Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ на уроках английского языка.
статья по английскому языку (10 класс) по теме
Рассматривая в настоящее время процесс обучения ИЯ с точки зрения его коммуникативной направленности и выделяя приоритетные принципы коммуникативного подхода при отборе содержания, форм и методов для детей с ОВЗ , мы тем самым определяем процесс обучения ИЯ как обучение речевому иноязычному общению. Рассматривая язык как средство живой коммуникации, следует обращать максимальное внимание на развитие спонтанной речи, в том числе диалогической. Формирование навыков диалогической речи у детей с ОВЗ требует особого подхода, в частности использование презентаций (визуальная опора), интерактивных упражнений, выполняя которые ребенок тренирует моторику, а также более частое использование слуховой опоры(аудиофайлы)
Большинство методистов признают 2 этапа в обучении диалогической речи: тренировочный (предречевой) и речевой. Диалогическая речь предполагает умение свободно пользоваться лексическим и грамматическим материалом, причем любая языковая форма должна быть отработана так, чтобы она не являлась препятствием, не мешала думать учащимся о содержании самостоятельного высказывания; т.о. собственно речевому упражнению предшествует тренировочное упражнение. На этом этапе работы ученик прослушивает диалог, и мы с ним выполняем тренировочные упражнения, которые включают в себя и имитационные, направленные на преодоление трудностей фонетического и ритмико-интонационного характера; и различные учебно-коммуникативные упражнения – упражнения на подстановку, трансформацию, ответы на вопросы или придумывание предложений по образцу. Ценность и необходимость такого рода упражнений обусловлена тем, что предварительное восприятие реплик учителя на начальном этапе способствует образованию и закреплению эталона речевого поведения, позволяющего проводить регуляцию и оценку своих речевых действий.
Но выполнение даже большого количества тренировочных упражнений еще не формирует умений спонтанной речи. Поэтому значительная часть времени на занятиях отводиться работе с речевыми упражнениями, где учащийся должен тренировать заученные интонации и структурные модели, приобретенные посредством подготовительных упражнений, в различных мини контекстах и ситуациях. Особенностью речевых упражнений в диалогической речи является развитие умения быстро реагировать на речевые ситуации, безошибочно находить словесную формулу для выражения мыслей, возникших в связи с данными ситуациями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ.
Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи
Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении иноязычной устной речи все же отдается диалогической речи. Согласно социально-коммуникативному характеру различают три разновидности диалогического общения: социальный контакт, деловой разговор и свободная беседа..
Социальный контакт наиболее часто встречается в социально-бытовой сфере общения (покупка газеты в киоске) и протекает недолго в форме так называемого беглого диалога при относительно быстрой смене ролей говорящего и слушающего.
Деловой разговор наблюдается в ряде сфер устноязычного общения: профессиональной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере обучения.
Свободная беседа не ограничивается ни кругом тем, ни временем и является формой межличностного, неформального общения, целью которого выступает сама речевая деятельность.
С точки зрения соотношения речевых мотивов собеседников в диалогическом общении можно выделить: сбалансированный диалог (беседа равноправных собеседников), диалог-распрос (один партнер спрашивает, другой отвечает, например: интервью, беседа врача с пациентом), диалог-дискуссию и диалог недоразумений (непонимание партнерами друг друга, плохой слух собеседника).
С точки зрения величины диалогического текста целесообразно различать: диалогическое единство (2 реплики), микродиалог (3-5 реплик), средний диалог (6-15 реплик) и макродиалог (свыше 15 реплик, например, сцена в пьесе)
Несмотря на то, что у учащихся 10-12 лет (5-6 классы) нет достаточного жизненного опыта, который они могли бы свободно актуализировать, и их устноязычное общение носит ограниченный характер, в целом психологическую характеристику данного школьного возраста следует признать вполне удовлетворительной для спонтанного диалогизирования. Школьники-подростки легко вступают в диалогический контакт, в том числе и на иностранном языке. Учащиеся этого возраста с готовностью отвечают на вопросы собеседника, но инициативу в ведении диалога в учебных условиях обычно не проявляют
Более сложен с лингво-психологической точки зрения возраст 13-15 лет (7-8 классы). Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловлены в значительной степени биологически. Появляющееся чувство взрослости (социально не подкрепленное) представляет собой новый уровень притязаний на положение, которое подросток еще не достиг. Иноязычно-речевая деятельность такого подростка характеризуется контрастностью поведения - от безудержной разговорчивости (логореи) до молчаливой замкнутости.
Необходимо применять разнообразные педагогические средства, активизирующие смысло-эмоциональную сферу обучаемых, кроме того, важно, чтобы и сам языковой материал, и способы его презентации были интересны и занимательны
Из сказанного выше следует, что методическая работа учителя по обучению диалогической речи должна начинаться с составления хорошо продуманного с психологической, коммуникативной и лингвистической точки зрения ситуативно-тематического атласа.
Цели, содержание и система развития навыков диалогической речи
Диалогические умения предполагают владение достаточным запасом функционально разнообразных реплик и включают в себя такие частные умения как:
умение реплицировать (обмен репликами в диалоге);
умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с - речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям;
умение учитывать новых речевых партнеров;
умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации
В обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Выделяют следующие основные характеристики диалога, которые обусловливают трудности овладения этой формой говорения: реактивность и ситуативность.
При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.
Обучение диалогупутем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам
Алгоритм работы учителя при обучении диалогу на иностранном языке путем «сверху вниз» выглядит следующим образом:
. Определить наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы («У врача», «Разговор по телефону»).
. Изучить материалы учебно-методического комплекса и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка учащихся.
. Отобрать или составить диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.
. Определить последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.
. Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.
. В случае необходимости прокомментировать социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.
. Прочитать диалог или проиграть запись.
. Организовать его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.
. Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.
. Аналогично отработать другие типовые диалоги.
. Частично видоизменить речевую ситуацию с целью привнести элемент аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
. Сформулировать речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.
. Продумать использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.
. Спланировать пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса
Ученики
. Знакомятся:
с новыми словами,
с речевыми моделями и клише,
с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.
. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.
. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.
. Учатся быстро реагировать на определенные реплики.
. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.
6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учителя
Опорами для составления собственных диалогов могут служить:
сами тексты диалогов-моделей;
содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
- картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука
Обучение диалогупутем «снизу вверх»предполагает, что у учащихся нет исходного диалога-образца, потому что:
. учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться образцом;
. уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;
. предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся
В данном случае речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения, следовательно, у учащихся необходимо совершенствовать следующие диалогические навыки и умения:
умение задавать вопросы разных типов;
логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;
пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, просьбы и т.д.
Система по обучению диалогической речи включает в себя:
подготовительные упражнения, формирующие материально-операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование);
условно-коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умения реплицировать (произносить стимулирующую и реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом (утверждение - переспрос, вопрос - ответ), т.е. поддерживать двустороннюю активность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Match the words and phrases from the dialogue 1Hello , Emma… 2 I have got…. 3 What about… 4 That`s out… 5…then my mum is going to test me.. 6 I will be allowed out-but not on… 7 But it`s Sarah`s birthday on… 1… to stay in for a whole week 2 Bad news, I`m afraid. 3 I`m sorry, Emma 4…at the end of the week 5…going to the cinema tonight? 6… Tuesday... 7… school nights
Match the words and phrases from the dialogue 8 …she is expecting you… 9 I explain everything 10….you try telling that to my mum 11 She said that there were no excuses and… 12 So I suppose I won`t … 13 That`s right… 14 … You get studying now 8… she will understand 9… at her party! 10 see you until Monday 11 I know… 12 ...I have got to study hard 13 Ok, I will 14 … but please, phone me
Find the answer 1 Why did Emma stay in for a whole week? 2 What holyday will be celebrated on Monday? 3 Emma`s mum is a tough person, isn`t she? 4 When will Emma be allowed out? She failed her maths test. Sarah`s birthday. Yes, she is. If she gets all of her mum`s questions right
Put the sentences in the correct order to complete the dialogue 1What about going to the cinema tonight? 2 Hello, Emma. Bad news. I`m afraid I failed my maths test 3 But it`s Sarah`s birthday on Monday 4 I have got to study in for a whole week 5 That`s out. My mum is going to test me at the end of the week 6 I suppose I won`t see you until Monday at school ? 7 Ok, I will. You get studying now. 8 That`s right, but please phone me. I`ll be so bored at home.
Let`s act out the dialogue Hello, what about going to the cinema? But it`s Andrew`s birthday on Monday! I will explain everything Your mum is a tough one I suppose I won`t see you until Monday? Ok, I will You get studying now! Bad news, I`m afraid That`s out I`ve got to stay in for a whole week That beats everything I have got to study hard That`s right but please phone me I`ll be so bored at home!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методической разработке урока английского языка Развитие навыка диалогической речи по теме: « Америка. Вашингтон – столица США».
Презентация содержит иллюстративный материал к уроку, фонетическую зарядку и упражнение на лексику....
Использование тестов для развития навыков диалогической речи на уроках французского языка в 10-11 классах.
Нужно правильно составить диалог по теме "Знакомство"....
Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".
Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...
Урок английского языка по теме "Развитие навыка диалогической речи по теме "Отдых"" (5 класс)
Урок - открытия новых знаний в 5 классе по УМК "Английский в фокусе" (10 модуль) направлен на введение и отработку новых лексических единиц....
Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка
Развитие навыков диалогической речи на уроке английского языка Главная цель обучения учащихся иностранному языку – научиться общаться, то есть научиться у...
Урок английского языка в 3 классе по теме «SCHOOL AGAIN» С возвращением! Развитие навыков диалогической речи
Урок английского языка в 3 классе по теме«SCHOOL AGAIN»С возвращением! Развитие навыков диалогической речи Содержание урока:Лексика:Активная:day, phone number,begin, ч...
Методическая разработка урока французского языка по теме "Выражение эмоций. Развитие навыков диалогической речи"
Выражение эмоций. Французский язык, 7 класс, УМК "Французский в перспективе". Введение и актуализация лексики, аудирование, развитие навыков диалогической речи. В методической разработке дан...