, применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы
Методическая разработка в помощь молодым учителям...
Мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при работе с детьми РАС»
Материал раскрывает особенности обучающихся с РАС и приемы работы с ними. Содержит практические приемы эффективной работы с учащимися данной категории....
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся....
Методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания
Методический материал...
«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»
Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...
Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...